Детей не надо учить читать

Детей не надо учить читать

Фокус дошкольного образования на конкретных навыках — большая проблема. В современном мире система развития ребёнка должна комплексно развивать интеллект. Обучение буквам, цифрам и социальным навыкам нужно использовать как инструмент для развития мышления.

Ответьте на простой вопрос. Вы знаете хоть одного взрослого, который не умеет читать? Кто-то мучается в попытках понять, какой предмет больше? Не понимает, что это за символы на кнопках в лифте?

Есть такой термин — безусловно приобретаемый навык. Ладно, нет такого термина. Я его только что придумал. Но сути этого не меняет, потому что термина нет, а явление есть. Есть навыки и знания, которые человек в любом случае осваивает в современном мире. В какой бы образовательной среде он ни находился.

Даже если вообще убрать уроки по чтению из образовательной среды (что, конечно, не надо делать), то человек как-то извернется, но научится читать. Это необходимо для выживания, и мозг это знает.

Человек в любом случае научится различать цвета, усвоит названия форм, будет складывать два плюс два, ходить в туалет в специально отведённых для этого местах и пользоваться социальными сетями.

Ну и что? Что такого-то? Разве плохо учить ребёнка буквам? Проблема в сенситивном периоде, который общество использует бездарно. До семи лет можно заложить в ребёнка: способность искать альтернативные пути решения задачи, сформировать вкус, научить проявлять творческий и научный потенциал, показать, как сопоставлять факты и правильно проверять идеи.

Научить тому, что по умолчанию в среду не заложено. Тому, что НЕ УМЕЕТ большинство взрослых. Давайте ещё раз. Детей надо учить тому, что не умеют взрослые. А хард скилы, такие как чтение и математика, надо использовать как инструменты для обучения.

Что значит «использовать хард скилы как инструменты»? Очень просто. Ребёнка можно просто учить буквам. А можно через обучение буквам развивать логическое мышление или способность ставить цели.

Вместо этого, родители всё ещё думают, что обучение детей — это про способность перечислить название цветов. Наших дедов так учили и мы своих внуков так учить будем.

У человека до семи лет идёт самый активный период развития мозга. Что значит «самый активный»? Это значит, что сейчас возможно — при правильном подходе — заложить фундамент, который и сделает из него в будущем самореализованного человека. А не вот это вот всё.

В общем, мысль у меня на самом деле очень простая. Если все взрослые обладают каким-то навыком, то дошкольная среда не должна фокусироваться на обучении этого навыка. Детей надо учить тому, что взрослые не умеют.

Разработкой именно такого подхода я занимаюсь в рамках Комплементарного Интеллекта. Если нужна ссылка пишите в каментах.

Ну ладно, детские сады мы ещё не скоро приведём в порядок. Но как эту прекрасную мысль применить в повседневном быту? Очень просто. Надо начать с себя. Всё, что умеете вы, ребёнок впитает и без ваших усилий. Родитель — это часть окружающей среды ребёнка.

Вы предприниматель — ваш ребёнок разберётся, как зарабатывать деньги. Не надо в него это пихать. Вы художник? У вашего ребёнка будет вкус. Не обязательно кисточками в него тыкать.

Ребёнка надо учить тому, что вы сами не умеете. Тогда у него будут и ваши навыки, и дополнительные. В будущем ему будет проще.

Не разбираетесь в науке — отдайте его в научный кружок. Не умеете мастерить — пусть сколачивает кормушку для птиц. Не разбираетесь в технике — разбирайте технику вместе с ребёнком. Вот прям отвёрткой разберите телефон, который в глубине ящика валяется.

Задайте себе честный вопрос: «Что я не умею, но хотел бы уметь?». Та-дам! План развития ребёнка готов. Заодно и вам какая-то польза перепадёт.

А вот попытка запихнуть в ребёнка то, в чём вы эксперт, скорее всего приведёт к обратному эффекту. Человек кайфует от того, что он сам понял, что сам сделал. В чём сам разобрался. Каждый человек хочет чувствовать себя автором собственной жизни. А если вы говорите ему что делать, то попросту отбираете такую возможность. Никому это не нравится.

В книге Фрикономика приводится прекрасное исследование успеваемости детей в школах. Искали корреляцию между достижениями ребёнка и его: социальным статусом, цветом кожи, дополнительными занятиями и прочим.

Нашли ровно одну стабильную закономерность. Большего добиваются дети, у которых в доме стоит больше книг. Не специальных развивающих детских книг, а вообще всех.

Читающие родители — умный ребёнок. Не читающие — не умный. И неважно, чему учат родители этих детей. Важно, что в каждый момент времени с ребёнком дома взаимодействует начитанный человек. Это среда, которая формирует.

Давайте зафиксируем:

⁃ Ребёнка надо учить тому, что взрослые не умеют.

⁃ Навыки, которыми обладает родитель, ребёнок впитает и без дополнительных усилий.

⁃ При обучении ребёнка родитель должен фокусироваться на том, что сам не умеет.

Кеша

11
1 комментарий

большинство родителей заинтересованы в том ,чтобы заложить базу знаний ребенку ,не все понимают что обучение это долгий и кропотливый путь

Ответить