Как обращаться к читателям в гайдах, рассылках и инструкциях?
На примерах рассмотрим использование разных вариантов обращения: на «ты» и на «Вы/вы». А еще разберемся, как соблюдать гендерную нейтральность в текстах, если это необходимо.
Рассылки, инструкции, уведомления, гайды, лендинги — все эти тексты пишутся как для узкой, так и для широкой аудитории, и каждый раз нужно следить за тем, чтобы текст нормально воспринимался людьми разного пола, возраста и статуса.
Хорошо, если вы уже досконально изучили портрет своей ЦА, определились с ToV компании, выбрали, как и в каких случаях вы будете обращаться к своим читателям. Но если вы только формируете голос бренда, то вам будет интересно посмотреть, какие существуют варианты обращения к аудитории.
Гендерная нейтральность в тексте
В русском языке, как и во многих других языках, есть категория рода. Все существительные принадлежат к одному из трех существующих родов. Нейтральными словами, которые обозначают лица обоих полов, считаются слова мужского рода: пользователь, посетитель, потребитель. Но есть и исключения, например, слово женского рода «персона» или слово общего рода «коллега» (может употребляться как существительное мужского и женского рода).
В гендерно-нейтральных текстах нет мужских или женских форм, есть только нейтральные слова без гендерных маркеров: глагольные формы, притяжательные местоимения и формы прилагательных. Чтобы сделать текст гендерно-нейтральным, можно, например, использовать страдательный залог, безличные конструкции или собирательные существительные, например, «руководство» вместо «руководитель».
Тексты такого вида часто используют в интерфейсах, чтобы избежать гендерной дискриминации пользователей. Например, на кнопке соглашения вместо «Я согласен» лучше использовать нейтральную формулировку «Все понятно».
Как обращаться к читателю, если мы не знаем его пол
Лучше всего использовать вариант обращения на «вы», т.к это местоимение избавляет от проблем с родовыми окончаниями, охватывает большой сегмент аудитории, независимо от пола и возраста, а еще несет в себе уважительный тон (про «Вы» мы поговорим отдельно).
Можно писать этичные варианты, используя добавочные окончания, например: «Я понял(а)» или «Выбирай сам/а». Такие примеры часто встречаются, но их неудобно читать — сбивается ритм, а еще они утяжеляют предложения. Эти конструкции хочется скорее «пробежать» глазами и перейти к другой части текста.
Еще есть такое понятие как гендергэп (от англ. gender gap – гендерный разрыв). Это нижнее подчеркивание, отделяющее часть слова, которая содержит в себе признаки грамматического рода: учитель_ница, красив_а, посетитель_ница. Такие варианты могут тяжело восприниматься, потому что невольно хочется прочитать слово целиком, а не выбирать нужный гендер.
Что нужно учесть при обращении на «ты»
Если приложение ориентировано на молодую и современную аудиторию, если бренд хочет быть ближе со своими клиентами, то часто в этих случаях используют обращение на «ты». Звучит круто — такой неформальный тон ставит, например, блогера на один уровень с подписчиками.
Но в этом случае есть одна проблема — гендерные окончания, особенно у глаголов в прошедшем времени: «ты получила, «ты приобрел».
Если аудитория однополая, то можно обращаться ко всем как мужчинам или как к женщинам, но это работает не всегда. Даже если вы уверены, что ваша аудитория на 99% состоит только из женщин или только из мужчин, то не забывайте про оставшийся 1%. Помните, что людей может задевать неправильное к ним обращение.
Если вы хотите обращаться к своей аудитории на «ты», то старайтесь избегать гендерных маркеров, о которых мы писали выше: глагольные и отглагольные формы, притяжательные местоимения и формы прилагательных.
А еще встречаются варианты, когда известно, что аудитория молодая, но «тыкать» им не хочется — тогда уместно использовать обращение на «вы», но разбавлять письма современным словами. Главное, чтобы ЦА была на одной волне и понимала голос вашего бренда.
Вы уважаете меня или нет?
Считается, что «Вы» — вежливая форма обращения к одному лицу в письме, а если написать «вы», то все уважение куда-то сразу же пропадет.
На самом деле, обращение на «вы», даже с маленькой буквы, уже подразумевает вежливый и уважительный тон к собеседнику, т.к. предполагает дистанцию между людьми, в отличие от обращения на «ты». Поэтому акцентировать внимание на большой букве необязательно. А вот если обратиться к нескольким лицам на «Вы», то это будет считаться грубой ошибкой.
Есть много компаний, которые используют вариант «Вы» в деловом общении, и это нормально, особенно если выбор основан на исследованиях, подтверждающих, что их клиенты предпочитают именно такое обращение.
Помните, что уважительным текст делает не большая буква, а его содержание.
Что в итоге
Каждое обращение имеет право на существование, если оно используется уместно и корректно считывается вашей аудиторией. Не забывайте тщательно исследовать ЦА и учитывать ее разные сегменты. Дополнительно стоит прописать допустимое обращение к аудитории отдельным пунктом в редполитике компании.
Если обращение уже выбрано, то придерживайтесь его во всех текстах, иначе у читателя может возникнуть диссонанс. Например, в одном из писем от Золотого Яблока изначально используется обращение на «ты», а потом внезапно появляется «вы».
Если вы только выбираете подходящий вариант обращения, создайте тестовые рассылки или проведите опросы среди клиентов — все это поможет принять верное решение.