{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

И в море, и на суше. Как дистанционное обучение помогает морякам

Вертолет падает в море, и у экипажа на борту есть всего несколько секунд, чтобы выбраться из кабины... К счастью, это смоделированная ситуация — практическое занятие в Институте повышения квалификации при Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Это одно из крупнейших учебных заведений в России, где готовят морских и «береговых» специалистов для транспортной отрасли и судоходных компаний. Подобных тренингов там проводят много — тушение пожара, заделывание пробоин, спуск шлюпки на воду и управление судном на тренажере с визуализацией в 360 градусов.

Чтобы поддерживать уровень компетенции, капитанам приходилось большую часть времени вне рейса проводить на учебе

От уровня знаний капитана во многом зависит сохранность груза и команды. Чтобы поддерживать должный уровень компетенции, судоводителям приходилось большую часть времени вне рейса проводить на учебе, и времени на жизнь практически не оставалось.

Теперь даже в море можно обучаться дистанционно. Рассказываем, как это работает в Институте повышения квалификации Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Так выглядит портал дистанционного обучения для капитана

«Обучение моряков имеет свои особенности», — объясняет директор Института Алексей Кондратьев. — «Одного диплома ВУЗа недостаточно для работы в море, необходимо также пройти дополнительную подготовку и получить рабочий диплом, с которым можно идти устраиваться в судоходную компанию».

Управление судном на тренажере с визуализацией в 360 градусов

В программе повышения квалификации есть практическая часть и теоретическая, которую решено было преподавать дистанционно. Необходимость дать штурманам, капитанам и механикам возможность отдохнуть между рейсами стало одним из главных стимулов внедрения дистанционного обучения в Институте. «Это эмоционально и физически чрезвычайно тяжело несколько месяцев провести в море, потом пойти учиться на два месяца, и снова на судно», — говорит Кондратьев.

В программе повышения квалификации есть практическая и теоретическая части

«В общей сложности я, как капитан судна, провожу за партой по три-четыре месяца, а учитывая, что после обучения необходимо пройти процедуру повторного дипломирования, то без отпуска я могу провести до полугода», - говорит Дмитрий Скороходов, капитан танкера-химовоза «Александрос». В этом году Скороходов частично проходил обучение у себя на судне, что сократило срок пребывания в университете. «Очень рад, что появилась такая возможность и я могу проводить больше времени с семьей. Весь учебный материал доступен постоянно».

Материалы доступны на мобильных устройствах даже без доступа в интернет

Проходить обучение можно прямо во время рейсов. Софт, который используют в Институте, позволяет загружать контент на мобильные устройства и изучать его даже без доступа в интернет. Такая подготовка на судне в полной мере соответствует международным морским требованиям (Международная Конвенция ПДНВ-78) и называется "on board training".

Выбор платформы

Как рассказывает Кондратьев, идея внедрить дистанционное обучение в ГМУ им. Ф.Ф.Ушакова пришла уже давно. Изначально использовали opensource систему для управления курсами Moodle, но от нее пришлось отказаться. «Система хорошая, но сложная. Нужен отдельный специалист, который разберется в интерфейсе, раздаст задачи и так далее. Это не использование «из коробки», когда открыл и тут же пользуешься», — говорит Кондратьев. В итоге, от такого решения отказались в пользу iSpring. «Тебе нужно 15-20 минут, чтобы разобраться и начать работать. Не нужны никакие серверы и администраторы. Все уже готово для работы», — поясняет Кондратьев.

Вопрос из учебных тестов

У такого решения было два важных преимущества, подходящих именно для задач Института повышения квалификации при ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова. Во-первых, доступ к курсам можно получить из любой точки мира, ведь моряки не привязаны к какому-то конкретному месту. Во-вторых, iSpring позволяет просто работать с видеоконтентом. «Загружаешь файл, и он сразу доступен для всех обучающихся, не нужно танцы с бубном проводить, чтобы кодек совпадал, и окно нужного размера открывалось», — говорит Кондратьев.

Почему видео? Для Института повышения квалификации снять лекции преподавателей и на их основе сделать обучающие курсы оказалось самым быстрым и простым вариантом запустить дистанционное обучение. В некоторые видео добавили графику, чтобы было проще понять материал.

В этом году к тесту системы должны присоединиться филиалы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Севастополе

К концу года Институт планирует увеличить не только число слушателей, но и расширить географию предоставления услуг. «Платформа электронного обучения доступна из любой точки мира, но специфика обучения моряков требует отработку тренажерных занятий и сдачу итоговой аттестации лично на базе одобренного морского образовательного учреждения», — объясняет Кондратьев. В этом году к тесту системы должны присоединиться филиалы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Севастополе.

Сейчас в системе дистанционного обучения моряков доступно 15 курсов. Всего Институт повышения квалификации реализует 230 подготовок, и конечной целью является сделать курсы по всем. Средняя продолжительность курса различается от 8 часов до 150 часов. «Мы не спешим с открытием дистанционных подготовок, и все сначала тщательно тестируем. Никому из нас не захотелось бы быть на борту морского судна, экипаж которого прошел бы ненадлежащую подготовку», — объясняет Кондратьев. При этом, по его профессиональному взгляду, за такой подготовкой будущее.

0
2 комментария
Make Luv

Мечта - прокатиться рейс на контейнеровозе, каком-нибудь здоровенном панамаксе. Как осуществить? Может кто туристический стартап организует?

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Ахмадуллин

Начать на ГОА и выйти на Мале (Мальдивы)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда