{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Битва за поиск: как Lycos проиграл Google из-за жадности менеджмента

Рассказываем, как лидер среди поисковиков 90-х упустил свой шанс.

Короткий путь к миллионам

Июль 1994 г., Питтсбург. Группа исследователей Университета Карнеги — Меллона во главе с Майклом Маулдином запускает веб-сайт Lycos, одной из первых в мире поисковых систем. Проект выглядит перспективным и многообещающим — инвесторы вкладывают в интернет-компании бешеные деньги, говорят о «новой экономике», про пузырь доткомов никто ещё не думает.

Стартап понравился венчурным капиталистам, первые инвестиции составили порядка двух миллионов долларов. CEO компании Боб Дэвис был убеждён, что из Lycos можно сделать глобальную корпорацию, способную зарабатывать огромные деньги на рекламе. К началу 1995 года Lycos индексировал 1,5 млн страниц, к концу 1996-го — более 60 млн, что сделало его крупнейшей поисковой системой того времени.

Стратегия Дэвиса заключалась в партнёрстве с другими стартапами и разделении доходов от рекламы. И это работало — по мере увеличения количества индексируемых страниц росло и количество пользователей. Рекламодатели выстраивались в очередь. В 1996-м, всего через два года после основания, Lycos вышел на IPO. Инвесторы оценили компанию в $300 млн.

Счастливый CEO Боб Дэвис радуется IPO

Поиск на миллиарды

Главными конкурентами Lycos были Excite и Yahoo. Все лидеры рынка платили браузеру Netscape за то, чтобы тот направлял к ним трафик, а затем уже пытались удержать пользователя на своих сайтах. Логика была весьма простой: чем дольше пользователь на сайте, тем больше рекламы он видит. Много рекламы — много денег.

При этом с самим поиском у Lycos не всё было гладко. Обновление каталога сайтов занимало от 6 до 9 месяцев, иногда не успевали даже проиндексировать сайты партнёров. На решение этой проблемы ушёл почти год. Затем стало ясно, что перед всеми крупными поисковыми системами стоит дилемма: поддерживать ли появившийся в 1998-м Открытый каталог сайтов всемирной паутины aka Open Directory Project, ODP?

Добровольное коммьюнити редакторов принимало участие в развитии каталога, который давал новые возможности для поиска. Менеджмент Lycos быстро осознал, что наёмные работники не сравнятся по эффективности с редакторами, работающими ради идеи интернет-революции. Они поддержали ODP, в который на тот момент входило более четырёх миллионов сайтов. Lycos стал безоговорочным лидером, завоевавшим у конкурентов самый большой кусок на рынке.

Начало конца

В конце 90-х разработчики Lycos начали понимать, что их рекламные механизмы перестают работать. Путём исследований они поняли, что пользователь игнорирует всплывающую на странице яркую рекламу, совершенно не относящуюся к его поисковому запросу — он концентрируется лишь на том текстовом контенте, который ищет. Вывод был очевиден — рекламу нужно интегрировать в текст и учитывать контекст.

Стартовая страница Lycos, 9 ноября 1999 года

Однако вывод полностью противоречил позиции менеджмента. Руководство компании было убеждено, что чем ярче рекламный блок, тем выше вероятность, что пользователь его заметит. Ещё хуже было с восприятием новых веяний у рекламодателей: те и вовсе руководствовались телевизионным мышлением, считая, что нужно «завалить» пользователя рекламой — тогда и будет результат.

Переход на новую систему вызвал бы сомнения партнёров, следствием бы стало снижение выручки и падение стоимости компании. Менеджеры Lycos, каждый из которых имел в кармане опцион, решили не рисковать. А вот в Google тем временем совершенствовали поисковые механизмы и рекламу и терпеливо объясняли рекламодателям, что в долгосрочной перспективе такая стратегия будет выигрышной.

Гигант погибает

2000-й год ознаменовался крупной сделкой — Terra Networks, дочерняя структура испанской корпорации Telefónica, приняла решение о поглощении Lycos за баснословные $12,5 млрд. Сумма в 20 раз превышала оценку компании на IPO. Сделка была закрыта, на рынок вышел гигант Terra Lycos.

Но к тому моменту пузырь доткомов уже лопнул. Сказалось это и на поисковиках, зарабатывавших миллионы на неэффективной рекламе. Lycos пришлось отказаться от использования собственного поискового движка и перейти на продукт норвежской компании FAST (в 2008-м её купит Microsoft).

Заголовок Ведомостей 13 лет назад

В августе 2004-го Terra объявила о продаже Lycos южнокорейской Daum Communications Corporation (сегодня — Kakao) за $95,4 млн — менее 2% от суммы, которую испанцы выложили 4 года назад. Некогда лидирующий поисковик перепродали снова в 2010-м, теперь уже за $36 млн — сейчас он принадлежит индийской компании Ybrant Digital.

Крах Lycos во многом стал вехой для новой интернет-эпохи. Менеджмент банально не смог смотреть на перспективу и отказаться от сиюминутной выгоды, а потому компания погибла.

Теперь мы все гуглим.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Госпожа Белладонна

Подозреваю, менеджеры реализовали свои опционы в момент продажи компании, и им просто было важно не спугнуть лоха.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Greenwood
Ответить
Развернуть ветку
Маэстро торговли

конечно. это ж классика. в принципе, в этом главная ловушка таких быстрорастущих стартапов

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

топ-менеджеры не особо толерантны к риску, и как говорил основатель небезызвестного стартапа "Им важно не проиграть, а мне надо выиграть"..Вот и вся разница!

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Пф, так они по определению не будут к нему толерантны, будут тупо сидеть и ждать зп и бонусов. Лично это кучу раз наблюдал в компаниях где работал. Все держится либо на собственнике либо на инвесторах. Это их обязанность следить , в противном случае все всегда пойдёт вниз

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Артур Малосиев

Моей любимой была Altavista, но и ей RIP.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam

В свое время была самой шустрой по скорости среди всех, но и она рипнулась

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мальдивский трудоголик

Яркий пример того, что если что-то на пике какого угодно бума (в данном случае доткомов) прет в гору, это ещё не значит, что так будет всегда. Рыночек все порешает, люблю это говорить)

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

во время второго бума wework вспоминается..

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Какой же это крах Лайкос? )
Это мега-провал Terra. А у Лайкос и ее акционеров все сраслось в лучшем виде.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Potrubeiko

Я, в свое время, Апорт предпочитал)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Казанцева

Смотрю на страницу от 99 года и не знаю, смеяться или плакать

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

Гугл недалеко ушел в то время)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
FirstJohn

смех сквозь слезы)

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

Многие компании как раз и погибают из-за одного ключевого решения... И здесь Lycos не исключение. обычно это просто недальновидность основателя с менеджментом...Короче этот Боб Дэвис слил компанию на триллион (привет гуглу).

Ответить
Развернуть ветку
Axel

По нему видно в общем-то что подозрительный чувак

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Станислав

ну в 2000 реально технологическая революция в сети произошла. Все чепухня из 90-х стала не нужной и убогой. Не все это поняли правда.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Спирин

Прогресс не остановить и к нему приходится только приспосабливаться

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artemy

Стараюсь не гуглить (но хотя бы 1-2 раза в день приходится)

Ответить
Развернуть ветку
Rustam

Самый живой среди старейшин поиска — это Yahoo, походу

Ответить
Развернуть ветку
FirstJohn

данные в гугле по этому поводу как-то разнятся)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Svetlana Borisova

По поводу рекламной политики на поисковиках. Есть мнение, что они берут деньги со всех рекламодателей, но сами «скликивают» рекламу чтобы не засорять ею поисковик, но не терять при этом доход. Было бы интересно мнение специалиста по этому вопросу.

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Если бы было скликивание, за рекламу перестали бы платить. Стоимость привлечения через интернет обычно в разы меньше, чем по другим каналам рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей К

Тема вообще не раскрыта. При чем тут жадность? Почему Lycos пришлось отказаться от своего поиска?

Ответить
Развернуть ветку
FirstJohn

Интернет быстро разрастался, и Lycos не потянули такие объёмы, потому что вместо работы над своим поисковым движком сконцентрировались на рекламе. В итоге их выкупила FAST, которая разрабатывала более продвинутые поисковые алгоритмы

Ответить
Развернуть ветку
Sam Greenwood

Потому что содержать этот движок становится невыгодно, очевидно же

Ответить
Развернуть ветку
Denis Potrubeiko

Интересно, кому проиграет Гугл из-за своей самонадеянности?

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Bing + ChatGPT ?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сара Умарова

Выживают сильнейшие

Ответить
Развернуть ветку
Sergei E

В данном случае - лживейшие и лицемернейшие змеи.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei E
... те и вовсе руководствовались телевизионным мышлением, считая, что нужно «завалить» пользователя рекламой — тогда и будет результат.

То есть гулагл, по сути, сначала втерся в доверие пользователям (конфетно-букетный период без навязчивой рекламы и с лживыми лозунгами "don't do evil"), а потом пришел к тому же самому телевизионному мышлению: назойливой рекламы в тытупе сейчас еще больше, чем на ТВ. И как это называется? А я отвечу: демпинг и недобросовестная конкуренция это называется. Сначала выбираем убыточную, но приятную для пользователя модель работы, а потом, устранив конкурентнов, отыгрываемся сполна. За такое надо засуживать ниже ватерлинии.

Теперь мы все гуглим.

Простите, не мы, а вы.

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда