Немного помечтаем

В последнее время очень часто занимаюсь тем, что смотрю и оцениваю функционал систем автоматизации закупок. И в конечном итоге, это заставило задуматься: а как все это будет происходить через пять-десять лет? Умом понимаю, что прогнозировать развитие сугубо прикладных областей дело неблагодарное, но все-таки попробую.

Но сначала расскажу, как был организован процесс закупки в строительной компании до 2010 года. Это выглядело очень забавно) Во-первых, почти никто тогда не пользовался электронной почтой; мессенджеров в современном понимании не было и в помине. Единственный инструмент, который позволял обмениваться данными, это факс.

До сих пор с содроганием вспоминаю фразу “стартую”, которую я в день произносил бессчетное количество раз. Или процесс оплаты счета поставщика, бухгалтер, подписав платежные поручения в бумаге у директора, ходила в банковское отделение и оплачивала платежи. Это почему-то всегда занимало у нее полдня и обязательно вторую половину. Наверное, она очень расстроилась, когда платежи стали осуществлять удаленно)

А процесс поиска поставщиков - это же целое искусство. Вряд ли кто то сейчас вспомнит, но были такие справочники, назывались “желтые страницы”, и вот там-то и находилась вся база. А еще они обновлялись каждый месяц. В итоге у меня в кабинете все стеллажи были забиты этими справочниками с закладками. Очень эффектно выглядело, сразу было видно, что рабочий процесс идет.

Резюмирую, на что в условном 2008 году уходил 1 рабочий день, сейчас занимает примерно 2 часа, а то, что делалось две недели, сейчас выполняется за пару дней. Прогресс очевиден, и надо сказать, что движение с каждым годом в сторону упрощения процесса только ускоряется.

Итак, побудем немного Вангой.

С большой вероятностью, в строительных проектах потребность в материалах будет определяться точно вплоть до гвоздя еще на этапе проектирования. Этому способствуют методы BIM-проектирования и подобных систем. Более глубокая интеграция с системами учета и контроля позволит уйти от ручных подсчетов и формирования потребностей компании в материально-технических ресурсах. Этот процесс уже в такой стадии развития, что еще несколько лет и в этой области уже не будет темных пятен.

Как только вы получаете адекватную сформированную потребность строительной компании в материалах, сразу же возникает желание понять стоимость материалов и законтрактовать их, заключить договора, фиксируя цены и таким образом минимизировать свои риски.

Сейчас таких сервисов нет, да и поставщиков и производителей, которые были бы готовы планировать работу таким образом, пока маловато, но к этому придем, и инициаторами в этом будут, прежде всего, крупные компании-застройщики.

И, кстати, еще один прогноз - с рынка уйдут мелкие компании-застройщики, а средние компании будут испытывать очень сильное конкурентное давление со стороны крупных. В конечном итоге сформируются крупные промышленно-финансовые группы, объединяющие в себе производство, строительство, финансы и девелопмент. Прообразом такой компании является Группа ЛСР.

Итак, мы имеем сформированную потребность в материалах до начала строительства. Имеем актуальные цены поставщиков и сроки строительства. Ну и, соответственно, график финансирования. Остается только создать систему (экосистему, как в последнее время модно говорить), которая позволит ее участникам объединиться и осуществить все бизнес-процессы.

В этом направлении и будут двигаться все сервисы, которые сейчас нацелены на автоматизацию процесса снабжения. И вероятно, серьезную конкуренцию им составят компании, которые разрабатывают решения для контроля строительного процесса. На наших глазах выстраивается целая отрасль, очень консервативная отрасль, и это очень интересно.

1 комментарий

Да, процесс закупки в строительной сфере нужно отдельным курсом преподавать и то, на практике, как обычно по - другому всё выходит