{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Быть алмазом, а не углем по Фридриху Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше известен, в том числе благодаря неоднозначному отношению к его идеям. Их вырывали из контекста, выделяли какую-то одну сторону и затем уже либо превозносили, либо низвергали. Ницше ставил перед собой фундаментальную задачу — критика старых ценностей, чтобы расчистить дорогу для новых. Мораль, продиктованная господами так же устарела, как мораль рабов. И если идеи Ницше новых ценностей до сих пор вызывают споры и остаются актуальными спустя полтора века, то значит потенциал еще не исчерпан. В 1960 годы был всплеск интереса к наследию Ницше, оказавший влияние на экзистенциализм, постмодернизм и постструктурализм. Этот интерес не угас до сих пор.

1 Ницше на портрете Эдварда Мунка

Идея неравенства, на мой взгляд, вызывает наиболее острые противоречивые чувства. В XIX веке шла борьба за права низших сословий, сейчас за равные права между различными социальными группами. А Ницше не принимал равенства во всех его проявлениях. Но речь шла не про равенство по происхождению или по некому набору общих прав. Ницше говорил о неравенстве результатов человека. Он считал, что великих личностей было мало: «Народ — это обходной путь, который природа использует, чтобы прийти к шести-семи великим мужам. — Да, и чтобы потом обойти их стороной». Но эти немногие и должны служить ориентирами, образцом для подражания.

Но в ближайшем окружении практически невозможно найти эталон. Различие в культурном развитии Ницше выдел даже на примере своей семьи священников. Дед Ф.Ницше по отцу был доктором теологии, автором нескольких богословских трудов. Дед по матери был сельским священником, автором 11 детей и 36-ти ульев. Человек, которые будет разделять Ваши ценности, стремления и цели будет вероятнее всего не из ближнего окружения. Этика дальнего по Ницше — это противопоставление любви к ближнему. Любовь к дальнему — это влечение к отдаленным, не сиюминутным благам, к «дальним» для нас людям в пространстве или во времени (потомкам).

2 Камень Ницше, близ Сурлея, послуживший источником вдохновения для Так говорил Заратустра

Идея стремления к совершенству и отрицания любви к ближнему развивается в ключевом его произведении, где Заратуста ходит между людьми, как между клочками будущего, мечтая их свести воедино вопреки слепому случаю. И в притче про алмаз и кухонный уголь он показывает разницу в делах между близким родственниками. И призывает быть твердым, чтобы «класть вашу руку на тысячелетия, как на мягкий воск»...

Сейчас интернет позволяет найти себе далекого в пространстве, но близкого по идеям человека. И оставив бессмысленные споры об очередном равенстве, равняться на великих людей, чтобы не оставаться «кухонным углем», а стать алмазом.

Интересно? Еще можно почитать

1 «В 1899 году глубокое впечатление на молодого Черчилля произвёл сэр Ивлин Бэринг (будущий лорд Кромер), занимавший тогда пост британского генерального консула в Египте. Он правил, как писал Черчилль, спокойствием, снисходительностью и ожиданием, но в первую очередь невыразимым терпением. По словам Черчилля, сэр Бэринг совсем не заботился о производимом впечатлении, он интересовался только осуществлением своих долгосрочных целей и планов. Для Кромера имело значение не уважение к его личности, не титул, а только результат его усилий. Черчилль пишет: «Его обязанности не были чётко определены; он мог бы быть ничем, но в действительности он был всем. Его слово было законом». И поэтому для Черчилля Кромер являлся «воплощением высшей власти без помпы и блеска». Черчилль отослал свою рукопись «Войны на реке» лорду Кромеру, который очень придирчиво отредактировал ее. В письме к Черчиллю он так комментирует свою работу: «Мои замечания, я знаю, часто были очень резкими», но: «Я сделал для Вас то, чего всегда просил от других для себя». Потому что «невозможно выразить, насколько лучше, если на твои ошибки указывает друг ещё до того, как ты начал действовать, чем враг, когда уже поздно что-то изменить»

Этот и еще 31 материал VIKENT.RU по теме Результаты творческой личности

2 Видео: Ответы на Ваши сложные вопросы по ТРИЗ, РТВ и ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда