Как будет умирать пакетный туризм

Пока главы российских туркомпаний оптимистично смотрят в будущее и повторяют, что крах Thomas Cook никак не скажется на рынке, Booking.com запускает пилотный проект по продаже авиабилетов и строит платформу, на которой можно будет спланировать «путешествие под ключ». Что значат эти изменения? Предлагаю посмотреть на несколько важных трендов, которые определят то, как мы будем путешествовать через несколько лет.

В закладки
YouTravel.me

Согласно данным Statista, онлайн-продажи тревел-услуг в мире продолжат расти и к 2020 году оборот достигнет 817 млрд долларов. Агрегаторы авиабилетов и отелей уже не удивляют даже поколение постарше, а агрегировать такие платформы начинают не только отдельные виды услуг, а все, что необходимо в путешествии. Набирает популярность так называемое динамическое пакетирование: билеты и отели из баз данных поставщиков складываются в единое предложение, туда же добавляются дополнительные услуги - страхование, билеты в музеи и театры и другое. Мировые гиганты отрасли взяли тренд на расширение предложения и создание единой платформы для организации путешествия «под ключ». Но об этом в России почти не говорят.

Я внимательно следила за реакцией отрасли на новости о банкротстве крупнейшей туристической компании Thomas Cook. Обсуждать это событие как символ заката классического турагентства как модели совсем не популярно. На конференциях и в СМИ больше говорят о высоких расходах на собственную авиакомпанию, Brexit и так далее. Причины звучат убедительно, но с тем, что крах Thomas Cook не определенный знак для классического сегмента рынка согласиться довольно сложно. Конечно, «пакеты» не умрут завтра, и значимая доля туристов продолжит ездить в all inclusive в Турцию, но в ближайшие годы драйвить отрасль будут явно не классические пакетные туры. И вот почему.

Другое поколение путешественников

Самая первая и очевидная причина – аудитория пакетных туров стареет. По данным Onlinetours, только 6-7% аудитории пакетных туров совершают покупку онлайн. Вместе с тем онлайн-покупка авиабилета, бронирование отеля стали проще и доступнее. Новое поколение, те, кому сейчас 18-30 лет, легко ориентируются в сети и готовы сделать «домашнее задание»: провести несколько часов, исследуя Google и соцсети и пытаясь отыскать что-то интересное. При этом эти путешественники уже родились с возможностью повыбирать.

YouTravel.me

Каждый день новая молодая прослойка потребителей тревел-услуг формируют свое мнение о путешествиях за просмотром блогов, а также под влиянием массовой культуры и моды. После выхода Game of Thrones стали сверхпопулярными места съемок сериала, после нового «Джокера» - лестница в когда-то опасном районе Бронкса. Завтра появится новое сиюминутно знаковое место, и путешественники туда отправятся. Им нужны свежие яркие впечатления и такие же яркие фотографии в Instagram.

Новый фокус - впечатления

Новое поколение путешественников черпает идеи для поездок в блогах. А социальные сети и инфлюенсеры не рассказывают про то, как поехали на Мальдивы пакетными турами, наоборот, они формируют желание выделиться и показать что-то эксклюзивное. Стало модным посещать места, в которых никто не был. Фотографией Эйфелевой башни в ленте сегодня мало кого удивишь, а вот карточкой из сафари со львом или после погружения в океан с акулами – совсем другое дело.

На этом фоне закономерен рост инвестиций в проекты, которые предлагают путешественникам «впечатления» локальный опыт и «активности». В этом поле работают две категории компаний - активности «здесь и сейчас» (Klook (сумма инвестиций, согласно Crunchbase, - $521.5M), Getyourguide ($654.5M) и гиганты - Airbnb, Booking, подразумевают бронирование на месте, когда вопрос с направлением решён) и «заранее» (Tourradar, YouTravel.me).

Аудитория не хочет сбиваться в группы, а хочет образовывать коммьюнити

То, что сейчас происходит с путешествиями, похоже на изменения в паттернах потребления информации. Раньше мы смотрели один телеканал и читали один журнал, а сейчас на первый план выходят блогеры и онлайн-сообщества, медиа, которые поддерживают двустороннюю связь с аудиторией. Успешны в онлайн-пространстве те, кто понимает важность взаимодействия.

Растет количество небольших организаторов с узкой тематикой путешествий и спрос. Частота поиска “авторского тура” в “Яндексе” в августе 2019 года выросла в два раза по сравнению с августом 2018-го. Небольшие организаторы предлагают более глубокий и качественный опыт погружения в новую страну и персональный подход. Уже сейчас можно легко найти и забронировать онлайн авторские туры с единомышленниками, объединенными узкими интересами: отправиться изучать костюмы XVIII века в Париж с историком моды, с компанией хиппи поехать на Burning Man в США, продегустировать вино в Бургундии с винным критиком или решиться на треккинг по Эльбрусу с опытным покорителем вершин. Звучит дорого, но фактически такие предложения с каждым днем становятся доступнее благодаря разделению стоимости поездки между участниками группы и появлению новых небольших организаторов, соответственно - росту конкуренции в нише авторских туров.

YouTravel.me

Индивидуальные путешествия становятся доступнее

Рынок путешествий стремится к упрощению планирования и организации путешествия, дешевизне, уникальному и персонализированному опыту, при этом будут выигрывать проекты с высокой ориентацией на потребителя и его узкие интересы и конкурентной ценой.

Благодаря появлению новых технологий, которые в автоматическом режиме будут подбирать идеальный маршрут, и развитию маркетплейсов направление персонализированных туров будет быстро расти и становиться доступнее.

Тенденция к устранению оффлайн-посредников, которая уже набирает обороты, постепенно способствует консолидации рынка оффлайн-агентств: скоро вместо 1000 локальных игроков останутся десятки крупных национальных и международных. Другие агентства уступят свое место небольшим, но гибким и быстро схватывающим запросы путешественников организаторам туров и гидам. Они же будут выходить напрямую к клиентам через удобную инфраструктуру, анализирующую потребности и интересы потребителей, - агрегаторы и маркетплейсы. Если сложить все вместе, то продукт уже не столь далекого будущего - это групповой или индивидуальный тур от профессионального гида-одиночки или небольшого организатора, предлагающего нестандартные кастомизированные программы и персональный подход.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ольга Бортникова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 42, "likes": 12, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 90389, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 30 Oct 2019 15:08:33 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90389, "author_id": 355548, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90389\/get","add":"\/comments\/90389\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90389"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Полная хуета. Сам думал так. И такое говорят уже лет 10. Те, кто не понимает, зачем нужен агент.
Турагент нужен чтобы он сказал: "туда езжай, там тебе понравится".

Ответить
1

В статье и пытаются сказать, что доля людей, которым нужно "туда езжай, там тебе понравится" все же с годами падает, хоть и очень медленно. Насколько я понял автора.

Ответить
2

Увы, я точно такое же мнение слышу уже лет 10. И сам в это верил. А по факту все иначе. Берем российский рынок пакетного туризма. А там на 1х местах Турция и Библиоглобус с Черным морем. Как продается Турция? 60% - это Пегас. Что такое Пегас? Это свои АК (две), свои линейки отелей. Также в отельку идут и Корал, и Аннекс - то есть, они не просто пакеты продают, а продают размещение _В_СВОИХ_ отелях, с перелетом _В_СВОИХ_ авиакомпаниях. Библиоглобус примерно также... О каком к черту снижении потока речь? Те же пакеты как Flight+hotel были предложены Экспедией еще в 2006. И что? С тех пор кто-то из крупных ТО умер из-за ухода клиентов к Экспедии? Нет! Более того, Экспедия не заточена под продажу пакетов - вот и раздел vacation packages пришлось убрать...

Ответить
0

А Томас Кук помер не сколько от снижения пакетного потока, сколько от того, что начал активно скупать мелких туроператоров и набрал кредитов.

Ответить
5

Ну не через несколько лет, это точно.
Пока существует традиция семейного пляжного отдыха, пакетный туризм никуда не денется.Чувствовать себя хуже - ну да. Но чтобы опустели пляжные отели в Турции и Тунисе? Люди годами летают в одно и то же место, чтоб провести летний отдых. Они не переквалифицируются в бэкпекеры. 
Или могучая прослойка Тагииииила, летающая чартерами, закупающаяся в дьютиках, активно бухающая всёвключенное местное отельное пойло переключится на маленькие заброшенные деревушки?
Да блин, ёмкость авторских туров составляет доли процента от спроса на отдых. Если повысить их ёмкость - они превратятся в такие же стандартные шаблонные убожества. Потому что как только там подскочит спрос, туда активно ломанутся последователи и всё испохабят. 
Как пример. Кто является крупнейшим производителем крафтового пива в России? Волковская пивоварня.  Цех Московского Пивоваренного Завода. Бугага. Так и крупнейшим поставщиком авторских туров станет условный Anex-tour

Ответить
1

Михаил, спасибо за интересный комментарий. Со многим из написанного согласна. Конечно, пакетный отдых не умрет- мы об этом говорим в начале статьи, но акценты в мире смещаются в другую сторону. Мы в первую очередь описываем глобальный тренд: путешественникам становится скучно в пакетном формате, путешественник сам качественно меняется, это меняет бизнес-модели крупных компаний и стартапов в том числе, и все это, пусть и гораздо более медленными темпами, неизбежно придёт в Россию. Вопрос в количестве времени. Кстати, про семейный отдых: думаю, что туристический «продукт будущего» будет ориентирован и на семьи тоже. Мы уже сейчас видим продажи авторских туров среди этой категории: папа и сын, родители и ребёнок, две семьи и т.п. формируют отдельную группу авторского тура. Да, их совсем немного, но тренд растущий, если есть подходящее предложение.

Ответить
1

Вчера вечером общался с техдиром крупного агентства  по продаже билетов и путевок. У них на сайте вполне работающий маркетплейс авторских туров уже запущен. Спрос мизерный, но есть

Ответить
3

Абсолютно согласна с автором! Супер материал! 

Ответить
0

Юлия, спасибо! Приятно)

Ответить
3

Наша компания занимает по слову "авторские туры" Топ 3 Яндекса в регионе Москва. По статистике просмотров колоссальное количество, а реальный спрос, подкрепленный покупкой, близится по этому продукту к нулю. Статья напоминает мне размышления "куда бы я поехал, если бы у меня были деньги":) Большинству российских потребителей авторские туры сейчас просто не по карману. Читать тревел блоги и разделы авторских туров и иметь возможность регулярно приобретать данные турпродукты, большая разница. 

Ответить
0

да и фотки в инете можно посмотреть, а поехать все равно в анталию

Ответить
2

о том что Кук обанкротился из-за падения популярности пакетного туризма, я читал буквально в каждой статье об этом событии - на медузе, белле, здесь

Ответить
0

Обанкротился он скорее от того, что начал активно скупать региональных туроператоров и сильно перебрал кредитов.

Ответить
2

Не езжу по путевкам уже 10 лет. Потому что они как минимум дороже. Свой отпуск составляю сам. Ловлю недорогие билеты в нужные мне места и покупаю гостиницу и страховку. Далее на месте уже определяюсь с развлечениями, если заранее не смотрел. 
Путевку брал только в Андорру, чтоб самостоятельно с Барселоны не добираться и меня каждое утро возили на склон, а не я сам добирался до него. 

Ответить
–1

держите нас в курсе!

Ответить
2

Комьюнити на смену группе. Интересная тема.

Ответить
1

Согласен с автором. Происходит смена поколений, на арену выходят миллениалы, которые двигают экономику впечатлений. Они и будут основными трендсеттерами. 

Ответить
1

Они будут бэкпекерами. И летать туда, куда бюджетные авиакомпании видят смысл летать. И ловить там впечатления. А туристические дестинации  будут процветать на китайцах, индусах и (самые люксовые) на арабах. Лет 15 точно, а может и все 25. А там кто же знает... Там уже видимо и африканцы подтянутся.

Ответить
0

По-Вашему, миллениалы - это исключительно нищеброды?

Ответить
–1

По-моему - нет. А в эфире полно отчетов, про то, как они обвалят рынок недвижимости, убили инустрию кускового мыла и т.д.

Ответить
1

И что случилось с кусковым мылом? Бежать, запасаться, пока с полок магазинов не исчезло?

Ответить
0

Можно мыловаренный заводик купить.

Ответить
0

Не, я серьезно. В чем для меня, как потребителя. проявится убийство индустрии?

Ответить
–1

Хочу купить пейджер. Где? 

Ответить
0

Вы хотите сказать, что кусковое мыло превратилось в дефицит? Ну так, стало чуть больше жидкого. Не более того.

Ответить
0

Ну вот и с пакетными турами так будет. Что про кусковое мыло кто-то написал "погибает, мол, индустрия - миллениалы не пользуются кусковым мылом!". Так и тут авторша пишет "пакетные туры загнутся, потому что миллениалы не ездят пакетами".

Ответить
1

Всё. понял теперь Вашу позицию)))

Ответить
0

Ну и кроме того, замещение американских и европейских туристов китайцами и индусами во многих дестинациях видно. 

Ответить
0

Авторские туры – это те же самые пакетные предложения: программа, даты заезда, проживание, сопровождение гида, транспортные расходы. Всё это делится на группу.

С трудом понимаю что с чем сравнивает автор. Смерть пакетным турам, да здравствуют пакетные туры! Ок...

Ответить
0

видимо разница в масштабе. пакетный тур разрабатывается один раз большой компанией и на него гонят многие тыщи людей, авторский тур - это где-то на уровне фриланса. при современной цифровизации становится возможным такая более индивидуальная проработка. это как завод портив мастерской

или апример компьютер (где ты сам побираешь набор комплектухи) портив смартфона (где набор составляют в большой компании). не индивидуализм ещё, но по крайней мере мелкими партиями

Ответить
3

Уход от уплаты налогов и работа без лицензии, конечно, инновации, но не те в которые стоит вкладывать в долгосрочной перспективе ;)

Других современных технологий в авторских турах не заметно.

Ответить
1

Аккаунт в инсте с фоточками туров!

Ответить
0

Блин, не учёл! :)

Ответить
0

Ошибаетесь - https://nordstoyn.ru/ru/, например.

Ответить
0

Это те, кто должен вымереть по словам автора статьи. Они делают именно пакетные туры. 
На сайте анонс, что скоро опубликуют программы и календарь туров на 2020.

Ответить
0

Авторских туров - это ключевое. Ребята продают исключительно собственные авторские туры.

Ответить
1

Они продают сборные пакетные туры. Точка.
Дальше называйте эти туры хоть авторскими экспедициями или инопланетными высадками. Структура продукта и бизнес модели не меняются от модных маркетинговых обвесов.

Ответить
0

А, я понял. Не совсем удачный пример привел. Тогда вот https://kola.rocks/

Ответить
1

Николай, вы пошли козырями! :)
Из этого сайта я не смог сделать вообще никаких выводов: юр.лицо не указано, туры не опубликованы, данные о владельце домена скрыты, ssl сертификат использован бесплатный let's encrypt.

Из группы Вконтакте я понял, что автор сайта – это частный гид и он, кстати, проводит туры совместно с упомянутыми ранее Норд Стоун. Если он проводит туры под зонтиком туроператора, то на совести туроператора вопрос проверки квалификации гида.

Если такой гид проводит многодневные экспедиции самостоятельно, то здесь важно понять уровень его квалификации. Обучен ли он навыкам оказания первой помощи в экстремальных условиях. И так далее.

Далее, организовать многодневный тур с проживанием может только туроператор. Соответственно, если гид формирует такой продукт сам, то этим самым нарушает закон.

Я не представитель Ростуризма и налоговой. Мне все равно как он работает и сколько денег платит. Здесь я высказываюсь за принцип: есть белый рынок, есть черный рынок. И есть четкое определение как отличить одно от другого.

Ответить
0

ООО Норд Стоун
Это классический туроператор
Внесённый в реестр туроператоров Ростуризма

Ответить
0

Концерты скоро умрут, ведь мы изобрели радио.
Картины теперь никто писать не будет, ведь мы изобрели фотоаппарат.
В театры теперь никто ходить не будет, ведь мы изобрели кино.
Скоро не останеться пешеходов, ведь мы изобрели автомобиль.
Концерты теперь точно умрут, ведь мы изобрели звукозапись.
Газеты теперь никто не будет издавать, ведь мы изобрели интернет.
Книгопечатанье скоро умрёт, ведь мы изобрели электронные книги.
Устал.

Ответить
0

Тренд в материале описан очень верно. Возможно уже лет через пять, максимум семь западная модель турбизнеса поменяется в корне и именно по этому сценарию. В России же текущая ситуация в силу разных (и многих) причин окажется куда более жизнеспособной. И в первую очередь из-за бедности подавляющей части своего населения! У нас загранпаспорта имеет только 6% населения страны, из которых 4% оформили их себе именно для того, чтобы экономить летом на отдыхе, перебираясь на неделю - другую в Турцию (по сравнению с гораздо более дорогим пребыванием на черноморском побережье России). И для этой условной "турецкой" категории наших граждан, организованный через туркомпанию пакетный (с чартером) тур - чуть ли не единственная возможность свести летний дебет с кредитом. Так что нашим туроператорам, сидящим на массовых направлениях еще долго ничего не грозит. Кстати... Только вдумайтесь, до 40 % потока пляжников в Сочи и Крым у нас до сих пор оформляется через турфирмы! Ретроградство? Есть за нашими людьми такое свойство (сродни любви к Патрисии Каас, Милен Фармер, Тото Кутуньо и Алле Пугачевой). Но в первую очередь, отечественная система организованного массового туризма выживает пока, как это не странно звучит, именно из-за экономических проблем населения. Но в конце - концов, думаю, придет время, когда уйдут в небытие и российские туроператоры. Лет через 10 подрастет поколение, материально - состоявшееся и данных экономических реалиях зрелых людей, которые смогут себе позволить индивидуальный отдых в гораздо большей степени, чем нынешний среднестатистический российский турист. А лет через 15 сгинет и последний туроператор в России.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }