Как российские стартапы создают еду из мух и сверчков и мечтают ее экспортировать

Недавно мы рассказывали о стартапах, которые занимаются насекомыми. Насекомых в пищу традиционно употребляют многие жители стран Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки. Однако в последние годы в Европе и Северной Америке появляется все больше стартапов, производящих еду из сверчков, мух и червяков.

Пища из них богата белком, минералами и витаминами. Кроме того, она решает проблему продовольственной безопасности: людей на планете становится все больше и всех их нужно накормить. Третий аргумент: из насекомых можно изготавливать корма для животных, косметику и многое другое.

Как российские стартапы создают еду из мух и сверчков и мечтают ее экспортировать

Тренд постепенно добирается и до России. Например, в октябре муху черную львинку и продукты из неё (пюре, муку, гранулы, жиры и яйца насекомого) внесли в перечень сельскохозяйственной продукции. Теперь производители и переработчики львинки смогут претендовать на господдержку.

Однако проблемой может стать психологический барьер потребителей: в России, как и во многих других странах, люди просто не привыкли питаться жуками. Например, в опросе телеграм-канала «Агротех Стартапы» 62% респондентов ответили, что не стали бы даже попробовать такую еду. Чтобы преодолеть предубеждения, бизнесу придется «поработать с ментальностью» потребителей, признавал год назад и глава Минпромторга Денис Мантуров. Сам он, кстати, дважды пробовал растительное мясо и отличить его от настоящего, по собственным словам, не смог.

В России проектов, которые занимаются изготовлением еды из сверчков или черной львинки, не очень много: эта отрасль только зарождается в нашей стране. Рассказываем о некоторых из них.

<p>Посетители выставки Innofood в Сочи пробуют сверчков. <a href="https://rg.ru/2023/10/10/ne-pishcha-bogov.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></p>

Посетители выставки Innofood в Сочи пробуют сверчков. Источник

«Энтопротеин»

Компанию «Энтопротеин» создал ученый из Новосибирска Евгений Демидов. Предприятие разводит сверчка домового (Acheta domesticus). Известно, что в ферму вложил полмиллиона рублей некий инвестор, а также в 2021 году она получила грант в размере 3 млн рублей от Фонда Бортника.

Пока ферма продает замороженных насекомых владельцам экзотических животных через сайты наподобие «Авито». «Сейчас это экспериментальное производство, где сверчок является побочным продуктом разработки технологий», — объяснял Демидов. Также «Энтопротеин» заинтересован в производство сырья для косметики и еды для людей. Стартап уже проводит небольшие демонстрации сверчковых продуктов для людей: как-то раз их муку заказали, чтобы испечь торт на день рождения.

Однако для того, чтобы полноценно выйти на рынок пищевых продуктов, нужно, чтобы государство признало такую продукцию безопасной и приняло соответствующие нормативно-правовые акты.

Сейчас, по словам Демидова, компания ведет переговоры с новыми инвесторами о привлечении средств на строительство завода и готовит техническую документацию для предприятия. На расширение потребуется около 50 млн рублей, оценивал он. Автоматизация производства позволит снизить затраты на ручной труд. Например, с помощью софта можно будет создавать оптимальную температуру и влажность для насекомых на разных стадиях развития, точно дозировать корм. Все это позволит сократить жизненный цикл насекомых до 30 дней, увеличить продуктивность до 20 кг с кубического метра фермы в месяц, снизить себестоимость до 500 рублей за кг на первом этапе и до 200 рублей за кг при дальнейшем масштабировании производства.

Угощения из сверчков. <a href="https://rosenergy26.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Угощения из сверчков. Источник

Поставлять продукцию планируют и за пределы России, например, в Европу, Тайланд или Вьетнам. Для этого компания может разместить производство в одной из этих стран, говорит Демидов. Предпринимателя не смущает то, что в этих странах есть свои поставщики: «Сейчас фермеры берут методичку продовольственной организации ООН и делают все по ней. Получаются больше трудозатраты на маленькие объемы и, как итог, дорогой сверчок. Единого технологического лидера сейчас нет».

В начале года ЕС разрешил завозить сверчков на свою территорию. «Это достаточно крупное событие, которое открывает нам европейский рынок», — рассуждает предприниматель. К 2035 году рост рынка прогнозируют более чем в 20 раз — до $22 млрд.

Демидов не видит большой проблемы в том, что насекомые — не самая привычная еда для россиян, а новости о появлении таких стартапов и продуктов регулярно подвергаются критике и высмеиваются в соцсетях. «Эти комментарии не дают полного среза мнений, зато разгоняют информированность населения по этой тематике. Любой шум вокруг этой темы так или иначе превращается в спрос. C предубеждениями не имеет смысл бороться. Ты их не искоренишь», - уверен предприниматель. По его оценкам, больше половины людей вообще не знают о такой еде и не имеют сформированного мнения. По его словам, около трети людей готовы употреблять в пищу насекомых, если продукты устроят их по качеству и цене. И только 10% россиян не хотели бы есть насекомых ни в каком случае, утверждает Демидов.

По мнению предпринимателя, сейчас отличное время, чтобы заняться таким бизнесом. «Рынок сейчас только формируется как в Европе, так и в Америке. Это один из самых быстрорастущих секторов в фуднете». Даже небольшие вложения в разработку технологии разведения насекомых позволяют добиться кратного снижения себестоимости. Так, Энтопротеину уже удалось в два с половиной раза увеличить продуктивность и в четыре раза себестоимость продукции.

Эта российская компания выращивает сверчков в Ставрополе и из них изготавливает сразу несколько продуктов, помимо сверчковой муки. Один из них это витграсс — сок из ростков пшеницы, порошок. Витграсс содержит незаменимые аминокислоты, витамины, минералы (кальций, калий, магний, железо, фосфор и другие) и хлорофилл, который «насыщает клетки кислородом, очищает от токсинов и дает энергию».

«РосЭнерджи» — порошок из сверчковой муки и витграсса. Он сделан в виде восьми граммовых стиков для растворения в жидкости или добавления в пищу. Как утверждают в компании, порошок «способствует росту мышц, повышению жизненного тонуса и выносливости».

Четвертый тип продуктов — снеки из сверчков: лапша, печенье «Курабье», десерт макаруны. На прошедшем недавно в Сочи мероприятии Innofood «РосЭнерджи» представила эти продукты. «Интерес у людей есть к товарам. Мы это поняли в Сочи на выставке», — говорит руководитель проекта Антон Стокоз. По его словам, о сверчковых продуктах стартапа написали «более чем в 250 СМИ».

Снеки из сверчков. <a href="https://rosenergy26.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Снеки из сверчков. Источник

Свою продукцию «РосЭнерджи» пока не продает. «Мы расширяем и дорабатываем линейку продукции. Рекламируем ее Telegram, VK и на своем сайте. Но пока держим интригу, не продаём», — рассказывает Стокоз.

Своими потребителями предприятие видит спортсменов и активных людей, любителей ЗОЖ, а также тех, кто следит за весом (пища из сверчков обладает низкой калорийностью) и заботится об экологии (для производства такой еды нужно меньше ресурсов, чем для производства традиционных видов мяса). «С предубеждениями уже боремся, отправляя людям продукцию бесплатно и делая открытые дегустации. Планируем проехать по всем крупным городам России и дать попробовать всем нашу продукцию», — говорит Стокоз.

В планах у компании есть и экспорт.

«Ястро-инновации»

О компании «Ястро-инновации» известно не так много. Как сообщали СМИ, в 2024 году она планирует открыть в Омской области небольшой завод, на котором будет разводить и перерабатывать черную львинку (Hermetis illucens). Так называется муха длиной 1,5-2 см, чьи личинки развиваются в разлагающихся органических веществах. Взрослая особь в хороших условиях способна за раз откладывать от 500 до 800 яиц.

По планам, инвестиции в проект составят около 200 млн рублей. Завод позволит создать не менее 60 постоянно действующих рабочих мест, производство при этом будет автоматизировано.

Партнерами проекта стали аграрные вузы Новосибирска и Омска. С их помощью уже удалось получить биополимер хитозан, который можно применять в пищевой, косметической промышленности, фармакологии и медицине.

Еще одно перспективное направление — производство белка, который востребован в качестве кормовой базы, например, в животноводстве и птицеводстве

Ольга Усько, директор «Ястро-Инновации»

Личинки мух «черная львинка» — это экологически чистый белок и жир.

Neytan

Черной львинкой занимается и белорус Сергей Макаров. Год назад мы рассказывали о том, как он ушел с телевидения и занялся разведением насекомых. С тех пор он и его партнер нашли инвесторов (кто они — не разглашается) и создали компанию Neytan.

R&D-центр компании изначально хотели расположить в Турции. «Буквально перед самым нашим вылетом произошло землетрясение, и нами в экстренном порядке было принято решение создавать производство в Беларуси. Хотя уже было заказано оборудование из Китая и пришлось в последний момент изменять страну доставки», — вспоминает Макаров.

В Беларуси Neytan создала производство с максимальной производственной мощностью до 1000 кг личинки в день. Среди направлений работы — производство дерматологической косметики, зоогумуса и кормов для животных. Например, Neytan уже разработала рецептуру для косметической линейки, а сейчас прорабатывает ее выход на рынок. Помимо этого, Neytan интересует использование продуктов из чёрной львинки для пищевой индустрии и фармакологии. Однако пока «это очень уж длительные проекты чтобы о них говорить, хотя и многообещающие».

Так выглядит производство черной львинки в Беларуси. <a href="https://neytan.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Так выглядит производство черной львинки в Беларуси. Источник

Компания планирует продавать продукцию в России и странах ближнего зарубежья. А зоогумус компания хочет продавать и в ОАЭ как средство для озеленения пустынь, но пока, по словам Макарова, это «достаточно сложно сделать, так как не хватает контактов с той стороны».

Также по словам основателя, в последнее время команда очень часто стала получать запросы от сторонних компаний на консультации по организации производства черной львинки: помощь в подборе оборудования, сопровождения строительства, обучения персонала и т.д. «Потенциальными заказчиками выступают как крупные компании в РФ и ближнем зарубежье, так и с других континентов, таких как Австралия и Северная Америка», — рассказывает предприниматель.

По его словам, рынок черной львинки только формируется, но его потенциал огромен, особенно в РФ.

Есть огромные производственные компании в пищевой промышленности, и у них много отходов, которые без труда можно превратить в кормовой протеин для сельскохозяйственных животных, а не утилизировать на полигонах

Сергей Макаров, предприниматель и основатель компании Neytan.

Еще больше свежих новостей и подробной аналитики об агротехе, IT и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

Читайте о том, как открыть новый бизнес, на портале Своё Фермерство.

77
15 комментариев
2
Ответить

блюдо с мишленовской звездой

Ответить

А зачем работать с нашей ментальностью, если мы не хотим это есть?

2
Ответить

Больше века кушали, и не жаловались:
"Суровые годы уходят,
борьбу за свободу страны
за ними другие приходят
они будут тоже трудны."

Ответить

Не настолько еще окошко Овертона у населения поехало, что-бы это сознательно употреблять. Значит как обычно, втихую будут в продукты добавлять. Пока однажды не нагрянет "Зеленый сойлент"

Вопрос к специалистам. Производство такого питания действительно выгодней традиционного земледелия и животноводства? Или есть другие причины?

1
Ответить

По здравому размышлению больше похоже на неплохой маркетинг. Ниша практически не занята, конкуренции ноль, а любители экзотики или просто чего-то новенького так или иначе найдутся. Попробуй сейчас влезть в мясной бизнес, или новый сорт макарон раскрутить, когда у тебя производственный бюджет ниже рекламного у брендов из ТВ. А тут есть шанс первым запрыгнуть на хайповоз и потом годами сбагривать товар, сделав себе узнаваемый бренд.

2
Ответить

А потом окажется, что у нас хлеб из тараканов...

1
Ответить