Эффективные методы планирования для разных психотипов личности

В этой статье я хочу рассказать вам о нескольких методах планирования, которые подходят для разных психотипов личности, и которые работают лучше всего, исходя из моей практики. Вы можете с ними ознакомиться и подобрать какой-нибудь метод, который “зайдёт” именно вам.

Для чего нам вообще нужно планирование?

Я часто говорю о том, что наша жизнь – это не спринт, это марафон. Да, есть люди, которые живут спринтами. У них появляется цель, они несутся к ней с бешеной скоростью, тратя неимоверные усилия. Но потом им приходится тратить ещё много времени и на восстановление. И так по кругу. Но в целом наша жизнь – это всё-таки марафон. Поэтому нам очень важно найти свой способ планирования, чтобы бежать этот марафон, не расходуя понапрасну силы. Даже если вы человек-спринтер или человек-хаос, внедрив планирование, вам станет намного легче, а сил и энергии станет намного больше.

Все мы ставим различные цели и топаем к ним по-разному. К каким-то целям мы идём прямым путём, к другим - витиеватой или совсем запутанной “тропинкой”. Планирование помогает сделать наш путь к цели более прямым, если нам это нужно. Очень важно топать к своей цели только так, как комфортно именно вам. Но если вы смотрите на свой путь и ловите себя на мысли: “Можно было и попроще или полегче!”, планирование вам точно понадобится.

Далее расскажу вам о 4 группах методов и способов планирования, которые я использовала много раз.

  1. Контекстное планирование

Эта группа включает несколько способов:

Ежедневники, еженедельники, планеры (бумажные и электронные). Здесь принцип один: вы планируете свои задачи по датам и времени.

Стикеры. Многие думают, что нужно просто взять бумажки, написать на них задачи, и куда-нибудь положить или приклеить. На самом деле, суть немного в другом. Вы действительно записываете свои задачи на бумажках, но при этом у вас каждая группа задач написана на стикерах определённого цвета. У вас есть цветовая градация. Например, задачи для одного проекта или сферы жизни вы пишите на синих стикерах, для другого – на зелёных и так далее.

Доска Trello или её аналог. У вас может в буквальном смысле висеть доска с задачами на стене или она может быть в электронном виде. Бывает, что некоторые кладут на рабочий стол прозрачное стекло, а под стеклом раскладывают бумажки с задачами.

MindMaps (майнд-карты). Это некая блок-схема с задачами, которая помогает визуализировать связь между ними. Этот способ тоже подходит для разных сфер жизни. Есть огромное количество разных вариантов таких майнд-карт, вы можете выбрать подходящий для вас.

2.Задачи по срочности и важности.

В этой группе есть два метода планирования:

Таблицы. Вы рисуете в тетради или электронном виде таблицу, в которой пишите список дел и ранжируете их по срочности и важности с помощью балльной шкалы. В электронном виде можно ещё добавить ранжирование по сферам жизни с помощью разных цветов или фильтров, но у каждого дела должна быть проставлена срочность и важность. Такой метод планирования часто нравится сангвиникам.

ToDo-листы и прочие приложения. Это просто перечень задач без ранжирования по срочности и важности, но вы для своего удобства можете передвигать их вверх или вниз.

3. Планирование по результату

Этот метод непростой, но очень эффективный для долгосрочных целей. Для ежедневных задач он не подходит. Суть метода в том, чтобы нарисовать и заполнить таблицу, в которой есть 4 графы: цель, результат, шаги и показатели. С помощью такой таблицы вы свою большую цель раскладываете на маленькие задачи, при этом у каждой задачи прописан конкретный результат, который нужно получить.

4.Работа в потоке через три тупых дела (ТТД)

Этот метод применяется в ситуациях, когда за один день нужно сделать очень большую задачу. Например, у меня была задача сделать презентацию для выступления на 45 слайдов. Я не могу садиться и каждый день делать эту задачу по чуть-чуть. Поэтому у меня был выделен на это 1 целый день. Но если я сяду за работу с самого утра и буду сидеть, не отрываясь 5 часов, я просто умру, дико устану, и мой мозг перестанет работать.

Вот в таких случаях моя суровая рекомендация : работать в потоке через ТТД.

Формула работы в потоке через ТТД следующая:
1 час на дело – 15 минут на ТТД – 1 час на дело – 15 мин на ТТД и так далее.

Вы сами определяете для себя интервал работы (40 минут, 1 час), но желательно не больше 1,5 часов. Затем вы в буквальном смысле ставите себе таймер на выбранное время и работаете. Как только таймер засигналил, на чём бы вы ни остановились, встаёте и ровно 15 минут делаете три тупых дела. Это могут быть какие угодно дела, не связанные с работой. Да хоть кота погладить, мусор вынести, цветы полить. Почему именно три дела? Дело в том, что когда мы начинаем делать какое-то другое дело, наш мозг просто переключается с одной задачи на другую, он не воспринимает это как отдых. А если сделать 3 дела, то будет расфокусировка, и мозг немного отдохнёт.

Но как только сработал таймер и 15 минут прошло, сразу же возвращаетесь к работе, не отвлекаясь ни на что. Так вы сделаете свою большую задачу за один день и не начнёте ненавидеть весь мир.

Вот о таких эффективных методах планирования я хотела вам рассказать. Поэкспериментируйте, попробуйте понять, какой из них подходит именно вам. Но не забывайте, даже если вы на текущем этапе своей жизни выбрали для себя какой-то метод, это не значит, что это навсегда. Например, в прошлом году мне подходило планирование по результату и контекстное планирование. В этом году во мне произошли изменения, и таблицы, ежедневники теперь мне совсем не подходят.

Методы планирования могут меняться в зависимости от того, в какой вы ситуации, настроении или на каком этапе своей жизни. Поэтому не надо себя мучать, если что-то изменилось, просто берите новый метод и вперёд!
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Ставьте лайки, подписывайтесь, буду рада обратной связи. А если вам нужна моя помощь в планировании для достижения целей, вы можете выбрать на сайте один из форматов работы со мной.

Начать дискуссию