Еда
Андрей Фролов
5605

Что ждёт фудтех в посткарантинном мире Материал редакции

Про безопасность, робокурьеров и другие тренды изданию «Как есть» рассказала инвестиционный менеджер фонда FoodPro.tech Анна Гишко.

В закладки

За время пандемии изменилось отношение к еде: сначала люди паниковали и закупали впрок гречку, потом перешли в режим экономии и стали больше готовить.

Я расскажу, как наш новый образ жизни повлияет на технологичные компании, которые нас кормят.

Доставка продуктов совершит прорыв

В условиях самоизоляции привычные людям способы получить еду перестали работать, и потребовались новые. Даже самые консервативные скептики попробовали заказать продукты онлайн.

По прогнозам, в этом году оборот рынка доставки продуктов и еды может увеличиться вдвое, до 248 млрд рублей. Эксперты думают, что рынок экспресс-доставки продуктов вырастет аж в 42 раза к концу 2020 года.

На фоне большого спроса в Москве и Санкт-Петербурге будет усиливаться конкуренция: с марта по май на российском рынке онлайн-торговли продуктами появилось около 30 новых игроков.

Доставка еды востребована не только в столице, но в других крупных городах РФ. Например, сервис KazanExpress рассказал, что спрос на их услуги на Урале и в Поволжье вырос на 418%.

Компании из Москвы и Санкт-Петербурга будут проникать в регионы — первые проекты уже запускаются — «Сбермаркет», например, работает уже в 86 городах России.

Крупный ритейл будет конкурировать с онлайн-проектами

Раньше доставку продуктов развивали онлайн-проекты, а сейчас в гонку включается крупный ритейл.

Например, оборот X5 Retail Group в первом квартале 2020 года вырос на 135% по сравнению с прошлым годом, их проекты Perekrestok.ru и «Доставка.Пятерочка» в апреле 2020 по совокупной выручке обошли многолетнего лидера онлайн-торговли продуктами — компанию «Утконос».

У продуктовых сетей развитая инфраструктура — склады, логистика, офлайн-магазины. К тому же их бренды хорошо известны потребителю. С этими ресурсами крупные ритейлеры быстрее сделают доставку продуктов прибыльной.

Мелким игрокам в новых условиях будет сложнее конкурировать и придется либо уйти с рынка, либо занять нишевые направления — например, не просто доставлять продукты, а предлагать наборы ингредиентов с рецептами. В последние три месяца спрос на такие продуктовые наборы вырос.

«Темные магазины» будут обгонять лидеров рынка в экспресс-доставке

Стремительно развивается экспресс-доставка из «дарк-сторов», или темных магазинов. Их изначально строят как склады, где заказ собирают за минуты. В итоге курьер привозит продукты за 15 минут. Так работают «Яндекс.Лавка» и «Самокат», и они уже конкурируют со старожилами: оба проекта в апреле 2020 выполнили почти в 4 раза больше заказов, чем «Утконос».

Самовывоз частично заменит курьерскую доставку

Будет развиваться новый для России самовывоз. Это модель, когда вы заказываете продукты заранее и потом забираете из магазина уже собранный заказ.

От такого сервиса выиграют и продавцы, и потребители. Людей привлечет новый опыт и экономия на доставке. Для ритейлеров самовывоз организовать дешевле, чем доставку на дом — сетевые магазины продуктов есть почти на каждой улице.

Российские и зарубежные рынки идут в ногу

В мире ситуация в целом похожа на российскую — сервисы удаленного заказа продуктов растут ударными темпами.

Китайский рынок онлайн-доставки продуктов, мировой лидер по развитости и объему, вырастет еще на 63% в 2020 году, если верить iiMedia Research. В 2019 году рост был 29%. В Китае онлайн-доставка начала быстро развиваться во время эпидемии SARS в 2002 году, и сейчас коронавирус снова подстегнул ее рост: в апреле-мае как минимум два китайских сервиса привлекли по 300 миллионов долларов.

В Европе один из самых развитых рынков ритейла — Великобритания. Местный ритейлер Tesco за карантин увеличил количество интернет-заказов вдвое, у Sainsbury’s количество заказов в неделю выросло на 70%. Аналитики прогнозируют, что к концу года онлайн-продажи продуктов там вырастут больше, чем на четверть.

Американский проект Instacart показал шестикратный рост количества заказов по сравнению с этим же периодом 2019 года и привлёк в июне $225 млн, став одной из самых дорогих частных компаний в США.

На Западе уже развит самовывоз. Так работают американские сети Walmart и Kroger, а также Amazon. Скорее всего, мы к этому тоже придем, когда наш диджитал-ритейл раскачается.

Объявление на vc.ru
Личный опыт
Как плавание помогло мне в жизни и бизнесе
Меня зовут Константин Бочарский, и пять лет назад моя жизнь резко изменилась. Из журналиста я превратился в…

Прогноз

Вряд ли в России и в мире сохранятся такие бешеные темпы роста, когда пандемия закончится. Скорее всего, рост перейдет в более органическую фазу, так как часть покупателей вернется к привычному офлайн-формату и еде вне дома. Однако рынок продолжит развиваться, так как есть те, кто попробовал сервис в период карантина и успел к нему привыкнуть.

Рынок доставки из ресторанов растет, но зарабатывать все сложнее

Российские сервисы по доставке ресторанной еды всё так же востребованы и растут, набирая новых курьеров и подключая новые рестораны. С началом карантина в три раза больше ресторанов захотели работать с «Яндексом» и «Delivery Club». В работу с сервисами включились и ритейлеры с собственной кулинарией — «Вкусвилл» и «Азбука вкуса».

Delivery Club объявил о двукратном росте выручки в первом квартале 2020 года. Однако, по мнению компании, рост был связан не только с коронавирусом, но и с грамотной стратегией сервиса.

«Темные кухни» и похожие модели тоже чувствуют себя хорошо — некоторые даже умудряются закрывать инвестиционные раунды в разгар пандемии. Сразу два сервиса, «Кухня на районе» и «Варламов есть», в этом мае получили средства на развитие. Сервис по доставке готовой еды «Достаевский» сообщил об увеличении выручки на 20% с начала пандемии.

«Темная кухня» (dark kitchen) — это ресторан без зала: еду готовят на вынос, а заказы принимаются онлайн и доставляются силами агрегаторов.

Рестораны и агрегаторы в мире

За пределами России люди все сильнее привыкают к ресторанной еде у себя дома.

Согласно исследованиям, около 32% американцев заказывали еду из ресторанов во время карантина. Крупная компания Foodpanda сообщает об агрессивном росте в Азиатском регионе за время эпидемии — они представлены там в 12 странах.

Прогноз

Несмотря на карантинный рост заказов, зарабатывать на доставке из ресторанов будет становиться все сложнее. Такие проекты всегда очень много инвестировали в маркетинг, а теперь прибавились затраты на меры безопасности для курьеров и развитие бесконтактной доставки.

При этом на агрегаторы жалуются и рестораны, и курьеры, требуя для себя более выгодных условий. Крупные глобальные игроки вроде Uber Eats и Delivery Hero уже пересматривают свою стратегию — уходят из стран и сегментов, где не могут занять лидирующие позиции и заработать.

Тем не менее, в период карантина, необходимость развития этого сегмента рынка стала очевидна для многих. Поэтому можно ожидать повышение интереса инвесторов ко всей экосистеме доставки, включая сервисы, которые могут помочь сделать этот процесс быстрее и эффективнее. В краткосрочной перспективе это «темные кухни», в долгосрочной — роботы.

«Темные кухни» останутся в тренде, но пока что это инвестиционные проекты, которые только доказывают эффективность своей бизнес-модели, активно расширяются, открывая новые локации и привлекая аудиторию простотой и удобством своего сервиса.

Спрос на «темные кухни», скорее всего, будет расти, но эта модель сложна в операционном плане: например, сервис Uber Eats уже отказался от развития своих «темных кухонь».

Ритейл станет безопаснее

Рабочий способ обезопасить людей в магазине — исключить из процесса покупки кассира. Технология называется «сканируй и покупай»: покупатель сам сканирует штрих-коды товаров телефоном и им же оплачивает покупку.

Такая модель уже развивается в России — у нас ее внедряет проект Briskly. По их информации, они подключают к своему продукту B-pay по 20 магазинов в день. «Азбука Вкуса», Сбербанк и Visa запустили магазин вообще без касс и продавцов. Проект похож на американский Amazon Go.

Менее радикальный вариант — кассы самообслуживания в обычных супермаркетах. В России их уже можно встретить, например, во «Вкусвиллах» и «Пятерочках».

Также продуктовые сети пробуют новые безопасные форматы и каналы продаж. Например, «Вкусвилл» и «Азбука Вкуса» продают свои продукты прямо в жилых домах через вендинговые автоматы. Если эта модель взлетит, скоро мы перестанем бегать за чипсами в магазин и будем покупать их у себя в подъезде.

Прогноз

Тренд на сокращение контактов между людьми будет сохраняться и даже усиливаться — самообслуживание выгодно и ритейлеру, и покупателю: торговые сети экономят на кассирах, а потребители получают безопасность, скорость и другие преимущества.

Усилится стремление к локализации и оптимизации

Продолжит расти спрос на местные продукты

В период пандемии люди обращаются к локальным маркам и продуктам. Глобализацию заменяет локализация всех процессов.

Актуальна безопасность еды, и многие отдают предпочтение местным производителям, плюс выходит еще и дешевле.

Например, выручка российского агрегатора фермерских продуктов «Ешь Деревенское» за период карантина выросла в 2,5 раза.

Городское фермерство идет в рост

Продуктам сегодня сложнее пересекать границы, поэтому все должно быть как можно ближе и под контролем. На этой волне развиваются городские вертикальные фермы, которые выращивают свежую зелень.

Они занимают немного места, требуют меньше человеческого труда, за счет гидропоники и аэропоники им требуется на 90% меньше воды. Сокращается время на логистику, так как зелень растет рядом с потребителем, поэтому попадает к нему на тарелку свежей.

Вертикальные фермы есть во всем мире. В США под них переоборудуют территории бывшего судостроительного цеха, в Европе фермы устанавливают в супермаркетах и на крышах. В России продукцию похожих проектов уже можно найти в рознице — обратите внимание на iFarm и «Местные Корни».

Прогноз

Эти тренды развивались и до эпидемии, а сейчас получили дополнительный толчок к развитию по ряду причин, экологических и экономических.

Компании задумаются о роботизации

Роботы в России

В России несколько проектов разрабатывают решения для автоматизации кухонь, но дальше пилотов дело пока не идет. Причина в том, что это не так эффективно для бизнеса — у нас все еще дешевый ручной труд, и оставить всё, как есть, часто выходит выгодней.

Также идет разработка роботов для доставки, но пока в режиме тестов.

Зато за время карантина у нас разработали и начали тестировать роботов-дезинфекторов. Такие продукты развивают «Аврора роботикс» и «Сбербанк».

Роботы в мире

Роботов уже используют как курьеров сразу несколько компаний. Например, сервис Postmates за время карантина уже доставил заказы тысячам семей в Лос-Анджелесе с помощью роботов. А Starship Technologies тестирует работу беспилотных роботов- доставщиков в разных странах мира и расширяет зону доставки в Великобритании.

Робот Starship Technologies

В апреле в Калифорнии был создан прецедент, когда власти разрешили сервису Nuro выводить на дороги беспилотные мини-автомобили, которые развозят еду.

И ритейл, и логистические компании все активнее используют роботов на своих складах — например, так поступают DHL и UPS. Пионер направления — Amazon, у него уже около 200 000 роботов.

Роботы на кухне — куда более неоднозначный сегмент. Недавние пионеры этого направления закрывают локации и увольняют персонал: например, испытывают сложности Zume (роботизированная пиццерия), CafeX (роботизированные кафе) и Creator (роботизированная бургерная).

Прогноз

Роботизация в общепите, обслуживании и доставке станет массовой, когда внедрить технологичные решения станет эффективнее, безопаснее и дешевле, чем использовать человеческий труд.

Однако сейчас растет безработица, снижаются зарплаты, обостряется конкуренция за места. Нанять повара-человека может выйти дешевле, чем построить автоматизированную кухню — это может затормозить роботизацию на какое-то время.

В любом случае, роботизация — это долгосрочный проект, который требует существенных вложений на старте и длительной интеграции, поэтому ближайшие 5–10 лет не стоит рассчитывать, что приготовление и доставку вашей еды возьмут на себя исключительно роботы.

Как фудтех будет жить после карантина

Карантин постепенно сойдет на нет, а общее беспокойство из-за вируса останется. В течение 2020 сохранятся запросы на безопасность, безналичную оплату, доставку на дом и развитие онлайна — все это может предложить фудтех.

{ "author_name": "Андрей Фролов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0444\u0443\u0434\u0442\u0435\u0445"], "comments": 31, "likes": 17, "favorites": 81, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 139471, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 04 Jul 2020 11:54:44 +0300", "is_special": false }
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

"Фудтех" (мерзкий и бессмысленный новояз) ждут разве что гастарбайтеры-курьеры. Ибо это бизнес, Ашот у шаурмы, буряты в роли суши-мастеров, а роботы... как бегали биороботы, так и продолжат, это для бизнеса стабильней и дешевле инноваций.

Вон им даже жалкое подобие памятника из палок и камня поставили.

P.S. "дарк-сторы" пока только в головах у хипстеров. В реальности они роли не играют ровно никакой, оставаясь местечковой развлекухой для мелкого кружка "не таких как все". Я будто вилладж открыл. Фу.

Ответить
2

А в миллиардные продажи WB и Lamoda вы верите? И что миллионы женщин стали ходить в магазины меньше благодаря им. Заказывают несколько понравившихся моделей с бесплатной примеркой на этих сайтах, хоть раньше и поход в молл был вполне себе досугом.

Потому что видят в этом выгоду для себя: больший ассортимент/ниже цены/экономия времени.

С продуктами может произойти тоже самое. Хорошо, что появляются конкуренты условным оборзевшим в край магнитам и пятёрочкам.

Ответить
3

Не могу сказать про WB или Lamoda, но вот из озона полчаса назад выбил 300 баллов, ибо задрали отменять заказы и забывать возвращать деньги за отмену.
Одежда - высокомаржинальный бизнес, "модные" тряпки стоят копейки, наценки дикие - потому можно позволить гонять курьеров туда-сюда (быстро не зазуглилось, кто-то не так давно писал, что на помойке нашли уйму изрезанных кроссовок найк или типа того - продавец посчитал нужным тупо испортить товар старых коллекций, чтобы новые продавались, ибо это было выгодней).

Да нет нихрена этих конкурентов. Суть моих претензий проста. Статьи пишутся "говоря о всех", в реальности в Зеленоградский административный округ города Москва ни озон еду не повезет, ни яндекс.еда за 15 минут не доставит... (и для справки, Утконос родом из Зеленограда, мы забирали еду из пунктов выдачи, пока дикие варвары в Центре ходили по магазинам. ) Вот только т.к. маржинальность низкая, никаких темных хренотеней в ЗелАО не появилось. И не появится. А все про что тут пишут - это как в статье про электросамокаты, "внутри Садового кольца". Мизер для минимального кружка избранных.

А масштабировать это на всю Москву, на МО, на европейскую часть России - кишка тонка у этих мечтателей. Все на что они способны - хвалиться непонятно чем, сидя в центре крупнейшего мегаполиса Европы. А так их фантазии даже за МКАД не выйдут. Потому и говорю, "фудтех" - ни о чем.

P.S. "Оборзевших в край пятерочек" в Зеленограде уже штук 30. Мне до Перекрестка 150 метров, до пятерочки 300, до Биллы около 500. и так по всему городу, на некоторых улицах в километр длинной по 2 пятерочки уже стоит. Потому все эти темные хренотени тут соснули даже не появившись, и даже Утконос перебрался в Центр. Ничто не перебьет конкуренции X5retail Group, что б они сгорели.

Ответить
0

Наценка продуктовых сетей достигает половины стоимости товара. Поэтому в этот рынок и идут сбермаркеты, самокаты и яндекс лавки. И пусть идут. Пусть конкурируют, пусть предлагают лучшие условия и сервис.

Пусть пробуют, потребителям от этого только выгода. А вот если у них это не получится — это другой разговор.

Рынок такси изменился меньше чем за 10 лет, помню как сам звонил и заказывал, а оператор мне перезванивал. Но пришли новые игроки и предложили лучшие условия и сервис. И рынок изменился.

Ответить
2

эту наценку будут забирать фудтехи - никто самовольно не будет резать маржу за последнюю милю. Производители могут выбрать других провайдеров с более низкой наценкой, однако у них и рынок может быть поменьше.
Плюс у фудтехов цена на товары скорее всего не будет ниже, чем в сетях. А в условиях снижения платежеспособности, вероятно, доставка продуктов останется "карантинным" вариантом, а также будет велика доля тех, кто ценит удобство.

Ответить
0

Вот только в реальности эти "фудтехи" работают в пределах садового.
Дальше - песец. Заказ ко мне в Зеленоград стоит массу геморроя и денег за доставку. Про 15 минут, о которых тут бредят - речи не шло, все что они могут -" в течении дня" Заказывать 10кг продуктов, и потом везти их с работы домой -ну затея такая.

Пакуют товары все те же коронавирсуные таджики, везут таджики, ну и в целом -  гастарбайтеры.
Если эти ничтожества думают, что вставят пафосное "фудтех" в описание, они ошибаются. Пусть лохи с VC клюют. в реальности все делают гастарбайтеры.

Ответить
1

Это не самое корректное сравнение. рынок такси был закрыт, там не было почти никаких программ лояльности, он не сильно был клиентоориентирован именно на продажи. Супермаркеты ,при всей своей отсталости в РФ (да и многих других странах мира), все-таки влились в общий тренд наращивания потребления

Ответить
0

У сетей большая наценка (из-за объема), огромный триллионный рынок, поэтому новые игроки сюда и идут и предлагают новый сервис (доставка, приложение, может ещё что-то внедрят).

Пусть приходят, пусть конкурируют. Ну не верите вы в это, ну ок, это ваш домысел, имеете право.

Я только утверждаю, что на этом рынке возможна конкуренция со стороны новых сервисов и форматов.

Ответить
0

У сетей, как раз, минимальная наценка именно из-за объема. Потому что они могут заключать выгодные сделки с оптовиками и производителями, а так же брать объемами продаж. Им не надо закладывать допмаржу, которую закладывают мелкие и средние игроки, сетевики могут за счет этого предлагать скидки, бонусы, программы лояльности. Поэтому по всей РФ идет снижение доли локальных игроков и постепенная монополизация рынка федсетями
Тот же принцип, кстати, использовали и агрегаторы такси. У них просто много денег и они могут демпинговать разрозненные таксопарки, вынуждая их работать через агрегаторы.
В случае же с федсетями так не получится, потому что у них денег не меньше, чем у сервисов, включая Яндекс, зато выстроена уже почти вся логистика и цепочки поставок.

Ответить
0

Если наценку 50-150% вы считаете небольшой — разговаривать тут не о чем

Ответить
0

Помимо наценки торговой сети, есть еще посредники. Так же надо учитывать стоимость доставки и резервы под списания. Бессмысленно было бы продавать картошку из Краснодара в Вологде с наценкой в 10-20 %, потому что это бы не покрывало даже транспортных расходов, учитывая стоимость картошки. Я точно знаю. что наценка на молочку в продмаркете примерно 10-20 % от цены закупа, т.к. это скоропорт, иногда по акции даже по себестоимости закупа отдают. В среднем маржа наценки это где-то 20-25 %, из которых надо еще оплатить зарплатный фонд, налоги и другие расходы. Наиболее маржинальный сегмент - это алкашка и сигареты, наименее маржинальный - это молочка, бакалея (почти ничего не приносит магазину) 

Ответить
–1

Лично я могу допустить, что меня довезет таксист Ахмет - но вот еду я лучше сам возьму, без его, Ахмета, вмешательства.

Ответить
0

Вот я глубоко не верю, что моему Перекрестку продают молоко за 40, а мне он за 80. Если бы такое было - был бы серый рынок торговли молоком за 50 в обход магазинов.
Уж поверьте, в моей юности мне доводилось перепродавать водку, что брал за 50 и продавал за 100, когда она в магазинах была 300.
Ваш скилл в рынке вызывает сомнения.

Ответить
1

Вопрос можно изучить, а не домыслами оперировать. У больших сетей большие дисконты на закупку и большие отсрочки в платежах, потому что они диктуют условия.

Ответить
0

Самокат уже открывает дарксторы в МО. Чтобы привлечь клиентуру весь июнь в DC была скидка 25% на доставку из Самоката + Combo скидка 10%.

Ответить
3

Фудтех-балаболка.

Ответить
–4

Зачем безработным онлайн доставка? Здесь уже за развлечение в магазин сходить. Почему вы прогнозируете, что лабораторным вирусом нас еще долго будут травить?

Ответить
1

с кассами самообслуживания удобнее, можно с продавцом не контактировать. У нас в магазинах их много, и это мне нравится.

Ответить
0

Ашан пытался такие кассы ставить, потом их убрали. Вообще очень удобно. Не знаю, может быть с воровством продуктов проблема. 

Ответить
1

Уже всем понятно что доставка чего-либо встает вровень с обычными службами и магазинами. Люди стали больше пользоваться такими сервисами и это по-моему уже навсегда.

Ответить
0

Минусы вируса понятны,но как и любая диалектика есть и положительные стороны:

В моем маленьком южном городке появилась Яндекс.Еда и доставка пиццы/роллов и так далее.
А раньше никто и не планировал организовывать доставку еды.

Ответить
1

И в моем городе наконец-то заработали сервисы - Яндекс, СберМаркет. Только вот вряд ли у нас на них сохранится спрос после пандемии, а жаль. 

Ответить
0

Приятно осознавать что начали работать как на западе, везде доставка. Вирус дал толчок.

Ответить
–1

Коронавирусный Ахмет тебе передал твой заказ. Нет, он не чихал нап него. чесна!

Ответить
1

А немытый Бекзат попа палец ковырял, а потом поставил пакет на безопасной дистанции.

Ответить
–1

А Моя мыть бургер под кипятком, моя не доверять современный "фудтех", это для лохов-инвесторов, пока Нарсултан мне доносит бургер, поковырывшись 3 раза в носу и поручкавшись с братьями Ахметом, Амраном и Кемалом.

Ответить
0

Очень интересные комментарии!)
Надо сказать, что сейчас готовится к выходу приложение для заказчиков доставки и курьеров, решающее проблему неразвитости имеющихся служб в отдалённых районах Москвы. И не только Москвы. Будет решена проблема с возможностью заказать доставку в любом городе.
Уже осенью вы сможете выбирать себе курьера, согласовывать стоимость доставки и т.д.

Ответить
0

Сервис по доставке готовой еды «Достаевский»

Кому-то зашло это название?

Ответить
0

Статья, суть которой можно уловить просто прочитать подзаголовки - очень удобно, как доставка домой, или касса без кассира, или робот-осьминог-предсказатель матчей 

Ответить
0

Взрывной рост во время пандемии, дело понятное. Слишком рано делать какие-то выводы и, уж тем более, прогнозы по рынку в целом.

Ответить
0

За время карантина очень привык к формату самовывоза. Все кафе\бары открыты только на вынос, и забрать заказ оттуда — отличная (и единственная) причина для прогулки в центр (чахнуть дома 24\7 слишком сложно). 

Ответить

Комментарии

null