{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Что ждёт фудтех в посткарантинном мире Статьи редакции

Про безопасность, робокурьеров и другие тренды изданию «Как есть» рассказала инвестиционный менеджер фонда FoodPro.tech Анна Гишко.

За время пандемии изменилось отношение к еде: сначала люди паниковали и закупали впрок гречку, потом перешли в режим экономии и стали больше готовить.

Я расскажу, как наш новый образ жизни повлияет на технологичные компании, которые нас кормят.

Доставка продуктов совершит прорыв

В условиях самоизоляции привычные людям способы получить еду перестали работать, и потребовались новые. Даже самые консервативные скептики попробовали заказать продукты онлайн.

По прогнозам, в этом году оборот рынка доставки продуктов и еды может увеличиться вдвое, до 248 млрд рублей. Эксперты думают, что рынок экспресс-доставки продуктов вырастет аж в 42 раза к концу 2020 года.

На фоне большого спроса в Москве и Санкт-Петербурге будет усиливаться конкуренция: с марта по май на российском рынке онлайн-торговли продуктами появилось около 30 новых игроков.

Доставка еды востребована не только в столице, но в других крупных городах РФ. Например, сервис KazanExpress рассказал, что спрос на их услуги на Урале и в Поволжье вырос на 418%.

Компании из Москвы и Санкт-Петербурга будут проникать в регионы — первые проекты уже запускаются — «Сбермаркет», например, работает уже в 86 городах России.

Крупный ритейл будет конкурировать с онлайн-проектами

Раньше доставку продуктов развивали онлайн-проекты, а сейчас в гонку включается крупный ритейл.

Например, оборот X5 Retail Group в первом квартале 2020 года вырос на 135% по сравнению с прошлым годом, их проекты Perekrestok.ru и «Доставка.Пятерочка» в апреле 2020 по совокупной выручке обошли многолетнего лидера онлайн-торговли продуктами — компанию «Утконос».

У продуктовых сетей развитая инфраструктура — склады, логистика, офлайн-магазины. К тому же их бренды хорошо известны потребителю. С этими ресурсами крупные ритейлеры быстрее сделают доставку продуктов прибыльной.

Мелким игрокам в новых условиях будет сложнее конкурировать и придется либо уйти с рынка, либо занять нишевые направления — например, не просто доставлять продукты, а предлагать наборы ингредиентов с рецептами. В последние три месяца спрос на такие продуктовые наборы вырос.

«Темные магазины» будут обгонять лидеров рынка в экспресс-доставке

Стремительно развивается экспресс-доставка из «дарк-сторов», или темных магазинов. Их изначально строят как склады, где заказ собирают за минуты. В итоге курьер привозит продукты за 15 минут. Так работают «Яндекс.Лавка» и «Самокат», и они уже конкурируют со старожилами: оба проекта в апреле 2020 выполнили почти в 4 раза больше заказов, чем «Утконос».

Самовывоз частично заменит курьерскую доставку

Будет развиваться новый для России самовывоз. Это модель, когда вы заказываете продукты заранее и потом забираете из магазина уже собранный заказ.

От такого сервиса выиграют и продавцы, и потребители. Людей привлечет новый опыт и экономия на доставке. Для ритейлеров самовывоз организовать дешевле, чем доставку на дом — сетевые магазины продуктов есть почти на каждой улице.

Российские и зарубежные рынки идут в ногу

В мире ситуация в целом похожа на российскую — сервисы удаленного заказа продуктов растут ударными темпами.

Китайский рынок онлайн-доставки продуктов, мировой лидер по развитости и объему, вырастет еще на 63% в 2020 году, если верить iiMedia Research. В 2019 году рост был 29%. В Китае онлайн-доставка начала быстро развиваться во время эпидемии SARS в 2002 году, и сейчас коронавирус снова подстегнул ее рост: в апреле-мае как минимум два китайских сервиса привлекли по 300 миллионов долларов.

В Европе один из самых развитых рынков ритейла — Великобритания. Местный ритейлер Tesco за карантин увеличил количество интернет-заказов вдвое, у Sainsbury’s количество заказов в неделю выросло на 70%. Аналитики прогнозируют, что к концу года онлайн-продажи продуктов там вырастут больше, чем на четверть.

Американский проект Instacart показал шестикратный рост количества заказов по сравнению с этим же периодом 2019 года и привлёк в июне $225 млн, став одной из самых дорогих частных компаний в США.

На Западе уже развит самовывоз. Так работают американские сети Walmart и Kroger, а также Amazon. Скорее всего, мы к этому тоже придем, когда наш диджитал-ритейл раскачается.

Прогноз

Вряд ли в России и в мире сохранятся такие бешеные темпы роста, когда пандемия закончится. Скорее всего, рост перейдет в более органическую фазу, так как часть покупателей вернется к привычному офлайн-формату и еде вне дома. Однако рынок продолжит развиваться, так как есть те, кто попробовал сервис в период карантина и успел к нему привыкнуть.

Рынок доставки из ресторанов растет, но зарабатывать все сложнее

Российские сервисы по доставке ресторанной еды всё так же востребованы и растут, набирая новых курьеров и подключая новые рестораны. С началом карантина в три раза больше ресторанов захотели работать с «Яндексом» и «Delivery Club». В работу с сервисами включились и ритейлеры с собственной кулинарией — «Вкусвилл» и «Азбука вкуса».

Delivery Club объявил о двукратном росте выручки в первом квартале 2020 года. Однако, по мнению компании, рост был связан не только с коронавирусом, но и с грамотной стратегией сервиса.

«Темные кухни» и похожие модели тоже чувствуют себя хорошо — некоторые даже умудряются закрывать инвестиционные раунды в разгар пандемии. Сразу два сервиса, «Кухня на районе» и «Варламов есть», в этом мае получили средства на развитие. Сервис по доставке готовой еды «Достаевский» сообщил об увеличении выручки на 20% с начала пандемии.

«Темная кухня» (dark kitchen) — это ресторан без зала: еду готовят на вынос, а заказы принимаются онлайн и доставляются силами агрегаторов.

Рестораны и агрегаторы в мире

За пределами России люди все сильнее привыкают к ресторанной еде у себя дома.

Согласно исследованиям, около 32% американцев заказывали еду из ресторанов во время карантина. Крупная компания Foodpanda сообщает об агрессивном росте в Азиатском регионе за время эпидемии — они представлены там в 12 странах.

Прогноз

Несмотря на карантинный рост заказов, зарабатывать на доставке из ресторанов будет становиться все сложнее. Такие проекты всегда очень много инвестировали в маркетинг, а теперь прибавились затраты на меры безопасности для курьеров и развитие бесконтактной доставки.

При этом на агрегаторы жалуются и рестораны, и курьеры, требуя для себя более выгодных условий. Крупные глобальные игроки вроде Uber Eats и Delivery Hero уже пересматривают свою стратегию — уходят из стран и сегментов, где не могут занять лидирующие позиции и заработать.

Тем не менее, в период карантина, необходимость развития этого сегмента рынка стала очевидна для многих. Поэтому можно ожидать повышение интереса инвесторов ко всей экосистеме доставки, включая сервисы, которые могут помочь сделать этот процесс быстрее и эффективнее. В краткосрочной перспективе это «темные кухни», в долгосрочной — роботы.

«Темные кухни» останутся в тренде, но пока что это инвестиционные проекты, которые только доказывают эффективность своей бизнес-модели, активно расширяются, открывая новые локации и привлекая аудиторию простотой и удобством своего сервиса.

Спрос на «темные кухни», скорее всего, будет расти, но эта модель сложна в операционном плане: например, сервис Uber Eats уже отказался от развития своих «темных кухонь».

Ритейл станет безопаснее

Рабочий способ обезопасить людей в магазине — исключить из процесса покупки кассира. Технология называется «сканируй и покупай»: покупатель сам сканирует штрих-коды товаров телефоном и им же оплачивает покупку.

Такая модель уже развивается в России — у нас ее внедряет проект Briskly. По их информации, они подключают к своему продукту B-pay по 20 магазинов в день. «Азбука Вкуса», Сбербанк и Visa запустили магазин вообще без касс и продавцов. Проект похож на американский Amazon Go.

Менее радикальный вариант — кассы самообслуживания в обычных супермаркетах. В России их уже можно встретить, например, во «Вкусвиллах» и «Пятерочках».

Также продуктовые сети пробуют новые безопасные форматы и каналы продаж. Например, «Вкусвилл» и «Азбука Вкуса» продают свои продукты прямо в жилых домах через вендинговые автоматы. Если эта модель взлетит, скоро мы перестанем бегать за чипсами в магазин и будем покупать их у себя в подъезде.

Прогноз

Тренд на сокращение контактов между людьми будет сохраняться и даже усиливаться — самообслуживание выгодно и ритейлеру, и покупателю: торговые сети экономят на кассирах, а потребители получают безопасность, скорость и другие преимущества.

Усилится стремление к локализации и оптимизации

Продолжит расти спрос на местные продукты

В период пандемии люди обращаются к локальным маркам и продуктам. Глобализацию заменяет локализация всех процессов.

Актуальна безопасность еды, и многие отдают предпочтение местным производителям, плюс выходит еще и дешевле.

Например, выручка российского агрегатора фермерских продуктов «Ешь Деревенское» за период карантина выросла в 2,5 раза.

Городское фермерство идет в рост

Продуктам сегодня сложнее пересекать границы, поэтому все должно быть как можно ближе и под контролем. На этой волне развиваются городские вертикальные фермы, которые выращивают свежую зелень.

Они занимают немного места, требуют меньше человеческого труда, за счет гидропоники и аэропоники им требуется на 90% меньше воды. Сокращается время на логистику, так как зелень растет рядом с потребителем, поэтому попадает к нему на тарелку свежей.

Вертикальные фермы есть во всем мире. В США под них переоборудуют территории бывшего судостроительного цеха, в Европе фермы устанавливают в супермаркетах и на крышах. В России продукцию похожих проектов уже можно найти в рознице — обратите внимание на iFarm и «Местные Корни».

Прогноз

Эти тренды развивались и до эпидемии, а сейчас получили дополнительный толчок к развитию по ряду причин, экологических и экономических.

Компании задумаются о роботизации

Роботы в России

В России несколько проектов разрабатывают решения для автоматизации кухонь, но дальше пилотов дело пока не идет. Причина в том, что это не так эффективно для бизнеса — у нас все еще дешевый ручной труд, и оставить всё, как есть, часто выходит выгодней.

Также идет разработка роботов для доставки, но пока в режиме тестов.

Зато за время карантина у нас разработали и начали тестировать роботов-дезинфекторов. Такие продукты развивают «Аврора роботикс» и «Сбербанк».

Роботы в мире

Роботов уже используют как курьеров сразу несколько компаний. Например, сервис Postmates за время карантина уже доставил заказы тысячам семей в Лос-Анджелесе с помощью роботов. А Starship Technologies тестирует работу беспилотных роботов- доставщиков в разных странах мира и расширяет зону доставки в Великобритании.

Робот Starship Technologies

В апреле в Калифорнии был создан прецедент, когда власти разрешили сервису Nuro выводить на дороги беспилотные мини-автомобили, которые развозят еду.

И ритейл, и логистические компании все активнее используют роботов на своих складах — например, так поступают DHL и UPS. Пионер направления — Amazon, у него уже около 200 000 роботов.

Роботы на кухне — куда более неоднозначный сегмент. Недавние пионеры этого направления закрывают локации и увольняют персонал: например, испытывают сложности Zume (роботизированная пиццерия), CafeX (роботизированные кафе) и Creator (роботизированная бургерная).

Прогноз

Роботизация в общепите, обслуживании и доставке станет массовой, когда внедрить технологичные решения станет эффективнее, безопаснее и дешевле, чем использовать человеческий труд.

Однако сейчас растет безработица, снижаются зарплаты, обостряется конкуренция за места. Нанять повара-человека может выйти дешевле, чем построить автоматизированную кухню — это может затормозить роботизацию на какое-то время.

В любом случае, роботизация — это долгосрочный проект, который требует существенных вложений на старте и длительной интеграции, поэтому ближайшие 5–10 лет не стоит рассчитывать, что приготовление и доставку вашей еды возьмут на себя исключительно роботы.

Как фудтех будет жить после карантина

Карантин постепенно сойдет на нет, а общее беспокойство из-за вируса останется. В течение 2020 сохранятся запросы на безопасность, безналичную оплату, доставку на дом и развитие онлайна — все это может предложить фудтех.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

А в миллиардные продажи WB и Lamoda вы верите? И что миллионы женщин стали ходить в магазины меньше благодаря им. Заказывают несколько понравившихся моделей с бесплатной примеркой на этих сайтах, хоть раньше и поход в молл был вполне себе досугом.

Потому что видят в этом выгоду для себя: больший ассортимент/ниже цены/экономия времени.

С продуктами может произойти тоже самое. Хорошо, что появляются конкуренты условным оборзевшим в край магнитам и пятёрочкам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Наценка продуктовых сетей достигает половины стоимости товара. Поэтому в этот рынок и идут сбермаркеты, самокаты и яндекс лавки. И пусть идут. Пусть конкурируют, пусть предлагают лучшие условия и сервис.

Пусть пробуют, потребителям от этого только выгода. А вот если у них это не получится — это другой разговор.

Рынок такси изменился меньше чем за 10 лет, помню как сам звонил и заказывал, а оператор мне перезванивал. Но пришли новые игроки и предложили лучшие условия и сервис. И рынок изменился.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Это не самое корректное сравнение. рынок такси был закрыт, там не было почти никаких программ лояльности, он не сильно был клиентоориентирован именно на продажи. Супермаркеты ,при всей своей отсталости в РФ (да и многих других странах мира), все-таки влились в общий тренд наращивания потребления

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

У сетей большая наценка (из-за объема), огромный триллионный рынок, поэтому новые игроки сюда и идут и предлагают новый сервис (доставка, приложение, может ещё что-то внедрят).

Пусть приходят, пусть конкурируют. Ну не верите вы в это, ну ок, это ваш домысел, имеете право.

Я только утверждаю, что на этом рынке возможна конкуренция со стороны новых сервисов и форматов.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

У сетей, как раз, минимальная наценка именно из-за объема. Потому что они могут заключать выгодные сделки с оптовиками и производителями, а так же брать объемами продаж. Им не надо закладывать допмаржу, которую закладывают мелкие и средние игроки, сетевики могут за счет этого предлагать скидки, бонусы, программы лояльности. Поэтому по всей РФ идет снижение доли локальных игроков и постепенная монополизация рынка федсетями
Тот же принцип, кстати, использовали и агрегаторы такси. У них просто много денег и они могут демпинговать разрозненные таксопарки, вынуждая их работать через агрегаторы.
В случае же с федсетями так не получится, потому что у них денег не меньше, чем у сервисов, включая Яндекс, зато выстроена уже почти вся логистика и цепочки поставок.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Если наценку 50-150% вы считаете небольшой — разговаривать тут не о чем

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Помимо наценки торговой сети, есть еще посредники. Так же надо учитывать стоимость доставки и резервы под списания. Бессмысленно было бы продавать картошку из Краснодара в Вологде с наценкой в 10-20 %, потому что это бы не покрывало даже транспортных расходов, учитывая стоимость картошки. Я точно знаю. что наценка на молочку в продмаркете примерно 10-20 % от цены закупа, т.к. это скоропорт, иногда по акции даже по себестоимости закупа отдают. В среднем маржа наценки это где-то 20-25 %, из которых надо еще оплатить зарплатный фонд, налоги и другие расходы. Наиболее маржинальный сегмент - это алкашка и сигареты, наименее маржинальный - это молочка, бакалея (почти ничего не приносит магазину) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Прозоров

Вопрос можно изучить, а не домыслами оперировать. У больших сетей большие дисконты на закупку и большие отсрочки в платежах, потому что они диктуют условия.

Ответить
Развернуть ветку
Антон И.П.

Самокат уже открывает дарксторы в МО. Чтобы привлечь клиентуру весь июнь в DC была скидка 25% на доставку из Самоката + Combo скидка 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Фудтех-балаболка.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Бабкин

Зачем безработным онлайн доставка? Здесь уже за развлечение в магазин сходить. Почему вы прогнозируете, что лабораторным вирусом нас еще долго будут травить?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кадырова

с кассами самообслуживания удобнее, можно с продавцом не контактировать. У нас в магазинах их много, и это мне нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Ашан пытался такие кассы ставить, потом их убрали. Вообще очень удобно. Не знаю, может быть с воровством продуктов проблема. 

Ответить
Развернуть ветку
галя перова

Уже всем понятно что доставка чего-либо встает вровень с обычными службами и магазинами. Люди стали больше пользоваться такими сервисами и это по-моему уже навсегда.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Минусы вируса понятны,но как и любая диалектика есть и положительные стороны:

В моем маленьком южном городке появилась Яндекс.Еда и доставка пиццы/роллов и так далее.
А раньше никто и не планировал организовывать доставку еды.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Телоровская

И в моем городе наконец-то заработали сервисы - Яндекс, СберМаркет. Только вот вряд ли у нас на них сохранится спрос после пандемии, а жаль. 

Ответить
Развернуть ветку
Alik Gromov

Приятно осознавать что начали работать как на западе, везде доставка. Вирус дал толчок.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

А немытый Бекзат попа палец ковырял, а потом поставил пакет на безопасной дистанции.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

Очень интересные комментарии!)
Надо сказать, что сейчас готовится к выходу приложение для заказчиков доставки и курьеров, решающее проблему неразвитости имеющихся служб в отдалённых районах Москвы. И не только Москвы. Будет решена проблема с возможностью заказать доставку в любом городе.
Уже осенью вы сможете выбирать себе курьера, согласовывать стоимость доставки и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Демешко
Сервис по доставке готовой еды «Достаевский»

Кому-то зашло это название?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Belov

Статья, суть которой можно уловить просто прочитать подзаголовки - очень удобно, как доставка домой, или касса без кассира, или робот-осьминог-предсказатель матчей 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Никандров

Взрывной рост во время пандемии, дело понятное. Слишком рано делать какие-то выводы и, уж тем более, прогнозы по рынку в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Баженов

За время карантина очень привык к формату самовывоза. Все кафе\бары открыты только на вынос, и забрать заказ оттуда — отличная (и единственная) причина для прогулки в центр (чахнуть дома 24\7 слишком сложно). 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шкилев

Сам удивился, что кроме утконоса много кто сделал качtственную доставку. Тот же Окей доставка за последний год расширился прилично. Если вначале были косяки с пересортице или ассортиментом, то сейчас уже без нареканий. С весны в магазин перестал ходить. На фиг надо. Пандемию вроде на пару лет обещают. Привычка выработается.

Ответить
Развернуть ветку
Карина Старк

Окей самый нормальный из всех. Правда, бесплатная доставка там уже от 2900р. А если меньше, то 99р, а не 299. Доставка за 1,5 часа - 149р. Сколько времени у них заказываю, проблем никаких. Бывали опоздания, но это исключение и всегда предупреждают. А в Утконосе не заказывайте никогда, сервис просто ужасный. Ко мне и пьяным курьер приезжал, и матершина у них это вариант нормы. И в составе продуктов на сайте они специально какие-то "плохие" ингредиенты просто пропускают. Кто же будет проверять???

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда