Волна
До старта осталось:
{"id":3415,"title":"\u0414\u0430\u0447\u043d\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f \u0434\u043b\u044f \u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=3415&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/247559-korotko-dachnaya-konferenciya-po-mobilnoy-razrabotke-i-dizaynu&hash=a6b27c5c7d19a8734c994887577f54b31bb7fbe32413041f6665e4fbefdcb696","isPaidAndBannersEnabled":false}
Еда
Grow Food

Тезаурус вкусов, конверсия, сытые котики и хитрые макароны: как Grow Food составляет меню

Рассказываем, как обновляем меню, почему боремся против курицы и с какой вероятностью котик становится сытым.

Привет, меня зовут Саша Филатов, я отвечаю за продукт в Grow Food. В физическом смысле тоже: слежу за процессами управления меню.

Такая крутая еда, как сегодня, у нас была не всегда (сам себя не похвалишь). Как и любой бренд, связанный с питанием, мы получали много негативного фидбэка. Пользователи говорили, что еда невкусная, неразнообразная, неполезная и так далее. А еще — очень бесились от овсянки и курицы.

На самом деле мы так не считаем. Честно!

В то время изнутри нам казалось, что все окей. К тому же, позитива все равно было больше. Но к концу 2018 мы поняли, что пора выйти на новый уровень по качеству и разнообразию еды.

В итоге мы запустили собственное производство и поставили процесс создания блюд и наполнения меню на новые рельсы. О них и расскажем ниже.

Свет мой, зеркальце, скажи

Во главе управления меню в Grow Food — обратная связь клиентов. Каждый квартал мы:

  • Проводим количественные и качественные исследования. Узнаем у наших пользователей, что им нравится, что не нравится, чего новенького хочется в меню.
Пример опроса
  • Консолидируем всю собранную обратную связь. Проверяем метрики удовлетворенности программами питания в целом, строим рейтинги блюд вплоть до ингредиентов. Например, именно так мы выяснили, что наши клиенты не любят свинину и чеснок, зато обожают блюда со свежими овощами и фруктами. Теперь держим это на контроле.

А здесь – любимые кухни мира клиентов

Уже потом мы решаем, на чем сконцентрируемся в следующем квартале. Вот топ вопросов, которые мы себе задаем:

  • Какими программами питания клиенты удовлетворены больше всего?
  • Какие кухни и виды блюд сейчас в тренде?
  • Какие блюда вызывают больше всего позитива, а какие — больше всего негатива? Что нужно поменять?
  • Как часто нужно обновлять меню?
  • Какие инвестиции нам нужны и какую отдачу в виде увеличения LTV клиента мы получим?

Что тут думать? Трясти надо!

После уточнения квартального плана запускается операционная «машина»‎.

Весь операционный процесс управления меню в Grow Food сегодня состоит из двух больших частей — «комбинаторики меню» и так называемой «воронки новых блюд»‎. Аналогия в ритейле — мерчандайзинг и категорийный менеджмент.

Первый процесс формирует структуру программ питания с учетом запросов клиентов и принципов нутрициологии, правильно комбинирует блюда в линейках. Иначе даже крутую еду можно замиксовать с другими позициями так, что пользователь сильно загрустит и расхочет питаться с нами. Второй процесс — помогает новым блюдам появиться на свет.

С ноября в меню Grow Food появилось больше 120 новых позиций. Чтобы выкатить в прод всего 120 блюд, нам пришлось приготовить, продегустировать и протестировать на производстве больше 200 рецептов. Спойлер: ни один повар не пострадал.

Ниже — о том, как связаны изменения в меню, сытые котики и показатели конверсии.

Для комбинаторики нужны одежда, мотоцикл и овощной салат

Меню каждой линейки формируется по определенному набору критериев. Мы составляем его в момент проектирования и запуска конкретной программы питания. Потом периодически обновляем.

Откуда взялись эти критерии? Из клиентских исследований и опросов, из принципов сбалансированного питания, разных ограничений и запросов к продукту. Эти же критерии включаются в регулярный чеклист, по которому проверяется меню.

Мы знаем, сколько супов в неделю хочет есть клиент каждой линейки, сколько требует запеканок, фруктовых блюд и десертов. Как и внутренняя аналитика, такие опросники помогают нам делать сервис лучше, а еду — вкуснее и интереснее.

Данные мы храним в базе знаний. Собираем в ней для каждой линейки карточку продукта: портрет аудитории, баланс блюд, гипотезы и то, что должно или не должно быть в меню.

Вот то, чего не должно быть в программе питания для похудения по мнению наших пользователей:

На самом деле похудеть на десертах можно. Надо только уметь их готовить и не перебарщивать с количеством :)

Меню мы обновляем каждую неделю. Менеджер меню открывает его в системе управления со всеми картинками блюд, параметрами питания по дням и проверяет по определенному чек-листу, выписывая все замечания к структуре питания и конкретным блюдам.

Так мы формируем бэклог изменений по каждой линейке. Иногда задачи в нем обычные, например: «Нужны овощные салаты»‎. Или: «Нужны низкокалорийные десерты на полдник»‎.

Иногда — не совсем обычные: «Надо два блюда с говядиной и рыбой для исправления куриных дней», «нужно меньше квадратных запеканок», «нужны какие-нибудь хитрые макароны, обычные пасты мы все перебрали».

Как вам такой рацион на день? А если на несколько дней подряд?

Когда мы взялись за системное управление, пришлось проводить спецоперацию «анти-кукареку» и выравнивать структуру меню: добавлять морепродукты и другие виды белка.

Знакомьтесь, квадратная запеканка. Выглядит вкусно, может быть сладкой или сытной — объеденье! А теперь представьте, что вы едите сплошные квадраты 7 дней в неделю.

Странно, но факт: помимо серьезных критериев проверки вроде КБЖУ, структуры ингредиентов, технологий и денежных показателей, в чек-листе есть критерий по количеству квадратов в меню и хитрости макарон. Потому что все обычные макароны мы уже перепробовали.

Хитрые макароны. Пока что в меню завели не все

Когда мы сформировали бэклог общих структурных задач для каждой линейки, настает время переходить к детальной внутренней аналитике.

Большой брат знает, почему вы не доели свой обед

Практически по каждому блюду мы опрашиваем клиентов прямо в приложении: что нравится, что не нравится. Этот механизм дает нам увидеть проблемы и понять, какие блюда или программы питания «проседают»‎.

Допустим, индекс потребительской лояльности (NPS) в линейке Daily (программа здорового питания на каждый день) на этой неделе равен 72%. А в линейке Super Fit (программа для похудения) показатель меньше — всего 58%.

Наша цель — делать все линейки максимально вкусными и качественными. Поэтому мы заходим в систему аналитики и разбираемся, что именно не нравится клиентам‎. Вот часть того, что показывает система:

  • Негативные и позитивные отзывы в целом по линейке и по каждому блюду в меню отдельно;
  • Негативные и позитивные отзывы в разрезе категорий и групп блюд в меню: чтобы понимать, какие блюда у нас получаются лучше или хуже. Например салаты или десерты.
  • Негативные и позитивные отзывы в разрезе ингредиентов: чтобы видеть, какие продукты не заходят аудитории.
  • Динамику показателей сложности производства блюд: чтобы случайно не «завалить» завод при вводе новинок.
  • Структуру меню по ингредиентам, белкам/жирам/углеводам, видам блюд: чтобы контролировать сбалансированность и разнообразие питания.
Борды с аналитикой по меню, чтобы легче было принимать решения и отслеживать результат

Предположим, что мы пробежались по бордам с аналитикой и выяснили: больше всего клиенты хейтят курицу в сливочном соусе. Чтобы они дольше оставались с нами, с этой курицей надо что-то сделать. Наш выход — или улучшить рецептуру, или подобрать абсолютно новое блюдо на замену. А еще у нас лапки (квадратные запеканки). Надо где-то добыть новых, сочных, подходящих блюд.

Тут в дело вступает воронка блюд. За нее отвечают четыре повара и два менеджера.

Мы заставляем сотрудников быть фуд-блогерами

На самом деле они фотографируют еду сами — для того, чтобы мы смогли сделать крутую воронку блюд. Сейчас все станет яснее.

Что такое воронка блюд? То же самое, что и клиентская воронка. Только на входе и выходе у нас не посетитель сайта/приложения и его заказ, а гипотеза и новая позиция в меню.

Воронка начинается с бэклога, куда мы всей компанией собираем свои идеи и гипотезы. Если кому-то пришла в голову идея блюда или кто-то особенно вкусно поужинал на выходных, он может сфотографировать еду и закинуть ее в бэклог со своим комментарием: «ел салат из папоротника с желудями, вкус обалденный, вот бы нам так, только вместо желудей креветки»‎.

Сейчас в бэклоге больше 1 000 идей. Он пополняется каждый день. За его полнотой и сортировкой мы следим отдельно: мониторим конкурентов по всему миру, делаем бэклог-груминги и вот это вот все.

Дальше — работаем недельными итерациями. Каждую неделю сверяемся со стратегией, вытаскиваем из бэклога несколько гипотез, формируем и формализуем из них задачи на спринт. Потом обсуждаем командой, и погнали.

Шеф, накорми кота, будь человеком!

Первый этап воронки

  • На неделю формируется 10-15 задач. Мы идем в бэклог по программам питания, набираем оттуда проблем и резервируем под каждую из них котика, которого нам надо накормить к концу спринта.
Процент выполнения задач в спринте увеличился на 24,76 после внедрения котиков в планирование
  • На каждую задачу назначается шеф, то есть повар. Сейчас над рецептами работают 4 специалиста.

Повару дается референс из бэклога. Мы говорим: «хотим вот такие салат, омлет и кашу»‎. Достаем тезаурус вкусов, проговариваем с ним детали — скажем, вкусовые и визуальные нотки потенциального блюда.

  • Повар придумывает рецепт, адаптирует его под производство и готовит блюдо. Для завода, который готовит 20 тонн еды в месяц, не все получается создать «из головы» или с картинки так, чтобы блюдо можно было поставить на поток.
  • Дальше начинается этап тестирования. Команда «тестировщиков» дегустирует блюдо и дает обратную связь, разработчик (повар) вносит корректировки, и так по кругу. Как и в обычной разработке. Только коммит в гите съесть нельзя, а в этом процессе — можно:)

Для каждого блюда или гипотезы мы храним среднюю оценку и все комментарии. С помощью первичной дегустации мы получаем значимое подтверждение того, что повару, который подготовил блюдо, можно довериться. Значит, он справился с задачей, гипотеза превратилась в концепт блюда, а мы можем отправиться на второй этап воронки.

Случаются фейлы, но на этом первом этапе воронки они самые приятные. Как ни странно, мы их даже любим:) Чем раньше мы обнаруживаем проблему, тем быстрее цикл ее исправления.

Так выглядит первый этап воронки, если всё прошло гладко

Второй этап воронки

Итак, блюдо прошло первый этап тестирования. Что не нравится большинству — отмели, что понравилось — отправляем технологам на завод. Теперь нам требуется не 5 порций для внутреннего тестирования, а 200, чтобы проверить возможность приготовления блюда под нагрузкой. Ведь если все получится, по итогу производство будет готовить больше 3 000 единиц новой позиции в сутки.

Дьявол кроется в деталях.

  • Бывает так, что завод отвечает нам: «Вы, конечно, молодцы, красиво разложили перчики, все очень вкусно. Но если мы будем делать так же, то не вывезем»‎. На этом этапе отваливается 10-20% концептов.
  • Случается, что, производство дало согласие и приготовило тестовую большую партию. Но все выглядит не так, как задумывалось, или не соответствует вкусовым характеристикам первого этапа. Тогда мы снова не пропустим позицию в меню.
  • Или, например, сроки годности и сертификация. Нам нужно, чтобы контейнер с едой мог без рисков доехать до клиента: мы проводим тесты с запасом в 70% и сдаем блюда в независимую лабораторию, чтобы быть уверенными в качестве. Если блюдо не справилось, то — увы. Задача не выполнена, уходим на второй круг.

Как и в случае с действующим меню, мы трекаем все метрики по воронке: процент успешных блюд, статистику по задачам каждого повара и так далее. Разбираем, на каком этапе воронки и как ошиблись по каждой задаче, делаем выводы и растим конверсию в сытых котиков. Сейчас она составляет 58%. Мы хотим получить больше.

Ритмичная работа с бэклогом, недельные итерации и контроль метрик дали нам возможность пробовать бесконечный набор идей. Мы не замыкаем гипотезы только на шефах, а предлагаем всей команде поучаствовать со своими «хотелками»‎.

На правах рекламы: скоро мы разрешим исключать из блюд определённые ингредиенты. В мае настраивать меню будет еще удобнее, так что велкам!

А в комментариях можно оставить рецепт, который вы хотели бы увидеть в Grow Food. Занесем его в бэклог и обязательно протестим.

{ "author_name": "Grow Food", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 22, "favorites": 37, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 239997, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 29 Apr 2021 11:58:30 +0300", "is_special": false }
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Пасту про жаренный суп знаете? Вот его — и срочно в GF! 

Ответить
0

Привет! Спасибо за воспоминания о батином супе. Если взять рецепт на доработку, то вполне даже сможем протестить. 

Ответить
2

Гроу, лучше расскажите какое место в вашем "тезаурусе" занимает стевия и другие захарозаменители (из-за которых котлетка и малиновый джем имеют один и тот же вкус) Вы ведь прекрасно понимаете, почему горят пуканы у клиентов :)

Ответить
0

День добрый!

Во-первых, мы не используем чистую стевию (работаем с ФитПарад №7, в котором стевиозид занимает последнее место).

Во-вторых, давно миксуем сахзам и тростниковый сахар. Поэтому количество съеденного сахзама сводится к безопасному. 

+ конечно, мы не кладем его в котлеты.

С радостью обсудим конкретный пример «джема и котлетки с одинаковым вкусом» из нашего меню.  

Ответить
0

А я вот хочу чтобы был нормальный сахар... Можете в ваш тезаурус добавить опцию - подслащение: 1. захзам. 2 - натуральный сахар?

Ответить
0

Пока не умеем так, но работаем над фильтрами, — пожелание принято!

Прямо сейчас вы можете выбрать Power с натуральным сахаром в составах блюд. 

Ответить
1

Пользовался сервисом в 2019. Делал несколько попыток вернуться, но дольше одной недели не удержаться не получилось.
- Конструктор меню. Самый раздражающий момент Полчаса набираешь меню на неделю, поменял время доставки с утра на вечер ТОГО же дня - весь выбор слетел. Проблема была как в 19, так и в 20 годах.
- Курьеры. Указываешь бесконтактную доставку, курьеры все-равно будут названивать, чтобы их автомобиль пропустили на территорию. Хотя пешком идти 2 минуты.
- Порции и состав блюд.
  - В некоторых блюдах может быть 25-40 грамм мяса, остальное крупа и тп.
  - "премиум" линейка блюд весьма странна, тк за свой ценник 400-500 р граммовка продуктов весьма странная.

В итоге получается проще заказывать готовую еду из Азбуки Вкуса, ценник чаще всего будет не сильно выше чем в GF + в магазинах можно найти блюда с 40% скидкой (у которых подходит срок годности). И главное выбор есть прям сейчас, а не на заказ через 5 дней.

Ответить
0

Приветствуем. Действительно, при переносе с утра на вечер изменения совершенно точно должны сохранится. Хотели бы этот момент пофиксить и передать тех.специалистам со скриншотами. В случае пропуска не территорию, если его нет заранее, то курьеры будут уведомлять. Блюда формируются по тех.норме, у каждой линейки своё функциональное назначение. Но вас поняли, постараемся быть круче, чем были вчера!  

Ответить
0

Ну можно только с сожалением констатировать, что Шваб и компания активно запускают щупольца в свою цифровую колонию Россию, ни о какой независимости речь опять не идёт и эти мерзавцы  будут строить и обслуживать для нас человеческие фермы.

Ответить
1

Очень грустная фантазия :( 

Ответить
0

Насчёт рекомендаций больше всего нравиться Боул со свежими водорослями и свежим Едаме (зелёные соевые бобы). Боул самое перспективное направление. Можно бульоном заливать, а можно так есть.

Ответить
0

Привет! Спасибо за фидбэк, боулы - действительно интересная ниша для размышлений, возьмём во внимание. 

Ответить

Комментарий удален

0

Кура с гречей ванлов. <3 

Ответить
0

сделайте диет-Макдональдс в ГФ))) 

Ответить
0

Привет! Уже реализуем в некоторых линейках, они выглядят как обычные приёмы фаст-фуда, но состав и технологии их приготовления опираются исключительно на принципы правильного питания. 
 

Ответить
0

В итоге мы запустили собственное производство

А откуда кусок металла в еде появился, о ситуации на vc есть пост, так и не разобрались?

Ответить
0

Добрый день. Тогда мы не нашли в контрольных порциях инородных предметов и не подтвердили, что данный объект попал в еду на нашем заводе, но денежные средства клиенту были возвращены. 

Ответить
0

Ещё пожелание, очень плохо программа работает с компьютера, прыгает, перескакивает. Я лично с телефона ничего не заказываю принципиально. У вас заказ с компьютера вообще не предусмотрен?  Или  вам все готовое выдали от корпорации Шваба, как цифровой колонии?  Даже папкино фото не сняли. Просто анекдот.

Ответить
0

Конечно, выдали. Работает только с телефона с поддержкой 5G) 

Если хотите обсудить серьезно, пожалуйста, напишите, что именно прыгает и перескакивает? Проверим, разберемся и поправим.  

Ответить
0

при попытке зайти на сайт программа долго грузиться, а потом нервно скачет. Т.е. ткнуть в блюдо с первой попытки не получается, экран все время прыгает.

Ответить
0

Поняли, странный лаг. Передадим, поправим. 

Ответить
0

Думаю на компьютер программа не особо рассчитана.

Ответить
0

Ваше право) 

Ответить
0

Добрый день. В треде выше писали, что тогда не нашли в контрольных порциях инородных предметов. То есть не подтвердили, что данный объект попал в еду на нашем заводе, но денежные средства клиенту были возвращены. 

Ответить
–1

А этот сатанист на фото причём? Главный идеолог питания дерьмом? Вы на грантах от Шваба сидите?

Ответить
0

Очень хочется конструктивно ответить на ваши неконструктивные вопросы, но, кажется, наши ответы вам не нужны)  

Ответить
0

Моё мнение у папы Франциска отрицательный имидж, уж я точно не куплю все, что имеет к нему отношение, так же как и к Швабу.

Ответить
0

Окей, уважаем ваше мнение)

Ответить

Комментарии

null