Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

Клиенты часто бывают привередливы: кто-то просит убрать из своего блюда лук, так как не переносит этот ингредиент, для кого-то лук жизненно необходим. Казалось бы, всем не угодишь, но у нас получилось — и все благодаря нейросетям. Основатель BeFit Михаил Немцан рассказывает о технологии.

Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

Негатив только на пользу

Два года назад пользователи начали все чаще жаловаться в поддержку на меню. Просили изменить состав супов, каш, начинку блинов. Было много запросов на вегетарианские блюда или рацион без молочных продуктов.

Знаю коллег, которые в такой ситуации нанимают орду диетологов — те, в свою очередь, выверяют меню под каждого человека. Но мы поняли, что у нас так не сработает: потратим все деньги. Поэтому нашли другой выход из проблемы.

Сначала решили собирать меню по запросам. К примеру, сделали рацион для вегетарианцев — это заняло недели, мы адаптировали все процессы, в том числе производство. Но запросы росли, и найти «золотую середину» было почти невозможно, потому что:

  • у всех индивидуальные предпочтения в еде;
  • у пользователя может быть аллергия на продукт или индивидуальная непереносимость.

Необходимо было сделать рацион более узким и, в то же время, автоматизировать процесс, чтобы не создавать сотню разных вариантов — у нас просто не хватило бы на это ресурсов.

Поэтому мы придумали конструктор. Массовое производство работает как конвейер: ему нужно сделать 100 блинчиков, 150 фрикаделек, и все. Но когда ты ставишь задачу сделать 100 блинов и еще один — из гречневой муки, весь механизм ломается. Важно было это учесть.

В ноябре 2019 года начали писать код конструктора и в марте 2020-го уже внедрили первую версию. Перед этим все новогодние праздники мы оптимизировали производство: переделали сборочный и заготовочный цеха, вдвое увеличили камеры. И с сентября начали активно пользоваться.

Конструктор работает по методу исключения:

  • у нас есть множество блюд;
  • пользователь выбирает «лишний» ингредиент;
  • приложение находит и убирает все блюда, включающие в себя этот ингредиент;
  • предлагает вместо них альтернативы.
Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

То есть мы заменяем не ингредиент в блюде, а сами блюда. Не нравится вам миндальное печенье, тогда не морочим голову и просто меняем его на омлет с томатом и зеленью. На платформе у каждого блюда указан подробный состав, поэтому их легко фильтровать. Так мы не перегружаем производство и помогаем клиентам с выбором.

Нейросеть, которая подбирает индивидуальное меню

Над конструктором есть второй слой технологий — нейросети: они помогают генерировать персональное меню для пользователей. Работает это так: алгоритм учитывает, от каких блюд клиент отказывается, и проверяет отзывы на платформе. Далее анализирует более 800 блюд по всей платформе, учитывая:

  • запросы клиента;
  • повторяемость заказов;
  • время суток (не должно быть каши на ужин);
  • себестоимость блюд;
  • калорийность;
  • количество белков, жиров и углеводов;
  • сочетаемость ингредиентов.

Система обрабатывает множество данных и «думает», прежде чем предложить релевантное меню. Даже если клиент исключит почти все ингредиенты, из которых мы готовим, алгоритм все равно постарается подобрать разнообразные блюда. Для людей с ограничениями в питании это настоящее спасение.

Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

Также стоимость блюд оценивается в обе стороны: к примеру, не предлагаем «спартанское» меню, то есть максимально дешевое. Потому что оно будет плохо продаваться.

Как это работает технически

Основная сложность была в разработке. Из-за того, что в системе так много параметров, возникает «комбинаторный взрыв» — когда алгоритм не справляется с огромным массивом данных.

К примеру, всего у нас есть 850 вариантов блюд, только часть из них нужно уместить в 35 свободных слотов в приложении. То есть алгоритм не может абсолютно точно решить, что именно нужно предложить пользователю — нужны «неточные» системы вроде нейросетей. Наш алгоритм работает на двух уровнях:

  • Первый генерирует возможные варианты — используется как метод ветвей и границ. Мы рассматриваем все генерации, отсекаем лишнее и оставляем только подходящие.
  • Далее алгоритм самостоятельно изучает отзывы клиентов на платформе, оценивает динамику, сам оптимизирует и придумывает новое меню.
Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

Когда мы подстроили техническую часть и перенесли ее на производство, LTV увеличился на 30%.

Выросла ли нагрузка на производство

Тут чистая статистика: поварам не нужно менять ингредиенты в составе, меняется только количество блюд. И производство знает, сколько и чего нужно приготовить на завтра. Если каждый пользователь будет говорить, что нужно убрать из блюда, спустя 20 заказов все процессы посыпятся и бизнес закроется.

В BeFit для поваров увеличилось SKU — количество позиций блюд. Потому что одно дело готовить, когда есть постоянное меню, а другое — по алгоритму, который каждый день предлагает приготовить новое блюдо из 850 позиций.

Производству, конечно, стало сложнее на каждом этапе. Усложняется и сборка: ведь нужно собрать персональные пакеты с уникальным набором еды, а не фиксированные комплекты, как прежде. Сейчас таких «сложных» заказов около 60%.

Дальше — больше: нейросеть, которая готовит блюда

Пищевое производство вроде нашего сильно отличается от ресторана — там для каждого блюда есть повар и свои заготовки. Так заведение может быстро продавать блюда.

У нас же блюдо собирают как машину. Вот есть компоненты: гарнир, нарезка, мясо. Берем блюдо, разбираем его на полуфабрикаты. Полуфабрикаты разбиваем по цехам, цеха готовят. Есть повара, которые из этих полуфабрикатов собирают блюда. Это конвейерная модель.

Появилась мысль: а что, если мы своей нейросети, которая оценивает клиентский опыт, будем «скармливать» все сочетания полуфабрикатов и соусов? Тогда мы сможем генерировать новые блюда.

Нейросеть и блинчики: как фуд-сервис BeFit автоматизировал подбор блюд и ждет рост дохода на 30%

Если до этого мы упростили задачи диетолога — алгоритм за час подбирает персональное меню, то теперь можно делегировать проблемы технолога. Сейчас такой специалист помогает подобрать блюдо определенной калорийности под конкретное направление — например, высокая калорийность с гречневой крупой и мясным соусом. И технолог сидит, думает.

А нейросеть может сама перебрать все варианты соуса, гарнира, основного белка, способы приготовления. Проанализировать все отзывы и предложить технологу 20 вариантов, а человек уже сам выберет наиболее интересные.

При этом мы не заменяем машиной реальных сотрудников — только автоматизируем рутинные процессы. Потому что все сгенерированное нейросетями все-таки нужно проверять человеку.

Кстати, вы можете проверить наш сервис самостоятельно уже сегодня — с промокодом BEFITVC и скидкой 12% на первый заказ.

2626
12 комментариев

Очень крутые идеи. Желаю успехов в дальнейшей разработке!

2
Ответить

Спасибо Вам!

Ответить

>LTV увеличился на 30%. Пожалуйста, расскажите, как считали, это важный момент.

1
Ответить

LTV считаем при помощи когортного анализа внутри нашей ERP-системы. Мы взяли когорты до внедрения подбора и после внедрения и посмотрели их на горизонте разных периодов (1 мес, 2 мес, год). Затем покрутили их в разрезе разных программ и сценариев использования (похудение, не готовить, спорт и.т.д). В среднем после внедрения индивидуальных рационов LTV одного клиента вырос на 30%

1
Ответить

Вы сами это ели?

1
Ответить

Звучит реально круто! Респект!

1
Ответить

Приятно, что оценили: спасибо!

Ответить