{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Русская кухня должна извернуться, перепридумать себя и бомбануть»

Основатели баров, ресторанов, кафе и маркетов — об итогах 2017 года и ожиданиях от будущего.

Даниловский рынок. Фото — Ginza Project

В 2017 году очень четко обозначилась тенденция демократизации ресторанного бизнеса. Конечно же, дорогие крутые проекты все еще открываются, но они сами говорят, что рынок премиум-сегмента перенаполнен, а потребители стремятся к более простой, понятной, качественной и доступной еде.

В 2018 году эта тенденция закрепится, будет все больше демократичных ресторанов. Также потребителям будет не хватать времени, и индустрия фастфуда и fast casual, как у нас, будет развиваться. Соответственно мы планируем наш бизнес удвоить.

Я думаю, что все рестораторы осознают необходимость больших инвестиций в свою команду. Именно скоординированность, сконцентрированность, сосредоточенность людей на деле принесет успех.

Больше, чем открыть точки. Ранее все боролись за результаты и меньше времени обращали внимание на их эффективность. Но сейчас есть работающие концепции, плохо работающие концепции, и владельцы бизнеса вместо того, чтобы открывать что-то новое будут сконцентрированы на том, чтобы повышать эффективность проектов.

Основная трудность для бизнеса заключается в реальном падении доходов (а на самом деле увеличении расходов) населения. Выходом может стать использование локального сырья, которое продается в рублях. Сейчас тяжело закупать деликатесы и дорогое импортное оборудование — цены непропорционально выросли в зависимости от инфляции.

Все предвидят изменения налогового законодательства. Надеемся, что это будет не в тягость, а в радость.

Игорь Подстрешный, сооснователь заведений Burger Heroes и Pho Fighters

Если рассматривать общепит как динамическую систему, то в одном этом секторе происходит всё то же самое, что и в «большой» экономике.

Слабые игроки уходят — их место занимают крупный капитал через свои импринты (например, бургерные от «Мираторга») и иностранные франшизы. Например, Cofix молча занимает новые площадки.

В этом году основные проблемы исходили от градостроителей и арендодателей. «Моя улица» в Москве косвенным образом очистила Садовое кольцо от 1/5 заведений, просто перекрыв доступ к ним. А программа привязки арендной платы к кадастровой стоимости помещений свела на нет всю редкую выгоду работы с государственными и бюджетными предприятиями.

Ставка аренды вообще становится основным регулятором — от нее зависит то, где и что мы будем есть и пить завтра. А там, где такой зависимости нет (помещение в собственности и за аренду платить не надо), появляется неровный франко-дагестанский фьюжн.

Поэтому, можно выделить два направления, которые будут приоритетными в ближайшее время. Первое — места в центре (уже имеющие высокую ставку аренды) начнут увеличивать количество причин зайти к ним через коллаборации, мероприятия и большее разнообразие продукта. Например, кофейня Les на Покровке уже ввела бранчи по выходным, а «Кооператив Черный» готовится к открытию места с вином и закусками.

Второе — начнется развитие заведений в отдаленных от центра районах, где аренда еще не так высока. Это уже делает «Додо пицца» и BB&Burgers.

Но все это может не принести желаемых результатов, если не будет отклика у аудитории, которая тоже поменялась за прошедшие пять лет.

Продукт как причина тратить деньги, история и люди как причина зайти в конкретное место отходят на второй план. Приходят молодые, кто получил все разнообразие на блюдечке, кто не видел борьбы и развития. Как бы старчески это ни звучало, с ними не о чем поговорить, не получается ощутить общность, хотя их «счастливое детство» обеспечено теми, кто не сдался, когда была возможность.

Общий депрессивный фон и изменение климата за эти годы тоже накладывают отпечаток. Самый очевидный вопрос на фоне постоянно закрывающихся заведений — чье место займет «Мосхозторг» в следующем году.

Тадеуш Войтович, сооснователь ланчерии «Лафлафель»

В 2017 году интенсивность развития ресторанного рынка в Москве замедлилась: население беднеет, выручка падает, но это не означает, что ничего не происходит. Индустрия все равно не стоит на месте. Мы обращаем внимание на несколько трендов.

Первый — демократизация. Еда становится проще и доступнее, так называемый comfort food присутствует повсюду.

Второй тренд — рынки и фудхоллы. Даже крупные рестораторы уходят на эти площадки с демократичными концепциями. Рынки повышают шансы получить хорошую проходимость и стабильную выручку. Теперь они идут по Москве и становятся районными центрами, а не местами притяжения всего города — побеждать будут те, которые смогут попасть в аудиторию, дать качественные продукты и действительно нужные потребителям товары.

Нужно будет тщательно отбирать арендаторов под запрос каждого конкретного района, а не клонировать однообразные концепции. Дальше обновленные рынки пойдут в регионы.

Третий тренд — большой выбор разных концепций в одном месте. Во-первых, фудхоллы и рынки, но также и кафе типа «Валенка», где большое пространство с меню из десятка разных кухонь. Это по сути возвращение меню с суши, пастой и оливье. Выходит, многие поигрались в монопродукт и вернулись к истокам.

Четвертый тренд — становится популярна концепция true cost и уже не только в виде демократичных кафе. Осенью открылось первое подобное luxury место — Insight.

Пятый тренд — кулинарии развиваются и растут, особенно «АВ Daily» плодится по городу. Нам кажется, будут появляться более качественные и более модные кулинарии с ЗОЖ-едой, с продуктами под разные диеты и особенности питания — кета, палео, веганская.

Шестой тренд — российские продукты находятся на пике. Впереди будет только рост. Появится больше рыбы, морепродуктов, мяса и молочных продуктов местных производителей и ресторанов с концепцией «местная кухня на местном продукте». Учитывая Чемпионат мира, русская кухня должна будет извернуться, перепридумать себя и бомбануть.

Радует седьмой тренд — объединения. Новиков и Зарьков, Ginza и Васильчуки. В 2018 году ожидается «Ресторан Горыныч» от Зарькова и Тютенькова. Мы тоже уже сотрудничали и с Ginza, и с Васильчуками. Надеюсь, этот тренд продолжится, а мы, наконец, поработаем, например, с «Местной Едой».

Восьмой тренд — поп-апы, временные рестораны и бары алкогольных брендов, площадки с гастроэнтузиастами «Местной Еды» и обязательные проекты для регулярной ротации в новых фудхоллах. Это направление уже превращается в важную часть городской инфраструктуры.

Девятый тренд — привозы. В высокой гастрономии тоже произошел скачок интереса благодаря фестивалю «Икра» и команде WRF, а также благодаря алкогольным брендам, у которых главный тренд — это food pairing. Поэтому и в 2018 году будут десятки крутых привозов шефов и барменов в Сочи, Москву и Санкт-Петербург. Ждем, что появится подобный фестиваль с качественными привозами в сегменте городских кафе и уличной еды.

Анна Бичевская и Алена Ермакова, основательницы проекта Stay Hungry

Всегда очень сложно судить об отрасли в целом, но легко сказать, что стало знаковым для нас в 2017 году — завершение реконструкции Даниловского рынка. Это очень важный проект и для компании, и для рынка. Нам кажется, что появился формат, который вызывает большой интерес у аудитории. Недаром сейчас другие компании запускают схожие проекты.

Наверное, стоит констатировать, что за год ожесточилась конкуренция, как это всегда и бывает при непростой ситуации в экономике в целом. Рынок принадлежит потребителю — чем выше конкуренция, тем выше гарантии того, что выживает сильнейший, то есть тот, чьи концепции больше подходят аудитории, выше по качеству при сходной цене, и в целом более востребованы.

Тот, кто ответит на вопрос, к чему публика будет тянуться в 2018 году, в конце года будет пить шампанское с чувством выполненного долга. Нам кажется, что мы понимаем, каковы тренды в 2018 году, но делиться деталями, конечно же, не хочется. Если говорить общими словами, то нам кажется, что людям сейчас интереснее всего простота, цельность и качество. Вопрос лишь в том, как талантливо сделать из этих базовых понятий что-то новое и привлекательное.

Мы от всей души надеемся, что 2018 год станет удачным для нас самих и для отрасли в целом. В конце концов, именно рестораны являются в некотором роде лакмусовой бумажкой общего настроения публики и состояния экономики.

Павел Гогнидзе, исполнительный директор Ginza Project

В 2017 году потребители продемонстрировали, что в Москве нужны места с атмосферой. Самые удачные открытия с точки зрения вызванного среди аудитории интереса и количества восторженных отзывов — это Bro.We, Bloom&Brew и «Делись душой». Людям нравится, что в этих местах есть атмосфера. И, конечно, им нравится, что можно познакомиться с бариста и пообщаться, как будто ты пришел в бар.

Мы всегда делали ставку на атмосферу, но в какой-то момент сложилось впечатление, что цель большинства кофеен сделать из бариста робота, оператора кофемашины и убрать из него все человеческое, что он с собой приносит. Человека, пожалуйста, оставьте за стойкой, здесь от вас нужен только бариста. Но аудитория четко дала понять, что хочет видеть за стойкой не титулованного оператора кофемашины, а человека.

Потребителям наскучили места, где нет никакого намека на интерьер, где всё очень просто и дешево. Даже если дешево, но посетителям кофеен хочется, что атмосфера проявлялась и в интерьере, чтобы он был не нейтральным, а продолжением духа компании.

Главный вывод 2017 года — в Москве сложилось сообщество любителей кофе. Пусть оно пока небольшое, но есть. Гости приезжают на выходных на узкоспециализированные события, посвященные кофе, готовы потратить время, чтобы доехать до кофейни, расположенной далеко и неудобно, чтобы что-то попробовать.

В 2017 году тягостями для кофейного бизнеса по-прежнему остается аренда и сложный доступ к кредитам. Но добавился еще один — бариста. Кофейни не могут быть расположены в подвале или дворе, за редкими исключениями. Поэтому они ограничены первыми этажами, первыми и вторыми линиями домов, а, значит, должны платить аренду от 250 тысяч рублей. Тянуть такую аренду на кофе очень сложно.

Отсутствие доступа к нормальным кредитам тормозит развитие индустрии. Обновить оборудование — большие деньги, обновить ремонт — большие деньги. Открыть вторую кофейню — огромные деньги. В результате вместо того, чтобы самостоятельно развивать проект, компании привлекают партнеров и инвесторов, потому что получить кредит с нормальной процентной ставкой почти невозможно.

В США или Европе зарабатывающая прибыль кофейня, если ей потребуются деньги на развитие, будет привлекать инвестора только тогда, когда речь идет о $200-300 тысячах. Меньшие суммы легко взять в банке, потому что у тебя есть данные кэшфлоу и PNL — банк видит, что ты прибылен и умеешь обращаться с деньгами.

В России твой кэшфлоу 1-2 млн рублей ни для одного банка не аргумент. Аргументом по-прежнему является залог недвижимости на сумму необходимого кредита.

Рост числа кофеен привел к тому, что наступил серьезный дефицит кадров. В итоге новому заведению нужно либо искать бариста в других кофейнях, либо учить самому. Учить бариста сложно, долго и не дешево. Поэтому в этом вопросе выигрывают большие компании, у которых есть тренинг-центры и возможность с нуля обучать новых людей.

В 2018 году по-прежнему будут актуальны кофейни, которые предлагают атмосферу, которые являются частью возникшего и развивающегося сообщества любителей кофе. Только сообщество не может быть основным источником дохода, но гости, сильно интересующиеся кофе, охотно помогают новым местам распространять о себе информацию.

Второй важный тренд — доступный specialty-кофе. Да, большой капучино за 300-350 рублей — это дорого. И что важно, такая цена не означает, что он не может стоить 200 рублей. Как правило, цены связаны с огромным количеством факторов, кроме себестоимости самого сырья и желания предпринимателя заработать побольше денег. Чашка, сваренная с использование кофе категории specialty, действительно может стоить дешевле.

Поэтому кофейни, в которых отличный напиток продают за 100-200 рублей, продолжат развиваться и будут отлично себя чувствовать. Особенно, если будут открываться в правильных местах.

Будущее за вкусным продуктом, отличным сервисом и общением. Если компания не умеет рассказать о себе, о своем продукте, о том, чем она отличается, и что особенного уже делает сейчас и стремится делать в будущем, то в сегменте specialty ей в будущем будет сложно.

Артем Темиров, сооснователь кофейного кооператива «Черный»

В 2017 году явный упор был на пиццу. Наверное, это и в следующем году продолжится. Хороший формат — недорогая пицца и пиво. В Санкт-Петербурге уже много таких заведений. Главное, чтобы готовили вкусно.

Также не обошлось без супов фо бо и очередных крафтовых баров. Сейчас винное направление развивается в сторону демократичности. Наша сеть тоже планирует открыть небольшой бар европейского формата без дорогого дизайна, но домашний и уютный с акцентом на вино и закуски.

Ниша демократичных заведений в Москве по-прежнему свободна, но тут всё зависит от по-настоящему дорогой аренды. И ситуация с ней, увы, вряд ли изменится.

Поэтому крутые проекты часто открываются не на первой линии. Это, с одной стороны, здорово, с другой — хочется, чтобы центральные улицы все были в столиках и людях как в Париже, Барселоне и много где еще.

Александр Малеев, основатель баров «Все твои друзья» и «Широкую на широкую»

В барной отрасли мы идем к тому, что заведения открываются самими же барменами. При этом большие клубы вымирают как мамонты. Коктейли становятся всё интереснее по вкусу, всё больше и больше открывается баров, производящих свои вкусовые спириты (через роторный испаритель).

В самих же барах всё так же в почете именно гостеприимство. Это значит, что гости будут тянуться охотнее к человеку, нежели к уникальному напитку. Сейчас потребители, наверное, не готовы переплачивать за имя бара или алкоголя, поэтому цена и качество берут верх. Гости начали разбираться, что и сколько стоит — деньги на ветер уже не бросают.

Пока сложно определить, что нас ждет в 2018 году, но что-то глобальное точно произойдет. Как минимум из-за большого потока туристов, которые ворвутся в нашу страну.

Виталий Екименко, бар-менеджер сети Funny Cabany, основатель бара Roots
0
24 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Борисоглебский

И пусть над сервисом работают. Самый дешёвый и эффективный инструмент привлечения клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кирьянов

Согласен!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

Я конечно не эксперт в фуд-сфере, но все, что написано в статье мягко говоря описывает ситуацию в городах-миллионниках. Если не сказать, что только в Москве и Питере. Но никак не Россию. Опять же, имхо.

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Россиянин за пределами Мск\Питера, увидевший Даниловский рынок таков, как на картинке, решит, что это выставка декораторов-передвижников. А цены и крафтовый пакинг намекают на необходимость передавать продукты по наследству детям или отдавать в виде приданного.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Мсье преуеличивает

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фрольченков

В каждой шутке есть доля правды. Возможно и преувеличивает, но ненамного.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ну если он про деоевенщину неотесанную говорит только

Ответить
Развернуть ветку
Павел Семенов

Я из Новосибирска и у нас есть относительно демократичная сеть рынков «Крестьянская слобода», работающая примерно так же модно, как Даниловский, только в более компактном формате. Поэтому удивление это вряд ли вызовет.

Ответить
Развернуть ветку
Выпил ли mojo?

Крафтовый, простите, что?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боярсков

Деревенщина? Пакинг же )

Ответить
Развернуть ветку
Выпил ли mojo?

Не деревенщина, а реднек!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Реднек - деревенщина продавшаяся госдепу.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Ответить
Развернуть ветку
Ushkyr Basmach

Узок круг этих людей, страшно далеки они от народа.(с)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Мало кто делает качественный продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Чернов

Для конкурентоспособности нужно придумать новое, необычное меню, разные подходы к еде. Относится и к бюджетному стрит-фуду, потому что почти у всех одно и то же)
Оборудование в заведениях также нужно обновлять на новый лад.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Боярсков

Стритфуд если честно подзатрахал.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene I. Bel

Главный вывод 2017 года — в Москве сложилось сообщество любителей кофе. (с)
эм... ну еще году в 12 так-то.
ну да ладно.

по прочитанному: в статье подведены очень локальные итоги: центр+запад москвы, центр спб, может, еще 3-4 крупных города и курорта.
а страна - она ведь большая на самом деле...

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Никифорова

Я вообще так поняла,что речь только про Москву,а про Питер из серии "слышали, что в Питере тоже общепиты есть...".
Жаль, что нет представителей фудтракерского сообщества, интересно было бы почитать про неадекватные ставки за участие в мероприятиях, полицейский беспредел и условия субаренды площадок у БЦ/ТРЦ и т.д. О том как с начала зимы реагенты разъедают авто, а Моя Улица весь год заставляла менять локации... Не, на самом деле интересно)
#ОксанаРуссо

Ответить
Развернуть ветку
Maria Łacińska
Автор

Да и без фудтраков дикие ставки на участие в мероприятиях. Многие проекты жалуются на стоимость участия в маркетах.
Но спасибо за идею с траками.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Да кому интересно чем там эти одичалые живут

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

Ух ты, "Широкая" на VC! Вот это уровень)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Karasev

а чем они хуже?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

Ничем не хуже, просто удивлён, что здесь, а не на Вилладже или чём-то подобном.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда