Геймификация, Big Data и доставка за 10 минут — какие тренды ждут российский фудтех в 2022 году

Скоро экспресс-доставка будет занимать 10 минут, а сервисы сами определят, какую еду привезти домой

Геймификация, Big Data и доставка за 10 минут — какие тренды ждут российский фудтех в 2022 году

Меня зовут Айрат Сунгатуллин, я серийный предприниматель, партнер KazanExpress по продуктам питания и автор бизнес-подкаста «Не стой на месте». За время работы в фудтехе разобрался, как работает эта сфера и как она будет развиваться в России. В этой статье расскажу о шести трендах, которые повлияют на развитие продуктовых магазинов и служб доставки.

Тренд 1. Россияне будут еще больше экономить на еде

Во второй половине 2021 года количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума оценили в 19,1 млн человек, то есть 13,1% населения. По данным Росстата, 33,6% работников получают зарплату ниже 30 740 рублей.

Цифры впечатляют, но что это значит на практике? Представим, что на полке лежат макароны от двух брендов: один продает пачку за 28 рублей, а второй за 31. Разница небольшая, но на деле макароны от первого бренда раскупят за час, а второму бренду придется продавать свой товар еще несколько недель.

Один из способов удержать низкую цену — сэкономить на сопутствующих расходах. По такой схеме работает жесткий дискаунтер «Светофор», который экономит на всем, что можно. Например, сеть разрешает открыть магазин в помещении на 1000 м², где будет только свет, вентиляция и бетонный пол. Витрины и полки тоже не нужны — продавать можно прямо с паллетов, будто со склада.

Внутренний зал в магазине «Светофор». <p>Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsvetofor-nsk.ru%2Fimages%2Fgalery%2F4.jpg&postId=326932" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт</a> сети «Светофор». </p>
Внутренний зал в магазине «Светофор».

Источник: сайт сети «Светофор».

Благодаря такой экономии, в 2020 году выручка «Светофора» выросла на 38,8%, а объем торговых площадей — на 17%. X5 и «Магнит» решили не оставаться в стороне, и год назад запустили свои магазины с низкими ценами: «Чижик» и «Моя цена». Как и «Светофор», два новых дискаунтера делают упор на собственную продукцию, ограничивают ассортимент и экономят на рекламе.

В долгосрочной перспективе это означает, что себестоимость товаров будет расти, поэтому компании будут сокращать все сопутствующие расходы, чтобы снизить цену на еду. А это значит, что в российских городах появится еще больше «жестких дискаунтеров».

Тренд 2. Небольшие компании будут бороться за нишевые рынки

Конкурировать с крупными ритейлерами слишком тяжело — у более мелких магазинов не хватит мощностей, чтобы продавать обычные товары по низким ценам и оставаться в плюсе. Вместо этого, компании могут сконцентрироваться на продуктах, которые не представлены в большинстве сетей. Эксклюзивные товары можно продавать дороже, ведь клиентам будет тяжело найти их в другом месте. Это могут быть:

  • Фермерские продукты: молоко, сыр, мясо. Такую еду можно продвигать как экологически чистую или делать упор на ностальгию — например, молоко, как у бабушки в деревне.

  • Импортные продукты, которые тяжело найти в России. Магазин может полностью сконцентрироваться на продаже французских вин, итальянских сыров, португальского портвейна или других товаров, которые тяжело найти на прилавках крупных сетей.

  • Продукты для веганов и вегетарианцев. Этой аудитории, как правило, тяжело разнообразить меню, если закупаться только в крупных сетях. Поэтому здесь небольшой магазин сможет конкурировать, если будет продавать кокосовые йогурты или колбасу на основе горохового белка.

Статистика показывает, что упор на узкую аудиторию может принести плоды. Так, по итогам 2020 года сеть ВкусВилл, которая специализируется на здоровом питании, увеличила выручку на 38,3%. Поэтому со временем в России появится больше магазинов, рассчитанных на небольшие ниши.

Тренд 3. Собственных торговых марок (СТМ) станет больше

На полках супермаркетов уже давно лежат товары «первой цены», которые магазины продают под собственными брендами: от продуктов «Каждый день» из «Ашана» до «Красной цены» из «Пятерочки». Преимущество таких марок в том, что компания может закупать еду напрямую у поставщиков, оптимизировать логистику и не переплачивать за чужую рекламу.

По похожему пути пошли и дарксторы: локальные склады, на которых собирают заказы для экспресс-доставки. Например, в 2020 году Яндекс.Лавка запустила бренд «Из Лавки», под которым продает воду, мороженое, яйца и готовые блюда. В отдельных категориях доля продаж СТМ-продуктов достигла 80%.

Кроме того, что собственный бренд выпускать дешевле, его можно использовать и как инструмент для повышения лояльности. Чем качественнее и дешевле будут СТМ-продукты, тем чаще клиенты будут покупать их у конкретного магазина.

Учитывая все преимущества собственных брендов, со временем их будет становиться все больше. Например, компании смогут развивать несколько торговых марок: одну для дешевых продуктов, а другую — для премиальных.

Тренд 4. Экспресс-доставка станет еще быстрее

Высокая конкуренция на рынке доставки товаров вынуждает крупных игроков открывать новые точки — в начале 2021 года в России было чуть больше 650 дарксторов, а концу этого года их численность приближается к тысячи. Кроме того, недавно Ozon заявил, что планирует запустить собственный магазин Ozon Express и стать новым игроком на рынке «доставки за 15 минут».

Рынок растет, а значит, борьба за клиентов станет еще жестче. Поэтому уже сейчас в компаниях думают, как доставлять товар не за 15 минут, а за 10 или даже 7 минут. Чтобы увеличить скорость, руководители дарксторов должны нанимать ровно столько курьеров, чтобы они не сидели без дела и привозили товары вовремя.

Оптимизировать персонал можно и по-другому — например, давать заказы «чужим» сотрудникам. Если рядом с клиентом «Лавки» находится курьер «Самоката», он может принять заказ от другого даркстора. За счет такого подхода компании смогут ускорить доставку и не держать в штате лишний персонал.

Еще один способ увеличить скорость — предоставить всем курьерам велосипеды и электросамокаты или другой личный транспорт. Дарксторам тяжело заниматься логистикой вручную, поэтому им на помощь придут новые подрядчики. Так, в Москве с экспресс-доставкой уже сотрудничает компания «Мой девайс».

Также в СМИ часто пишут, что курьеров скоро заменят беспилотники. Однако я считаю, что этот тренд переоценен — массового закупить и обслуживать роботов пока слишком дорого, да и мы не в Калифорнии живем — тут грязь, снег и перепады температур. Никакая техника не выдержит. Поэтому в ближайшие годы дарксторы будут ускорять доставку за счет оптимизации площадей магазинов, персонала и других доступных ресурсов, а вот вкладывать в дроны и беспилотники пока рано.

Тренд 5. Компании будут вовлекать клиентов через игры и другие активности

Дарксторы и традиционные магазины стремятся к тому, чтобы клиенты чаще пользовались их приложениями. Для этого они используют геймификацию — игры или другие активности, за участие в которых человек получает скидки, редкие товары или иные бонусы.

С 2012 года в «Макдоналдс» периодически проводят «Монополию». Как и в оригинальной игре, здесь нужно собрать несколько карточек одного цвета, которые выдаются за покупки определенных блюд. Когда карточки собраны, взамен можно выиграть автомобили, смартфоны, деньги или сертификаты на покупки у партнеров. В 2021 году «Монополия» проводилась онлайн, и карточки уже хранились в приложении, чтобы клиенты не теряли их.

<p>Так выглядели стикеры «Монополии» в приложении «Макдоналдс». </p> Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DjHmm_jypllI%26amp%3Bt%3D8s%26amp%3Bab_channel%3DKirillTsoy&postId=326932" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">YouTube-канал</a> Kirill Tsoy.

Так выглядели стикеры «Монополии» в приложении «Макдоналдс». 

Источник: YouTube-канал Kirill Tsoy.

Иногда разработчики превращают в игру одну из функций приложения. Так поступили в «Додо Пицца», когда в их сервисе появился игральный кубик — он случайно собирал комбо-пиццу из нескольких начинок. Простая активность помогает вовлечь пользователей и сэкономить время на выбор товара.

Скрытой геймификацией можно назвать любую систему рейтингов и статусов пользователей, которые они получают за частые покупки. Фактически они тоже вовлекаются в игру — им нужно совершить действие (купить товар), чтобы получить вознаграждение (скидку или скрытую возможность). Такую механику могут внедрить сервисы экспресс-доставки: например, если сумма всех заказов превысила 5 тысяч рублей, то к клиенту будут отправлять курьеров с самым высоким рейтингом.

Тренд 6. Big Data позволит рекомендовать товары

Чем чаще люди пользуются приложениями, тем больше данных получают владельцы бизнеса. В дальнейшем это позволит компаниям лучше понимать, какую еду предпочитает пользователь и давать подходящие рекомендации. Например, если часто покупать молоко одного бренда, то со временем в поисковой выдаче будет появляться именно это молоко.

Со временем сервисы научатся заранее определять, когда у пользователя закончатся макароны, мясо или другая еда. И когда это произойдет, на смартфон или другое устройство придет уведомление: «Пора пополнить запасы». Нечто похожее уже реализовывает Amazon в своем смарт-холодильнике, который может отслеживать содержимое на ящиках и полках. Когда срок годности или запасы продуктов будут истекать, холодильник предлагает пополнить запасы.

Большинство трендов выглядят не такими футуристичными, как представляют их другие аналитики и блогеры. Мой опыт подсказывает, что рынок фудтеха будет больше реагировать на экономические реалии и подстраиваться под них постепенно.

А что думаете вы — какие из этих трендов сбудутся в 2022 году?

4646
17 комментариев

Геймификация - епт, скоро в туалетную бумагу будут добавлять эту геймфикацию.
Все просто: рынок схлопывается, ниш становиться мало, цены растут на продукты и качество продуктов деградирует до "калорий". Скорость жизни в мегаполисах выростает для жителей, дом-работа занимает больше времени. Нет желания готовить и шариться по магазинам, отсюда доставка продуктов.
Крупный ритейл выжигает поля среднего и мелкого бизнеса. посудите сами - крупняк заберет у вас яблоки 30т но по 5 ре и сразу все, а продавать, но по 8 ре как все - займет 30 дней (например) + потеря товарного вида (качества) + операционные расходы (место\з-п продавец\другое).
Существенно растет разрыв между крупняком и мелким, средняки уже учатся дышать под водой.

10
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

В светофоре один раз взял безвкусные чипсы и кондей для белья (тоже запах отличается от оригинала). Больше туда не захожу. Страшно представить, какого качества там колбаса, мясо и тд.

Опять нет трендов повышение качества и уменьшение цены продуктов. Зато есть геймофикация. Ура! то что надо

5
Ответить

В подобных местах есть смысл покупать только ту же продукцию, что продается и в обычных магазинах. Условно колу, лейс, сникерсы и прочее подобное покупать смысл есть. А продукциб собственного производства, конечно, лучше обходить стороной

2
Ответить

Колбаса это та, что сыровяленая и дорогая (увы), другой колбасы не существует.

1
Ответить

Скоро еду будут прямо в постель доставлять

И это прекрасно

5
Ответить

Так вы и есть за меня будете?

3
Ответить