Доказал, что миллиардеры не видят разницы между вином за $500 и $10 тысяч: история Руди Курниавана Статьи редакции
Курниаван продавал подделки под видом редких вин предпринимателям, генеральным директорам и голливудским продюсерам и обманул их более чем на $35 млн.
Любовь к вину
Руди Курниаван родился в 1976 году в китайской семье в Индонезии. По собственным словам, родители были богатыми и управляли пивной компанией: одним говорил, что они дистрибьюторы Heineken, другим — Guinness.
В 1998 году он переехал по студенческой визе в США, чтобы учиться в Калифорнийском университете в Нортридже на бухгалтера. В 2001 году попросил политическое убежище, но ему отказали, а в 2003 году депортировали. Мужчина не уехал в Индонезию и нелегально остался в Штатах.
Хорошее вино он впервые попробовал в 2000 году на дне рождения отца в ресторане в Сан-Франциско. Руди оно сразу понравилось: он хотел узнать как можно больше о напитке, покупал сотни бутылок, говорил с владельцами магазинов и вёл подробные записи с дегустаций.
Курниаван хотел войти в круг богатых энофилов — знатоков вина, и состояние семьи ему в этом помогало: он носил сшитые на заказ костюмы Hermès, катался на собственном Ferrari и Bentley, а по другим данным, Mercedes, Land Rover и Lamborghini.
Вскоре Руди стал членом трёх эксклюзивных дегустационных групп Лос-Анджелеса: Deaf Dumb and Blind, Royal Order of the Purple Palate и BurgWhores. В них состояли голливудские режиссеры, музыкальные продюсеры, ИТ-предприниматели и магнаты недвижимости. На деньги отца он покупал дорогой алкоголь и приносил на дегустации, поэтому его легко приняли.
Курниаван участвовал в аукционах, поднимал цену лотов до тех пор, пока не выигрывал и, по собственным словам, к середине 2000-х тратил от $1 млн в месяц на них.
Коллекционеры были удивлены тем, как точно он может угадать название сорта даже вслепую, говорил представитель винного аукциона Acker Merrall & Condit Джон Капон. «Руди был одаренным дегустатором. Поставьте перед ним 12 бокалов вина без опознавательных знаков, и он по запаху и одному глотку угадает десять из них», — заявлял эксперт Питер Хеллман.
Во время обедов с богачами Курниаван называл себя борцом с подделками, хвастался тем, как может по крошечным деталям на этикетке или пробке подтвердить подлинность напитка. После ужинов с друзьями в ресторанах он забирал себе бутылки — чтобы мошенники не использовали их повторно.
Зато это делал сам Руди: брал дешёвые вина, чаще всего калифорнийские, отклеивал от них этикетки, переливал в более дорогие бутылки, которые забирал с обедов, и даже пытался понять, как сымитировать запах и вкус, смешивая несколько сортов.
В 2006 году он решил продавать подделки богатым американцам. Якобы редкие винтажные французские вина уходили за десятки тысяч долларов. В том же году мошенник выставил более тысячи бутылок на двух аукционах старейшего в США виноторгового дома Acker Merrall & Condit.
«Этот коллекционер действительно проверяет свой товар», — говорилось в каталоге мероприятия. Люди стремились купить вино у хорошо разбирающегося в деле человека, отмечает Хеллман.
На первом аукционе Курниаван продал на $10,6 млн.
- А второй установил новый рекорд по продажам на одного человека — $24 млн.
На деньги с продаж он купил часы Patek Philippe за $535 тысяч и особняк в Бель-Эйр за $8 млн.
Миллиардеры не хотели признать, что их обманывают
Первые признаки аферы стали раскрываться в 2007 году. На конференции о вине и еде TASTE3 винный эксперт Дэвид Молинье-Берри заявил, что Château Le Pin 1947 года, которое продавал Курниаван, очень редкое, и он не уверен, что все вина продавца могут быть оригинальными. Мошенник лишь сказал: «Мы изо всех сил стараемся сделать все правильно, но это Бургундия, и случается всякое».
В 2008 году он отправил на аукцион Acker Merrall & Condit несколько бутылок Clos Saint Denis Grand Сru от компании Domaine Ponsot, урожаи которых варьировались от 1945 до 1971 года. Domaine Ponsot заявила, что она не производила это вино до 1982 года, и потребовал отозвать его.
Глава компании Лоран Понсо специально приехал на аукцион, чтобы убедится, что подделки больше не продаются, и встретился там с Курниаваном. Понсо терялся в догадках: Руди — аферист или наивный человек, который по незнанию торгует подделками.
А мошенник тем временем продолжал продавать редкие вина неясного происхождения предпринимателям:
За $15,1 млн соучредителю Quest Software Дэвиду Дойлу.
За $5,3 млн бывшему гендиректору Petco Брайану Девайну.
- За $3,1 млн руководителю компании Univision Эндрю Хобсону.
- За $2,2 млн партнёру Goldman Sachs Энди Гордону.
2000-ые — время бума ИТ-компаний, когда в Кремниевой долине было больше денег, чем здравого смысла, пишет The Guardian. Именно предприниматели и становились частыми жертвами афер мошенника.
Миллиардеры не хотели признать, что их обманывают, и что они не видят различия между дорогим и дешёвым алкоголем. Против Курниавана выступил только американский бизнесмен — основатель компании Oxbow и коллекционер вина Билл Кох. В сентябре 2009 года он подал иск, утверждая, что мошенник продал ему поддельный товар в 2005 и 2006 годах.
В феврале 2012 года адвокат из Лос-Анджелеса и любитель бургундского вина Дон Корнуэлл заявил, что Руди передал несколько подозрительных бутылок на предстоящую распродажу аукционного дома Spectrum в Лондоне.
Spectrum отрицал, что вина поступили от афериста, но согласился снять с аукциона несколько десятков бутылок Domaine de la Romanée-Conti по просьбе винодельни.
Суд над Курниаваном
8 марта 2012 года Руди арестовали. Обыскав дом, агенты обнаружили:
- Больше 200 старых винных бутылок.
19 тысяч поддельных, искусственно состаренных печатных этикеток от 27 самых редких вин в мире.
- Ведра, полные пробок, сургуча, клея и трафаретов.
Резиновые штампы с названиями знаменитых шато.
- Формулы, чтобы воссоздать вкус редких сортов вин.
Бутылки, которые Курниаван хотел продать, были настолько редкими, что многие коллекционеры даже не знали вкус вина.
8 апреля 2013 года к обвинениям добавились новые: выяснилось, что в 2006-м он продал фальшивое вино ещё на $143 тысячи. Суд над мошенником шёл девять дней с 9 декабря по 18 декабря 2013 года.
В ходе судебного разбирательства один из экспертов предположил, что до 75% подделок, появившихся на рынке в 2006 году, были делом рук Курниавана. В общей сложности он обманул покупателей на сумму от $35 млн до $150 млн.
Его признали виновным, приговорили к десяти годам лишения свободы и обязали выплатить $28 млн пострадавшим и $20 млн правительству США за нелегальное проживание. Он провёл семь лет в тюрьме в Техасе, куда обычно отправляют преступников-иностранцев.
Курниавана досрочно освободили за хорошее поведение 7 ноября 2020 года. Его передали миграционной и таможенной службе США, 8 апреля 2021 года доставили самолётом в Индонезию.
Некоторые видят в Руди героя — Робина Гуда, который обманывал жадных миллиардеров и доказал, что они не видят разницы между бутылкой за $500 и за $10 тысяч, пишет The Hustle. Другие говорят, что он непоправимо запятнал рынок коллекционеров вин.
В мае 2021 года его адвокат Джером Муни заявил, что Курниаван ещё вернётся в игру — ему уже предлагают работать дегустатором вин.
Так то вино за 500$ очень хорошее, многие люди в жизни такого не попробуют.
Ну тут скорее про абсурдность ситуации при которой с определенной ценовой отметки качество перестаёт меняться и 95% цены уходит просто в понты.
Люди платят не напиток сам по себе, а за своё психологическое удовольствие при его употреблении — грубо говоря, за синтез серотонина в их голове.
А на этот синтез влияют куча факторов, и вкус напитка — лишь один из них. Ощущение «я пью уникальный напиток, такое не каждый день попробуешь» тоже может повышать серотонин. Даже если на самом деле там обычная дешёвая бодяга, а человек не способен отличить, его удовольствие повысится — для серотонина важна не реальная уникальность, а вера человека в неё.
Соответственно, 95% уходит не «в понты», а в повышение уровня серотонина не-вкусовыми качествами. Если у человека есть средства и желание платить за это, не понимаю, в чём абсурдность.
Мы, сегодняшние Калигулы, плаваем мельче, чем былые, но тем же самым стилем. Надо постоянно напоминать себе и другим, что пьешь вино за десять тысяч, а не за тысячу, ибо язык особой разницы не ощутит. Мы пьем, таким образом, не вино, а растворенный в нем нарратив.
Согласен. Сам факт того, что вино старое не говорит о его качестве. Оно могло быть быть невкусной бодягой и десятки лет назад.
даже если было вкусным, не факт что оно правильно хранилось, даже если правильно хранилось, не исключена пробковая болезнь, в общем та еще рулетка.
Могли быть, именно поэтому составляются каталоги вин, где есть куча зависимостей, от погодных особенностей года, до общей оценки выпущенной партии вина.
Ну это вряд ли. Скорее всего оно и тогда было офигенным. Но такие деньги все равно платят не за вкус.
В чём абсурдность? Да в том что те кто говорят что абсурд, как правило, не могут себе позволить бутылку хотя бы за 50$, что там говорить за 500$ или 10 000$
Комментарий недоступен
Полностью с вами согласна, но большая часть масс даже не получила школьное образование, куда там до искусствоведов)))
Да за $500 и так каждый может купить, только смысл. Меня не достаточно обработали идиологически?
А так, меня вообще сок больше вина радует.
Каждый? Это если по себе судить, думаю что основные массы не могут позволить себе за такие деньги, даже при желании!
Получать удовольствие от употребления "истории", брендов - та ещё абсурдность. Как быть учёным ради почестей или нобелевской премии. Как покупать мерседес воображая какой-то статус, а не потому что есть реальная необходимость именно в этой модели/бренде
Ну вы можете сколько угодно объяснять, что получать удовольствие от чего-либо абсурдно, только в это время люди будут получать удовольствие от этого, а вы не будете.
Ну удовольствие от получения подобных вещей, статустных типа это всегда сублимация комплексов, травм, недолюбленности в детстве. Как-бы это попытка возвысится над "обычными" людьми, такие люди всегда эмоциональнве насильники и в их стиле абьюз, обесценивание шуточки которыми они привязывает жетрву и не заметно для нее выжигают её. Отсюда разводы, увольнения от таких и тд. Это достаточно суррогатное, психопатическое, маккиавелистическое и нарциссическое удовольствие не дающее нормальных эмоции и когда человек тонет в нем, он перестает искать радость в простых вещах.
Как бы я вообще не молюсь на удовольствия. У меня хобби, я их люблю, но они и они не связаны со статусом и потреблением статуса (даже если мои рисунки станут популярными - просто поможет чуть больше зарабатывать), наркотиками в виде алкоголя и тд.
Согласен с автором полностью, доступное вино зачастую не уступает дорогому. Единственная проблема - это как отличить, как выбрать лучшие экземпляры. Никакого дедуктивного способа тут, к сожалению, нет - нужно просто пробовать всё подряд, а затем отмечать действительно хорошие образцы.
Я попробовал практически все бутылки вина до 800 рублей, представленные в российских супермаркетах, и лучшие из них дополнил интересной историей из мира вина и разместил в своём телеграм-канале. Если кому интересно, заходите:
https://t.me/affordablewine
Хотя бы от 1500 за бутылку, там появляются тона, терпкость. Все, что дешевле, зачастую "сок". Еще нужно учесть, что не каждый (в этом ничего плохого нет, у кого-то руки короче, у кого-то длиннее) способен чувствовать все эти "прелести" вина, т. к. разное обоняние, вкусовые рецепторы.
Комментарий недоступен
Спасибо, что поделились своим опытом.
Комментарий недоступен
Снобизм вы мой как определяли? То же "по своим меркам"? 🙃
Ребята не ссорьтесь, вкусовые рецепторы у всех разные, и вы оба можете быть правыми в данном споре. На мой взгляд, у каждого вина есть своя справедливая цена, и перепробовав много доступных вин я смело могу сказать что 2/3 из них вообще лучше не пить, а вот в районе 1500 - 2000р за бутылку доля хороших сильно выше.
Но и обратная логика тоже есть - если я сделаю подборку вин за 500р и скажу вам что я их взял за 2000 - вы мне поверите, т.к. вино на вкус приличное, пробкой не воняет, сорт винограда вполне себе соответствует и тд и тп. На этом кстати живут рестораны, ведь в закупке большинство их позиций как раз из диапазона 500 - 1000р, а продают их в 4-5 раз дороже.
Ещё в супермаркетах можно скидки мониторить и купить за ₽500 то что стоило ₽1500.
Если супермаркет сделал скидку с 1500 до 500, то скорее всего это вино в закупке даже 500 не стоило
Не обязательно, бывает товары в убыток распродают чтобы место освободить.
Когда акцизы кончаются
Такое бывает на "скоропорте", но не на вине
как показывает практика такие огромные скидки дают или на партию, которую надо быстро реализовать так как или технология не соблюдена или еще какие то проблемы.
Да мы и не ссоримся, просто человек вина за 500 выпил и поверил в себя 😂
Вино за 500!
Вам выпал кот в мешке
Сделайте, пожалуйста, такую подборку. Думаю, многие будут признательны.
Андрей, спасибо за проявленный интерес.
Все достойные на мой взгляд бутылки по доступной цене (300 - 700 рублей) я выкладываю в телеграм:
https://t.me/affordablewine
Сделайте закреп в канале, где саммари разместите по тому, что рекнмендуете
А будет подборка может не столь "доступных", но наверняка хороших вин?
Сколько было опытов, всякие разные крутые сомелье не могут красное от подкрашенного белого отличить, а вы тут о таких 500-1500))
С красным такое вряд ли прокатит.
И с игристым тоже.
В целом, конечно, и при наличии понимания, что дегустатор хочет от вина.
С белым проще )
800 р за бутылку - ощущать краситель и консервант сорбат калия. Не пью вовсе, потому что качество и настоящее это не для бедняков. Лучше пить воду из колодца или скважины )
Из колодца или скважины воду лучше не пить
Сколько тут обидчивых алкашей обитает )) Ребят, ну не я такой, жизнь такая. Тут 1с прогер за час 1500 легко рубит. А попробуй 2 бутылки вина сделай за час? Нереально. Собрать виноград, отжать, забродить. Вы бы сами продавали потом по трешке не дешевле. Хватит минусовать, а то запью ))
За 800 рублей бутылка? Это не может быть вином по определению. Это бурда.
С большой вероятностью это бурда, согласен. Но есть и исключения, и чтобы их найти - нужно перелопатить сотни бутылок. Чем выше прайс - тем проще поиск, и тем больше наценка (тем людям кто сделали это за вас)
Исключений нет. Ну может быть есть какое-то местное российское вино, которое в теории может быть вином за 800р, но сильно сомневаюсь. Если в России бутылка стоит 10 евро, то во Франции при закупке оно будет стоить 1-2 евро. Это не вино.
Вот как раз с российским вином всё не так просто - оно дороже чилийского такого же качества. Франция - это отдельная речь, за 500р вы ничего французского в РФ не найдете, а вот Чили/Аргентина/Испания - уже есть варианты. Из России за этот прайс пить можно только белое, а красное из приличного начинается от 1500 (что довольно дорого для локального продукта).
По Испании и Италии сравнивал неоднократно - Риоха или Кьянти в локальных магазинах стоит от 4 евро за базу и от 10 евро за Ризерву, так и в России эти же бутылки стоят от 400 за базу и от 900 за Ризерву.
Я понимаю ваши слова про закупочную цену, но покупатели во всех странах берут по магазинной
Я не знаю, что вы сравнивали. Я тоже сравнивал многократно. И разница в магазинной цене между Россией и Испанией в разы.
Если вы посчитаете сколько стоит бутылка, этикета и пробка (даже пластиковая), то поймете, что вина за 1-2 евро в закупе быть не может. Ну точнее может, но только это будет не совсем вино.
легко, например вина ЮАР, наши крымские вина, иногда даже неплохие итальянские попадаются
За 800р не может быть "неплохого" вина в Москве. Тем более итальянского. Экономика не сходится.
Себестоимость вина $3 за литр. Всё остальное маркетинг
Сказки. Откуда такая информация?
Полный бред. Очередной винный «эксперт».
Ещё бы виноградный день попробовал или блейзер вишневый. И другие винные продукты
Все вина до 800 рублей. Покупал в привокзальных разливных что ли? Более-менее вина 1500 - 2000 рублей. До 800 рублей
Не позорился бы
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Но ведь простигосподи Моет или там Вдова Клико, которые шампанские прям из Шампани, в широкой рознице идут по 3500-5000 рублей. Это недостаточно труъ шампанское? )
Комментарий недоступен
Ну то есть, если что-то можно купить в России в Пятерочке, то это уже автоматически недостаточно лухаре, не илитна и вообще фууу для крестьян? =)
Комментарий недоступен
Мне почему-то вспоминается тот анекдот про новых русских, где
- ты почему купил?
- за десять тыщ баксов!
- во дурак, я знаю, где по двадцать можно купить.
Комментарий недоступен
Это же нелинейная вещь. До определённой ценовой отсечки действительно есть прямая зависимость - пластик вместо стекла, плодово-ягодное вместо винограда и т.д. Но в какой-то момент все компоненты создания и хранения приближаются к производственным и технологическим максимумам. И что дальше?
Очень смешно, что культуру потребления вы преподнесли как качество развитого человека.
Во все времена она была показателем как раз незрелости и недалёкости. Видимо, мы все ещё топчемся на одном месте в развитии.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Айфон ерунда, сильно остает. Зачем 13й, когда есть S21 ultra который фотографирует лучше. В остальном вообще не имеет рационального смысла столько плать, а идти против здравого смысла мне неприятно. Купил s21 ради фото, тк живу этим.
Понты - это сигналы окружающим показать свой статус. И они реально воспринимаются людьми на всех уровнях.
https://www.youtube.com/watch?v=nBSJOVwwOtQ
Понты это сублимация психических проблем, детских травм, недолюбленности в желание вознестись над "холопами". Кто хочет быть выше других, доминировать - не обладает эмпатией, а такие люди абьюзеры и эмоциональные насильники от которых все бегут, разводятся, увольняться.
Единственные плюс от чужих понтов - сразу видно что человек неадекватен и нужно срочно прекрашять общение.
Во Франции в супермаркетах отличное шампанское можно покупать в пределах 25 евро, а ХОРОШЕЕ вино 6-8 евро.
Ну не понты.
Есть просто хорошее вино, которое из-за технологии, места, себестоимости и уровня спроса будет иметь определенную стоимость. Будем считать, что $500, сути не меняет.
Сверхдорогие вина — это прежде всего контекст, история, культурные вещи. Да, наверное, почти всегда в них вкладываются и употребляют ради понтов и статуса. И да, на определенном этапе, в определенном окружении, людям хочется (иногда нужно) показать что вот, у него уже другое статус. Он может и хочет. А то что сами реальное качество условно перестало расти с определенного момента, это понятно.
Просто пример условный H&M нередко не хуже условного D&G, но цена может иметь разницу в порядки.
Производства вина нельзя быстро масштабировать. Виноград созревает только через 5 лет после посадки.
Для хорошего вина нужно 7 лет, для топовых и того больше.
Если на вино растет спрос, то тут же растет и цена
Иногда 10 лет, но 7 по досрочному
Так почти во всем лакшери сегменте, условная картина за 10000 вряд ли хуже написана чем за миллион. Цена зависит от редкости в том числе.