Бюджетные кафе в 2022 году: новый тренд?
Импорт продуктов затруднён, цены растут, а поток посетителей снижается. Поэтому аналитики считают, что в 2022 году число новых открытий заведений в Москве сократится до 20%. Их место займут низкобюджетные кафе, которые будут популярны из-за стремления гостей экономить.
Редакция Quick Resto узнала у экспертов, сбудутся ли эти прогнозы.
Общественное питание не является чем-то первостепенно важным для наших граждан. В последние годы у жителей мегаполисов начала формироваться привычка питаться вне дома, но в условиях «непонятной ситуации» стремление сэкономить на кафе будет проявляться.
Тренд на бюджетные кафе, я уверен, с нами всерьёз и надолго. Гости уже давно ищут места с более низкими ценами — это проявляется и в гостиничном, и в ресторанном бизнесе.
Превалирует запрос на меньшую цену в ущерб сервису и интерьеру. Это не означает, что гости теперь согласны на низкое качество блюд, но и блюда тоже становятся проще.
Например, на юге России очень популярен формат столовых. Причём иногда это приличные места с хорошим интерьером, продуманным дизайном и симпатичным меню. Ценовая политика у таких заведений ближе к столовым, чем к ресторанам, но при этом цены демократичные, а обслуживание быстрое. Возможно, такой вариант будет более востребован теперь и в других регионах.
Ещё один пример: продажи шаурмы резко взлетели в последние месяцы. Это отчасти и «эффект Макдака», когда страждущие временно нашли замену Биг Маку в шаурме, и реакция рынка на происходящие события.
С 2014 года заведения фастфуда (я имею в виду «большую тройку» — McDonald’s, Burger King, KFC) показывали стремительный рост выручки от года к году. Это лишь подтверждает правило — когда жизнь становится дороже и тяжелее, выручка растёт только у самых бюджетных заведений. Так что взрывной рост шаурмы, донеров, пончиков, беляшей и чебуреков, полагаю, — это тренд ближайшего будущего.
В 2022 году ресторанная отрасль столкнулась с очередными вызовами — трудностями с логистикой, подорожанием продукции. И всё это, безусловно, отразилось на рентабельности ресторанов. Но в любом случае — открытие заведения low-сегмента в кризис является наиболее перспективным решением, ведь именно фастфуд в период пандемии пострадал меньше всего.
Сейчас ситуация похожая — потребительская активность россиян снижается, многие стали отказываться от трат на товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости.
Многие ресторанные концепции стали вводить в меню более «бюджетные» позиции, например, небольшие по весу блюда или те, что приготовлены из недорогих ингредиентов.
Самой распространённой концепцией в сегменте недорогих ресторанов будет «еда навынос». При этом у заведений формата casual и fine dining есть своя ниша и аудитория, особенно в крупных городах, поэтому скорее всего число новых ресторанов сократится, но не критично.
Формат ресторана изменился. Сегодня люди хотят чего-то нового, но в то же время приемлемого по цене. Поэтому открываются не «низкобюджетные» рестораны, а заведения с адекватным средним чеком.
В моём понимании останется несколько форматов заведений:
Fine dining, то есть формат дорогих ресторанов, которые займут небольшую долю в каждом городе-миллионнике. В такие места идут не только ради гастрономического удовольствия, но и для того, чтобы насладиться настоящим спектаклем по приготовлению еды.
Моноформатные заведения с локальной кухней, основанной на импортозамещении. Идея проста: один-два главных компонента, вокруг которых строится всё меню. Сейчас в таком моноформате нужно открывать альтернативу Макдоналдсам.
Рестораны среднего демократичного формата постепенно «вымываются». На мой взгляд, их будет всё меньше и меньше.
Люди не готовы платить большие деньги за то, что они уже пробовали. А формат небольшого кафе на фудкорте либо в гастро-месте с оригинальной едой, яркой и красивой подачей останется востребован.
Ресторанная жизнь не прекратится, она просто будет идти именно в этих направлениях.
Рынок быстрой и вкусной готовой еды сегодня стремительно развивается. Это видно и по расширению кулинарных отделов супермаркетов, и по росту спроса в ресторанах масс-маркет сегмента — к ним относятся суши, пиццерии, бургерные.
Не могу сказать, что ожидается именно переток клиентов из классических ресторанов в заведения быстрого питания — всё-таки у них разные ситуации потребления. Но то, что демократичный сегмент растёт, можно увидеть уже сегодня.
Пиццу, суши, сэндвичи любят дети, поэтому рестораны масс-маркета хорошо подходят семьям с детьми. В наших ресторанах мы предусматриваем детское меню с доступными ценами, что делает поход в ресторан ненакладным для семьи, а в некоторых случаях даже более экономичным.
Такие рестораны выигрывают и по скорости обслуживания. Если человек не располагает временем, он скорее выберет вариант, где сможет пообедать не только вкусно, но и быстро.
Форматы бюджетных кафе настолько удобны и доступны для гостей, что их выбирают всё чаще — вместо покупки продуктов и приготовления пищи дома. Влияет и фактор смены обстановки и возможности попробовать что-то новое. Поэтому рост таких заведений будет продолжаться вне зависимости от увеличения или сокращения количества ресторанов классического профиля.
Комментарий недоступен
В статье эксперты говорят про пиццерии, бургерные, суши-кафе, в том числе про столовые.
Почему вы решили, что во всех бюджетных заведениях качество еды всегда плохое? Есть подобный опыт?
Вступайте в сообщество рестораторов https://t.me/resto_business. Обсудим тему с экспертами отрасли