Проверки общественного питания в 2025 году: обзор изменений и нововведений

18 пунктов, важных для руководителей общепита: предостережения, штрафы или дисквалификации инспектора, периодичность проверок, проверочные листы, обжалование проверок, ФЗ-248, риск-ориентированный подход, профилактические визиты, мораторий, жалобы на роспотребнадзор и многое другое.

Проверки общественного питания в 2025 году: обзор изменений и нововведений
Иван Позняков
специалист по ХАССП в общепите (haccp-likbez.ru)

Проверка роспотребнадзора – это всегда дополнительный стресс для руководителя предприятия общественного питания. Особенно страшно, когда инспектор приходит без предупреждения.Мы собрали обзор важный изменений вступивших в силу к 2023-25 году.

Содержание статьи:

  • Риск-ориентированный подход при проверках
  • Проверки проводятся согласно Федерального закона № 248
  • Индикаторы нарушений как повод для проведения проверок
  • Межведомственное взаимодействие и внеплановые проверки
  • Новые виды контрольно-надзорных мероприятий (КНМ)
  • Мораторий в 2023-25 году не для всех
  • Профилактика нарушений превыше всего
  • Профилактические визиты и их особенности
  • Предостережение вместо наказания
  • Проверочные листы (чек-листы) для проведения проверок общепита
  • Штрафы и наказания для инспектора
  • Обжалование решений проверяющих органов
  • Самые большие штрафы в общепите
  • Реестр обязательных требований
  • Когда и почему может прийти роспотребнадзор
  • Новые ГОСТы и Технический регламент ЕАЭС
  • Электронные медицинские книжки
  • Честный знак стал обязательным для общепита
  • Новые методические рекомендации для программ производственного контроля (от 2022 года)

Риск-ориентированный подход при проверках

Если кто не помнит, раньше проверять предприятия общественного питания приходили только через 3 года после открытия, и далее проверяли один раз в три года.Сейчас роспотребнадзор, как и другие надзорные органы, перешел на "риск-ориентированный подход" – это означает, что все предприятия, подлежащие проверкам со стороны надзорных органов, разделены на категории риска (опасности). Это своего рода «рейтинг предприятий» по соблюдению требований, у кого «рейтинг» (категория риска) ниже – тем меньше проверок!

Чем выше категория риска – тем выше риск отравлений, тем чаще и более тщательно могут проверять предприятие.

Проверки общественного питания в 2025 году: обзор изменений и нововведений

Различают 6 категорий риска (опасности):

1) чрезвычайно высокий риск;

2) высокий риск;

3) значительный риск;

4) средний риск;

5) умеренный риск;

6) низкий риск

Предприятия общественного питания чаще всего попадают в третью категорию – значительный риск. Но далеко не все – встречаются предприятия общепита попавшие и в 1-2 категории, также встречали и 4-ю.

Для присвоения предприятию общественного питания категории риска учитывают:

– степень "законопослушания" – это количество выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года;

наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды, обитания, подтвержденных лабораторно (за 3 года);

связь объекта с заболеваемостью населения – отравления, причинение вреда здоровью;

наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия ЮЛ, ИП;

численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция и ее объем, оказываемые услуги, количество посетителей и т.п.).

Проверки проводятся согласно ФЗ-248

На данный момент проверки проводятся на основании ФЗ-248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ранее проводили на основании ФЗ-294).

В законе четко определены:

- права и обязанности инспектора;

-права проверяемого лица (предприятия);

- правила присвоения предприятию категории риска;

- типы контрольно-надзорных мероприятий (КНМ);

- периодичность проведения КНМ;

- основания для проведения КНМ;

- способы снижения категории риска предприятия;

- способы получения и сбора инспектором сведений о предприятии;

- право на отказ от проведения профилактических мероприятий и др.

Справка: Федеральный закон № ФЗ-248 действует с 01.07.2021 года. Он постепенно заменит ФЗ-294, который был принят в 2008 году.До 1 января 2025 года предусмотрен переходный период, при котором статьи ФЗ-294 постепенно прекращают действовать, а статьи ФЗ-248, наоборот, поэтапно вступают в силу.

Индикаторы нарушений как повод для проведения проверок

Новый закон вводит понятие индикатор нарушения – это внешние признаки, по которым инспектор может предположить, что на предприятии есть риски нарушения обязательных требований. Каждый надзорный орган, в т.ч. роспотребнадзор, утверждает свои индикаторы нарушений.

Роспотребнадзор утвердил свой перечень индикаторов приказом № 804 от 23.12.2021.

Содержание приказа роспотребнадзора от 23.12.2021 № 804

"Поступление от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, общественных объединений потребителей и других информационных источников сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых (а равно на этикетках, упаковках, документации, в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации) содержится либо предположительно содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров)".

Межведомственное взаимодействие и внеплановые проверки

Согласно нового закона № ФЗ-248, контролирующие органы могут обмениваться между собой интересующей их информацией об организациях. Кроме коммерческой, которая защищена законом о коммерческой деятельности.

Что это значит? – обмениваться информацией.

Проверки общественного питания в 2025 году: обзор изменений и нововведений

1. Надзорные органы могут получать информацию о возможных нарушениях и от других структур. Надзорные органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе по вопросам совместного проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (Ст. 20, п.5, ФЗ-248)

2. Это значит, что если к Вам, например, пришли из МЧС, проверять пожарную безопасность, и заметили, что на предприятии нарушаются санитарные нормы – то сотрудники МЧС имеют полное право сообщить о нарушении в роспотребнадзор. Таким образом все надзорные органы имеют право информировать о результатах проводимых профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий другие органы в рамках взаимодействия (Ст. 20, п.1, ФЗ-248).

3. Роспотребнадзор в свою очередь, получив информацию о нарушениях от сотрудников МЧС (или других надзорных органов) имеет право инициировать в отношении предприятия общественного питания проведение контрольно-надзорного мероприятия (КНМ).

В 2022 году в нашей практике было два случая, когда после прихода МЧС (они проверяли противопожарную систему) на предприятие общепита наведывались представители роспотребнадзора. После чего руководители обращались за аудитом и разработкой процедур ХАССП.

Новые виды контрольно-надзорных мероприятий (КНМ)

Раньше, у роспотребнадзора было только два вида контрольных мероприятий:

– плановые проверки, которые проводились один раз в 3 года для любых предприятий, проверяли весь объект, документы, помещения и пр.;

– внеплановые проверки, которые проводились в случае отравлений, невыполнения предписаний, и некоторых других поводах, согласно ФЗ-294.

С 2021 года появился новый термин – контрольное (надзорное) мероприятие (КНМ). Теперь, кроме обычных проверок, плановых и внеплановых, появилось еще несколько видов КНМ.

Всего в ФЗ-248 указано 9 видов КНМ:

7 из них предполагают взаимодействие между инспектором и контролируемым лицом,

2 – проходят без взаимодействия.

Таким образом, теперь знакомая всем «плановая проверка» – это лишь один из девяти видов контрольных мероприятий.

КНМ, которые предполагают ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с контролируемым лицом

Контрольная закупка – в ходе мероприятия инспектор совершает сделку (покупку) в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям. В общественном питании, например, могут проводить покупку алкоголя – для пресечение нелегального оборота или покупку кальяна – для пресечения запрещенных действий предприятия.

Еще до принятия закона №248, в 2019 году, во время тестирования эффективности контрольных закупок в пилотных регионах, Роспотребнадзор признал данную контрольную меру очень эффективной, в частности, на предприятиях общественного питания выявляли даже недовес в готовых блюдах. По статистике, в 86 % случаев основанием для контрольных закупок тогда стали обращения потребителей.

Выявляли также:

- обсчет и/или обвес потребителей при реализации товара

- продажа фальсифицированной продукции

- продажа товаров с просроченным сроком годности

- не доведение необходимой и достоверной информации о товаре/продукции и др.

Мониторинговая закупка – в ходе мероприятия инспектор совершает действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству.

О дате, времени и месте проведения мониторинговой закупки контролируемое лицо заранее не уведомляется.

Основаниями для проведения мониторинговой закупки являются:

- поступление в органы Роспотребнадзора сведений (обращений) о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;

- требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Выборочный контроль – проводится по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности, качеству. Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа.

В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

Организации, осуществляющие хранение, реализацию продукции (товаров), обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов на объекты, а также во все служебные и специальные помещения.

Инспекционный визит – проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта. Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.

В ходе визита могут совершаться:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование

5) истребование документов (которые должны находиться в месте осуществления деятельности).

Рейдовый осмотр – проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля на определенной территории, которыми владеют или осуществляют деятельность несколько лиц. Например, в торговых центрах (фуд-кортах), продуктовых рынках или ярмарках, пешеходных улицах, где размещается стрит-фуд, фуд-моллах и прочих местах, где на общей территории находится множество предприятий.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза;

10) эксперимент.

Документарная проверка – проводится по месту нахождения органа надзора, предметом проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа надзора.

Выездная проверка – проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами или использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа надзора.

КНМ, которые проводятся БЕЗ взаимодействия с контролируемым лицом

Наблюдение за соблюдением обязательных требований – анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа надзора, в т.ч. данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия (взаимодействие рассмотрим далее), предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Если выявят нарушения или риск причинения вреда потребителям могут в дальнейшем провести полноценную проверку.

Выездное обследование – мероприятие по надзору, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Если выявят нарушения, могут:

- оформить акт КНМ и выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения;

- выдать предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба), а также других мероприятий, предусмотренных Роспотребнадзором;

Если установят, что оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда или что такой вред (ущерб) причинен то могут принять меры по недопущению причинения вреда, например: изъятие продукции, обращение в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, возможно и приостановление деятельности.

Мораторий в 2025 году не для всех

На 2025 продлен мораторий на проведение проверок роспотребнадзора. При этом не для всех и не на все виды контрольно-надзорных мероприятий.

1. Мораторий не распространяется на предприятия, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Категория риска определяется согласно риск ориентированного подхода – подробнее о нем в статье: Риск-ориентированный подход при проверках общественного питания

2. Даже если предприятие отнесено к первой и второй категории риска, можно избежать полноценной плановой проверки. Для этого организация может обратиться в роспотребнадзор с просьбой о проведении профилактического визита. Это делается не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контроля.

В случае проведения роспотребнадзором такого профилактического визита он уже будет считаться контрольным мероприятием (он вносится в график КНМ), и в проведении плановой проверки необходимость отпадает. Но только при условии, что на объекте не будут замечены или выявлены серьезные нарушения, которые могут нести риски для потребителей.

3. В отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования (включая их пищеблоки) и предприятий отнесенных к 1-й и 2-й категории риска (в том числе общепит) – вместо плановых проверок (кнм) проводиться профилактический визит продолжительностью один день, от которого нельзя отказаться.

Такой профилактический визит («не стандартный») проводится в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.Срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней.

4. Проверка может быть проведена внепланово, без учета графика, в отношении любого предприятия общественного питания (даже не входящего в 1-ю и 2-ю категорию риска) если:

- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (обоснованной жалобе, выявлении нарушений при профилактических визитах, мониторинговых мероприятий и пр.);

- по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (отравлении);

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Примечание: Мораторий не накладывает в 2023 году никаких ограничений на проведение КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом.

Профилактика нарушений превыше всего

С принятием федерального закона ФЗ-248 в обиходе роспотребнадзора появились «профилактические мероприятия» – это меры по пресечению или устранению нарушений, которые могут повлечь причинение вреда (ФЗ-248, ст. 45).

Предполагается, что теперь роспотребнадзор из «карательного» органа, который проверяет и штрафует должен превратиться в орган, который в первую очередь будет заниматься профилактикой нарушений и снижением риска отравлений и любых причинений вреда потребителям.

Будем наедятся что теперь из лексикона проверяющих уйдут фразы вроде «моя задача проверить и наказать», «я не обязан объяснять, сами должны разбираться», «почитайте требования сами» и другие отсылки вроде – это Ваша проблема, я ее решать не буду.

Для такой профилактики предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий:

1. Информирование

2. Обобщение правоприменительной практики

3. Меры стимулирования добросовестности

4. Объявление предостережения

5. Консультирование

6. Самообследование

7. Профилактический визит

Рассмотрим их подробнее:

1. Информирование может проводится посредством размещения информации на официальном сайте органа надзора, в средствах массовой информации, через личные кабинеты в государственных информационных системах (госуслуги, налоговая и т.п.).

2. Обобщение правоприменительной практики – проводится для обеспечения единообразных подходов к применению обязательных требований – то есть результаты проверок и нарушений собираются, анализируются, на их основе совершенствуется законодательство, устраняются недочеты или ошибки в требованиях и их трактовках.

3. Меры стимулирования добросовестности – принимаются в качестве мотивации соблюдения обязательных требований в виде нематериального поощрения добросовестных контролируемых лиц. Например, снижение количества проверок, снижение категории риска при соблюдении всех требований.

4. Объявление предостережения – выносится при наличии у органа надзора сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований. То есть при первом нарушении, вместо штрафа могут выдать предостережение и дать время на его устранение.

5. Консультирование – осуществляется по обращениям контролируемых лиц. Консультировать могут по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме, во время проведения профилактического или надзорного мероприятия.

6. Самообследование – это самостоятельная оценка, которая проводится в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований. Эта возможность уже реализована в сфере охраны труда. Роспотребнадзор на момент публикации этой статьи еще не реализовал таких мер.

7. Профилактический визит – проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-связи.

Профилактические визиты и их особенности

До реформы надзорной деятельности, самым массовым видом контрольных мероприятий были обычные плановые проверки, которые проводились по графику, раз в три года.

Теперь, по итогам реформы, самым массовым и распространенным КНМ должен стать профилактический визит- он направлен не на наказание (как проверка), а на профилактику нарушений.

1. Профилактический визит – это профилактическое мероприятие, которое проводит инспектор роспотребнадзора на самом объекте общественного питания или путем использования видео-конференц-связи. Инспектор общается с владельцем или руководителем предприятия общественного питания.

2. В ходе профилактического визита руководителя информируют об обязательных требованиях, которые обязано соблюдать предприятие общественного питания. Инспектор может осуществлять консультирование. Он расскажет о том, к какой категории риска относится предприятие, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также об интенсивности проверок, которые будут проводится в отношении объекта общественного питания.

3. При проведении профилактического визита не могут выдавать предписания, инспектор не может требовать устранения нарушений или выписать штраф. Вам могут дать только разъяснения, ответить на Ваши вопросы, но все ответы и указания данные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

4. В ходе профилактического визита инспектор может осуществляться сбор сведений об объекте, которые необходимы для отнесения объектов контроля к категориям риска (для риск-ориентированного подхода, который рассмотрели выше). То есть предприятие по итогам визита могут отнести даже к высокой категории риска (1-й или 2-й), а значит и частота контрольных мероприятий в отношении объекта будет проводится чаще.

5. Если при проведении профилактического визита выявят серьезные нарушения, которые представляют явную, непосредственную угрозу причинения вреда, могут привести к отравлению потребителей, инспектор незамедлительно направляет информацию о нарушении в надзорный орган. В итоге может быть принято решение о проведении полноценной проверки.

Например, частое нарушение в общественном питании – отсутствие процедур ХАССП, программы производственного контроля (обязательные требования – статья "Что такое ХАССП и для чего он нужен в общепите" и статья "Программа производственного контроля и ХАССП в общепите"). Отсутствие ХАССП можно определить по внешним признакам, и этого может быть достаточно для принятия инспектором решения о проведении полноценной проверки объекта.

Предостережение вместо наказания

Чтобы инспектор мог предупредить и исключить возможное нарушение в будущем, а не наказывать сразу штрафом, было введено такое понятие как – предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (ФЗ-248, статья 49).

Предостережение – это профилактическое мероприятие, которое содержит указание на обязательные требования (пункт, нормативный акт, документ, закон, СанПиН и пр.), информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение, что нужно сделать, чтобы обеспечить соблюдение этих требований.

Проверочные листы (чек-листы) для оценки общепита

В марте 2022 года роспотребнадзором утверждены проверочные листы - приказ Роспотребнадзора от 24.12.2021 № 808, приложение № 2.

1. Проверочный лист содержит 124 контрольных вопроса.

2. Применяется для проверки соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований на предприятиях, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг общественного питания.

3. Документ содержит 7 разделов. По структуре похож на СанПиН 2.3/2.4.3590-20. При этом в проверочном листе учтены требования и других нормативных документов, которые перечислены выше.

Разделы проверочного листа:

I. Общие положения обязательных требований

II. Общие санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, направленные на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания

III. Санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предотвращение вредного воздействия биологических факторов

IV. Санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предотвращение вредного воздействия химических факторов

V. Санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предотвращение вредного воздействия физических факторов

VI. Особенности организации питания при проведении кейтерингового обслуживания по организации общественного питания (кейтеринг)

VII. Особые требования к организации питания отдельных категорий взрослого населения

4. Листы будут применяться инспектором при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки.

5. Проверочный лист построен таким образом, чтобы проверяющий, оценивая соблюдение требований на объекте, последовательно отвечал на вопросы о соблюдении или не соблюдении требования законодательства по каждому из пунктов проверочного листа:

– да, соблюдается.

– нет, не соблюдается.

– не применимо.

6. Для объектов, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг утвержден отдельный проверочный лист (чек-лист) – приложение №24 к приказу Роспотребнадзора от 20.01.2022 №18.

Штрафы и наказания для инспектора / проверяющего

Контролирующее лицо, то есть инспекторов роспотребнадзора теперь тоже могут штрафовать за нарушение требований законодательства, также возможна дисквалификация проверяющего до 1 года.

Такая возможность теперь прописано в административном кодексе (Федеральный закон от 04.11.2022 № 411-ФЗ "О внесении изменений в КоАП", вступил в силу 4 ноября 2022 г.).Будем надеяться, что это позволит предприятиям защититься от халатности, ошибок или превышения полномочий проверяющими.

Суммы штрафов конечно небольшие, но для многих и это будет сдерживающим фактором. А вот дисквалификация, за «самостоятельные» проверки – это уже серьезно, ведь контроль будет осуществлять прокуратура.

Статья 19.6.1 Кодекса устанавливает положения, предусматривающие административную ответственность:

1. За проведение КНМ при отсутствии оснований для его проведения, нарушении сроков его проведения, отсутствии внепланового согласования КНМ с органами прокуратуры, привлечении к КНМ не аккредитованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных граждан в качестве экспертов, проведении КНМ, не включенной в ежегодный план проверок – инспектору могут вынести предупреждение или наложить штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. За повторное совершение указанных выше деяний либо грубое нарушение требований законодательства, а именно: проведение планового или внепланового КНМ без приказа руководителя контролирующего органа либо его заместителя, либо без решения о проведении КНМ, или в непредставлении акта о КНМ – на инспектора могут наложить штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

3. За невнесение в Реестр информации о профилактическом, контрольном мероприятии, либо в нарушение два и более раз в течение одного года сроков внесения информации о таких мероприятиях, либо во внесении два и более раз в течение одного года неполной или недостоверной информации в Реестр о данных мероприятиях – могут вынести предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Источник: СудАкт - Судебные и нормативные акты РФ

Обжалование решений проверяющих органов

Новый закон (ФЗ-248) дает право опротестовать результаты проверки до суда, и оставить жалобу на действия проверяющих.

Самый простой способ обжаловать результаты - через портал госуслуг для ИП и юр.лиц. Нужно заполнить форму в соответствующем разделе: https://do.gosuslugi.ru/

Без прохождения этой обязательной процедуры - досудебного обжалования - контролируемое лицо не вправе обратиться в суд.

Как подать жалобу через Госуслуги
Как подать жалобу через Госуслуги

Самые большие штрафы в общепите - за что?

Самые существенные штрафы предприятиям общественного питания в прошедшем году выписывали за нарушение требований технического регламента таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".

К требованию данного технического регламента относится и обязательная разработка процедур ХАССП.

Наказание предусмотрено статьей 14.43, КоАП РФ. Самые серьезные последствия наступают при отравлении потребителей. В таком случае применяется часть 2, статьи 14.43. В связи с причинением вреда потребителям (отравлению).

Штраф при отравлении для ООО при отравлениях может составлять от 300 до 600 тысяч рублей. При повторном причинении вреда - от 700 тыс. до 1 млн.руб. Источник: СудАкт - Судебные и нормативные акты РФ, статья 14.43, КоАП РФ

Не забывайте и об уголовной ответственности за массовое отравление по статье уголовного кодекса, которая при максимальном наказании предусматривает лишение свободы на срок до двух лет. Статьи не новые - но рекомендуем ознакомиться, и обязательно ознакомить персонал. Источник: СудАкт - Судебные и нормативные акты РФ, статья 236 УК РФ.

Реестр обязательных требований

Создан единый Реестр обязательных требований (https://ot.gov.ru/), где как вы понимаете должны будут размещены все требования, в том числе и для общепита.

Долгое время роспотребнадзор не вносил свою часть требований на ресурс. Сроки переносили. Крайний срок был определен на 1 сентября 2022 года. Похоже справились.

Важно, что требования в реестре не только от роспотребнадзора, а от всех надзорных органов сразу: россельхознадзор, роспотребнадзор, росалкогольрегулирование, МЧС, трудовая инспекция и прочие

Требования можно искать по номеру своего ОКВЭД. Реестр, конечно, еще сыроват, не совсем удобен в использовании (нужно привыкнуть) но тем не менее, теперь можно найти все требования в одном месте, а не перелопачивать горы документов.

Когда и почему может прийти роспотребнадзор

Несмотря на то, что в федеральном законе строго описаны поводы для проверок, есть целый ряд ситуаций, при которых роспотребнадзор может посетить предприятие общественного питания. Ведь поводы для проверки могут быть разными.

Рассмотрим максимально широкий перечень ситуаций, которые могут привести к встрече с инспектором:

1. После открытия нового объекта общественного питания. В течение первого года работы роспотребнадзор обязан прийти с профилактическим визитом. Вас проинформируют за 5 дней до визита.

2. После профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий других надзорных органов. Например, Росалкогольрегулирование, МЧС, МВД, Россельхознадзор и другие. Если будут видны или очевидны нарушения, контролем которых занимается роспотребнадзор.

3. При отравлении потребителей. В таком случае роспотребнадзор приходит внепланово, без предупреждения, в рамках санитарно-эпидемиологического расследования по факту отравления, чтобы предотвратить распространение инфекции. При этом могут брать лабораторные пробы, проверять соблюдение законодательства и пр.

4. После проведения надзорными органами КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами:

- наблюдение за соблюдением обязательных требований;

- выездное обследование.

В данном случае, вы можете и не знать, что за объектом наблюдали проверяющие, просто потом узнаете о предстоящей проверке.

5. В случае проведения рейдовых осмотров – они проводятся в отношении неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на определенной территории (в торговых центрах, фуд-кортах, продуктовых рынках или ярмарках, пешеходных улицах где размещается стрит-фуд, фуд-моллах и пр.

6. После жалоб жителей дома, где размещается заведение общепита. Тут чаще жалуются на шум или посторонние запахи, иногда на машины доставки при разгрузке сырья.

7. Контрольные закупки или мониторинговые закупки (например, при доставке).

Таким образом, Ваша встреча с контрольными органами может произойти раньше, чем вы думаете. Если раньше, при отсутствии отравлений, встреча происходила через 3 года после открытия заведения, то сейчас уже в первый год на объект придут с профилактическим визитом. А если увидят нарушения, то и с плановой проверкой.

Всё это, в комплексе, называется стимулирование соблюдения предприятиями обязательных требований законодательства. Если у вас нет нарушений, им нечего будет проверять!

Сделайте всё правильно - и работайте спокойно!

Новые ГОСТы и Технический регламент ЕАЭС

Профессионалам в сфере санитарной безопасности, аудиторам, разработчикам ХАССП и систем менеджмента будут интересны три новых документа вступающих в силу в 2023 году, которые применимы и для предприятий общественного питания.

1. ГОСТ Р 70231-2022 «Гигиена пищевой продукции, одежда для работников производства пищевой продукции и общественного питания. Требования, основанные на принципах ХАССП»

Стандарт актуален для предприятий работающих с пищевой продукцией, а также для производителей санитарной одежды. Стандарт соблюдается на добровольной основе.

В нем определены общие требования и даны разъяснения для различных отраслей, что нужно учитывать при подборе одежды для персонала и какие могут быть риски.Рассмотрены параметры спецодежды которые могут влиять на безопасность производимой на предприятии пищевой продукции.

2. ГОСТ Р 70350-2022 «Менеджмент риска. Оценивание качества менеджмента риска организации» - вступает в силу 01 января 2023 г.

В стандарте описаны общие подходы к оценке качества менеджмента. ГОСТ может использоваться для разных отраслей и видов деятельности, включая пищевые предприятия.

3. Также 01. 01. 2023 г. в силу вступает новый технический регламент: ТР ЕАЭС 051/2021 «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки».

Электронные медицинские книжки

1 сентября 2023 г. вступит силу Приказ от 18 февраля 2022 г. № 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа".

Приказ предусматривает оформление медицинских книжек в электронном виде. Вся информация из медицинских учреждений, о медицинских осмотрах, прививках будет аккумулироваться в создаваемой подсистеме ФИЭМК — Федеральной интегрированной электронной медицинской карте. Это должно облегчить работу по оформлению медкнижек.

Надеемся, что фиктивные мед. осмотры и подделка санитарных книжек уйдут в прошлое!

Кстати, за подделку официальных документов (мед. книжки) предусмотрена уголовная ответственность по части 3 статьи 327 УК РФ.

Посмотрите примеры уголовных наказаний за 2022 год:

Честный знак стал обязательным для общепита

Система "Честный Знак" – это система маркировки и прослеживания товаров, она позволяет бороться с контрафактной продукцией. По сути, это информационная система (как и ФГИС «Меркурий»), предназначенная для контроля прохождения товаров от производителей и/или импортеров через торговые сети потребителям."Честный Знак" обязателен для предприятий общественного питания с 01.09.2022 года.

Система позволяет предприятию общественного питания:

1. Проверять подлинность и качество получаемой продукции;

2. Снизить риски использования некачественной, фальсифицированной продукции;

3. Гарантировать качество продукции для своих гостей/потребителей;

4. Соблюдать принцип прослеживаемости продукции – одна из процедур ХАССП (требование п.3, пп.12, ст.10, ТР ТС 021/2011).

На момент публикации данной статьи для общепита важны две категории пищевой продукции которые учитываются в сервисе:

- молоко и молочная продукция;

- упакованная вода.

Идет пилотный проект с маркировкой пива и слабоалкогольных напитков – ждём.

Полезные материалы о системе Честный Знак есть на официальном сайте сервиса.За что можно получить штрафы (по маркировке) – рекомендую для ознакомления.

Методические рекомендации для оформления ППК

Роспотребнадзором разработаны и утверждены новые методические рекомендации по разработке программы производственного контроля (ППК) для предприятий общественного питания.

"МР 2.3.0279-22. 2.3. Гигиена питания. Рекомендации по осуществлению производственного контроля за соответствием изготовленной продукции стандартам, техническим регламентам и техническим условиям. Методические рекомендации" - утверждены 21 марта 2022 г.

Письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 "О типовых программах производственного контроля" на которое раньше все ориентировались, больше не подлежит применению согласно письму РПН от 19 октября 2022 года N 02/20735-2022-32 "О признании не подлежащими применению писем Роспотребнадзора".

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с методическими рекомендациями, которые были утверждены роспотребнадзором ранее:

1. МР 2.3.6.0233-21 «Методические рекомендации к организации общественного питания населения".

Подробный разбор этих рекомендаций в нашей статье: Открываете предприятие общественного питания? Ознакомьтесь!

2. МР 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях".

3. МР 2.4.0179-20 "Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций".

Что еще почитать

77
реклама
разместить
6 комментариев

Какое красивое занудство.

1

Спасибо за высокую оценку))) Старался разбавить юридический язык картинками, но изменений слишком много!

Какая же полезная статья!
Просто кладезь актуальной и важной информации с ссылками источники!

Автору благодарности😍

1

Даже слишком полезная)

Мне, как специалисту СМБПП было читать интересно, но как предпринимателю, голова опухнет в середине уже))

1

Добрый день. Уточните, пожалуйста, за несоблюдение требований МР 2.3.0279-22. 2.3. (пример: по МР необходимо проводить испытания массовой доли действующего вещества дезинфицирующих средств 2 раза в год - ранее такого не было) могут оштрафовать?

Добрый день!
Оштрафовать за это не могут, так как документ (МР 2.3.0279-22) носит рекомендательный характер, а не обязательный.
Обязательного требования о проведении испытаний на дез.средства в общественном питании нет.