Prepack готовая еда. Тренды и возможности

Всем привет, меня зовут Дулов Антон. Я основатель проекта uppetit. Сегодня я расскажу про тренды и возможности в готовой ЕДЕ. Будет не очень искрометно, но любопытно.

Этот материал создан на базе:

  • Моего опыта в создании и развитии проекта uppetit с 2018
  • Поездки по Европейскому ритейлу в январе 2023 года, в рамках которой мы с партнером проехали 5500 км и посетили 13 стран.
  • Предыдущих двух поездок в 2019 Голландия и Германия.

Развитие упаковки

Как и в любой другой FMCG категории подача продукта важный элемент. Наблюдая за тем как развивается упаковка, можно судить о динамике развития продукта. Проще говоря, с моей точки зрения, если идет расширение линейки – значит категория растет и драйвит изменения. Четыре года назад, мы наблюдали в Европе довольно однобразный пластик и основное впечатление было связано с разнообразием SKU, но не упаковки.

Вот так это выглядело тогда:

Albert hejn to go, Голландия
Albert hejn to go, Голландия

Эти фотографии вполне сравнимы с тем, что можно найти сейчас на полках в РФ.

Жизнь март, Екатеринбург
Жизнь март, Екатеринбург

Сейчас мы увидели огромный скачок.

Крафт. Бельгия, Голландия
Крафт. Бельгия, Голландия

Крафт запайка. Внешняя пленка пасется на внутреннюю, которую можно отодрать от стенок после употребления и теоретически сдать. Космический визуал и даже можно добавить слово БИО.

Prepack готовая еда. Тренды и возможности

Двухуровневая пластиковая упаковка использующая эффект паровой бани. Семь минут в микроволновые и супчик готов.

3 секции, Бельгия/Голландия
3 секции, Бельгия/Голландия

Трехсекционный пластик. Мы недавно пытались найти что-то подобное в РФ — форма стоит 2 млн рублей.

Европа
Европа

Разнообразный пластик с высоким уровнем прозрачности и прочий крафт, со стандартным креплением пленки и на крышке без запайки. Подборка фото по ключевым проектам с готовой едой в Росиии:

Перекресток

Вкусвилл

Prime

Азбука Вкуса

Жизньмарт

uppetit, Санкт-Петербург

Просто еда, Чебоксары

Mealty

Есть о чем подумать

Jumbo Foodmarket. Это безусловно Мекка для тех, кто занимается развитием готовой еды. Многообразие упакованной еды в разных стадиях готовности космическое. Очень приятное сочетание fast food и fast casual food зон. На глаз примерно 400-500 SKU pre pack + 6 fast casual зон, каждая из которых выдает еще 20-40 SKU

Тогда, 4 года назад казалось, что это красивая картинка и с трудом верилось в коммерческую успешность проекта, точка была в единственном экземпляре. Сейчас их 10. Однако, думаю, что более важен другой факт. Заходя в классический формат Jumbo мы видим сравнимое количество упакованный еды с одним островом приготовления или без него. Точки располагаются в основном в спальном районе. Тут прямо хочется жить). Пытаясь найди аналоги в РФ мы можем говорить о схожести с Eurospar.

Delitraiteur открывает локальные гастрономы. Я бы сказал в формате сокращенной Азбуки вкуса с упором на фреш. Интересное идентификация блюд по принципу страны происхождения. Очень серьезная интеграция с Nespresso. Минималистичная зона посадки. Очень ограниченный ассортимент салатов/боулов, собираемых на месте. Этот формат тоже концентрируется на открытие в спальных районах.

Albert hejin to go. Думаю корректно будет сказать, что максимально близкий формат в РФ это Жизньмарт. Здесь все проще по подаче, нет такого разнообразия упаковки. Локации на трафике в центре определяют больше количество напитков. В целом можно формат можно описать как convenience store c приличной долей готовой еды и работой только через кассы самообслуживания.

Picard. Этот специфичный по дизайну магазин французской сети (примерно 150 точек) показался мне очень интересным. Здесь представлен огромный выбор замороженный еды и полуфабрикатов. Я очень хорошо помню разговоры о том, что заморозка шагает по миру, однако в вопросе готовой еды этот тренд обьективно остановился. На мой взгляд дело в том, что это просто невкусно. А сделать вкусно сложно. Я бы сказал очень сложно. Мне кажется успех этих ребят в том, что они тратят огромное количество времени на создание рецептур.

Какие тренды можно/нужно использовать в России?

Prepack. Если вы задумались создавать новые проект или интегрировать готовую еду нет смысла задумываться о кулинарии – нужно идти в Prepack. Я строю это вывод не только на основании повторного увиденного в Европе. Хорошо видно, как основные игроки на рынке пытаются нарастить долю в этой категории, а часть даже стремиться к отказу от кулинарии (Перекресток).

Остров/а с Fast casual/Fast food. Если есть задача/желание усилить категорию – на мой вкус хорошим решением будет интеграция островной зоны внутрь формата. Это позволит с одной стороны усилить восприятие специализации внутри точки, с другой стороны позволяет гибко подходит к ряду задач. Я тут приведу несколько вариантов:

  • Остров суши + Prepack еда
  • Остров пицца + Остров салат-бар, с которого выдаются сэндвичи/салаты/боулы
  • и т. д.

Тут можно много фантазировать, собирая проект вокруг массовости/простоты процессов и других возможностей.

Если бы у нас в компании было больше ресурса, мы бы с удовольствием создали 150-200 метровый проект, в котором было бы 3-4 острова с приготвлением базовых фаст-фудных категорий (шаверма/суши/пицца) + 100 SKU prepack.

Заморозка. Возможно у вас есть компетенции в создании замороженных блюд или п/ф или какие то активы, которые позволяют это производить или просто понимания рынка. Замороженная еда позволяет расширить возможности по удовлетворению потребности в take away и закрытия дополнительных сценариев потребления, а также не несет на себе нагрузку виде неизбежного увеличения списания при горизонтальном росте SKU.

В рамках этого примера могу поделиться собственным опытом в uppetit.

UPPETIT, Санкт-Петербург
UPPETIT, Санкт-Петербург

В январе мы открыли тестовую точку с большим количеством полуфабрикатов и готовой продукции в -18.

Для нас это не просто эксперимент.

Открывая точку в «спальнике» мы не можем рассчитывать на такие же продажи готовой еды как в центре (мотив покупки готовой еды меньше).

Решение — объединить ГЕ с полуфабрикатами разной степени готовности в режиме -18. Подчеркивая специализацию на еде, мы также решали не менее важный аспект в таком решении — уход от конкуренции с бесконечными пекарнями (в СПб примерно 800 только сетевых пекарен). В такой ситуации мы конкурируем только с Вкусвилл, который мы безусловно обыгрываем в тех ценностях, которые являются ключевыми для нас.

Кстати всю готовую еду мы делаем сами, а заморозку только 10% (пока)

70 SKU готовой еды fresh /130 SKU п/ф и около того -18 /100 метров

Качество. Это будет самая спорная мысль из того, что тут написано. Однако наблюдая за выбором ассортимента федерального ритейла в РФ и аналогичными решениями в Европе я сделал вывод. Есть принципиально 2 подхода к ассортиментной политике в разрезе качества цены. Мы берем массовых производителей еды, дешево, длинный срок годности – это значит точка просто закрывает необходимость наличия категории и не ставит сверх задачи. Мы покупаем/создаем средний/средний+ сегмент в готовой еде, занимаемся зонированием, используем решения выше – это значит пытаемся делать ставку на уникальную категорию.

Выводы

Проехав много стран хочется сказать, что отрасль молодая и в каком-то смысле «сырая». Крайне сложно найти проверенный бенчмарк готовый к копированию в РФ. В части стран категория равна нулю, в части стран опережает то, что можно увидеть в РФ и недостижимо.

С другой стороны это определяет то, что именно в готовой еде можно творить проекты, которые будут вас отличать.

Если говорить, о том, куда в первую очередь ехать чтобы увидеть много готовой еды в формате минимаркет и больше – это, конечно, Бельгия и Голландия. Если говорить о том, что вас интересуют проекты в малом формате (около 100 метров) — намного интересней смотреть модели в РФ.

Надеюсь было познавательно, следующий обзор по проектам в России в малом формате.

2727
16 комментариев

Автору - респект и уважуха за обзор зарубежного бизнеса.
Удобно, когда кто-то съездил вместо тебя в Германию и привёз оттуда красивые фоточки с ценниками.
Именно так мы и планируем продвижения нашего "Клуба любителей бесплатной еды" !

3
Ответить

Спасибо за подробный обзор. А почему не взлетел mealjoy? Как вы думаете?

Ответить

Потому что заморозка в готовой еде это невкусно. Нужен огромный RND чтобы было вкусно, а потом уже маркетинг и тд.

3
Ответить

Иногда просто не хватает готовой еды, чтоб просто купить и съесть.

Ответить

Вкусвил как раз поможет в этом случае

Ответить

Блин, сырников захотелось

Ответить

а что думаете по поводу сублиматов и прочей сушки? Типа - добавил горячей воды и еда готова?

Ответить