Нужна ли ещё одна сеть кофеен и точек с шаурмой: предприниматели обсуждают планы расширения «Додо пиццы» Статьи редакции
Мнения основателя «Теремка» Михаила Гончарова, руководителя «Варламов есть» Михаила Рейдера и других.
В начале декабря 2019 года создатель сети «Додо пицца» Фёдор Овчинников объявил о запуске двух новых форматов: кебаб-заведений с шаурмой и кофеен.
По словам Овчинникова, в России работает около 5000 точек, продающих шаурму. Большинство — небольшие киоски, а крупный игрок на рынке только один — сеть «Дядя Дёнер» из Новосибирска, которой принадлежит 115 точек в 10 городах.
Предприниматель считает, что шаурма — универсальное блюдо, которое можно адаптировать под вкусы разных клиентов. Например, для сторонников здорового питания и вегетарианцев можно готовить её на тонкой лепёшке, с низкокалорийным соусом и свежими овощами.
Основатель «Додо Пиццы» намерен запустить три типа заведений с шаурмой: уличные киоски, точки на фудкортах торговых центров, а также кафе быстрого обслуживания с посадочными местами. По плану пилотные проекты заработают в Москве в начале 2020 года.
Для кофеен Овчинников задумал разработать систему приёма заказов через мобильное приложение.
По мнению предпринимателя, персонификация продаж и возможность получать обратную связь от гостей позволят лучше управлять качеством обслуживания и напитков.
Кроме того, Овчинников считает российский рынок кофе перспективным и приводит отчёт консалтинговой компании Knight Frank, которая оценила его в 130 млрд рублей в год и предположила, что к 2029 году он вырастет до 1 трлн рублей.
Первую экспериментальную кофейню Овчинников также планирует запустить в 2020 году — неподалёку от офиса «Додо пиццы» у станции метро «Автозаводская».
Почему не стоит запускать сеть кофеен в России: мнение основателя AmoCRM Михаила Токовинина
Токовинин поддержал концепцию заведений с шаурмой, но удивился, почему предприниматель хочет открыть кофейни в стране, жители которой больше любят чай.
По его мнению, это не самая удачная идея, поскольку Овчинникову придётся менять привычную модель потребления горячих напитков, а это «нереальная задача».
Овчинников отреагировал на запись Токовинина и отметил, что не планирует строить «российский Starbucks». Вместо этого он ищет готовый рынок и работающую бизнес-модель, которую можно улучшить и экспортировать.
А если строить бизнес на локальном продукте, такую концепцию будет сложнее запустить за рубежом: «Продать франшизу пиццерии в Нигерию гораздо проще, чем франшизу блинных. Точно так же кофейня и чайная», — рассуждает Овчинников.
Тем не менее основатель «Додо Пиццы» сообщил, что в его кофейнях будет и чай (и даже не из пакетиков), но вывеска «Кофейня» более понятна для потребителей.
Что думают о планах Овчинникова другие участники рынка еды
Бывший глава сервиса Uber.Eats в России и сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть» Михаил Рейдер сомневается, что формат «цивилизованной шаурмы» приживётся в России из-за высокой себестоимости продуктов.
Рейдер также не уверен, что рынок кофе в России будет расти. С одной стороны, появление кофеен с низкими ценами увеличивает потребление напитка у менее платёжеспособных клиентов. С другой — количество таких заведений может сократиться из-за нерентабельности.
Что касается заказа кофе через мобильное приложение, по мнению Рейдера, это «маркетинговая фишка», которая позволит сэкономить деньги на привлечение покупателей.
По мнению бренд-директора сети Costa Coffee в России Станиславы Коллавини, запуская мобильное приложение, «Додо пицца» рискует вывести на рынок непривычный для клиентов формат сервиса.
Основатель и руководитель сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров считает, что Овчинников выбрал перспективное направление: люди больше хотят заниматься собой, а не приготовлением еды.
Однако он раскритиковал Овчинникова за то, что предприниматель рассказывает о проекте, хотя у него пока нет ни продукта, ни дизайна, ни технологии: чтобы создать ажиотаж и привлечь потенциальных франчайзи.
Гончаров не боится появления нового игрока на рынке «быстрой» еды: «Во-первых, этого игрока ещё нет. А во-вторых, при наличии McDonald’s, Burger King и KFC, мы перестали бояться ещё в 1998 году, когда открывали "Теремок". Начинать бояться сейчас было бы странно».
Оборот «Теремка» за 2018 год составил 9,4 млрд рублей, а количество заведений превысило 300. Согласно отчёту «Додо пиццы», с июля 2018-го по июнь 2019 года выручка сети в 12 странах составила более 17,5 млрд рублей (выручка управляющей компании без учёта франчайзи неизвестна), а всего под брендом компании работает более 500 пиццерий.
Ждем потоки желчи.
Обычно противно читать комменты под новостями про амбициозные планы компаний, успехи, развитие, особенно "русских" компаний.
То ли менталитет то ли хрен знает, обычно сразу ведра желчи льются, может среда какая-то, не понимаю, свои неудачи видимо пытаются тем самым компенсировать или оправдать неспособность... Ожидание провала, с радостью с такой...
в этот раз сложно. "эксперты" еще хуже.