{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Умное» здравоохранение: жить, нельзя умереть

Выступая на XVIII Ассамблее «Здоровая Москва», и.о. министра здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что к концу 2022 года все регионы закончат работу над единым цифровым пространством в сфере здравоохранения.

Это позволит обеспечить миллионы граждан электронными медицинскими картами и электронным дневником для сбора данных о состоянии здоровья с носимых гаджетов.

Это стало промежуточным результатом исполнения Послания Президента Федеральному Собранию в феврале прошлого года, на котором Владимир Путин заявил: «На повышение доступности медицинской помощи должна работать информатизация здравоохранения. В течение трех лет надо отладить электронное взаимодействие между медицинскими учреждениями, аптеками, врачами и пациентами».

История болезни на мониторе

Накануне заявлений Вероники Скворцовой сервис электронной медицинской карты стал доступен в тестовом режиме жителям Москвы. Платформа позволяет пациентам просматривать свои данные: протоколы осмотров врачей, результаты исследований, лечение, направления и записи на прием, рецепты, прививочные карты, анкеты с анамнезом, карты вызова скорой помощи и другие сведения.

На самом деле, этот сервис – лишь один из сотен и тысяч программ, разработанных для медицины. Если говорить о России, то, согласно Федеральному закону № 188-ФЗ от 29 июня 2015 года, с 2016 года Минкомсвязи ведет Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который ежегодно пополняется сотнями инновационных решений. На сегодня в него включено 6108 единиц программного обеспечения, из которых более ста решений относятся к сфере здравоохранения.

С момента объявления масштабных западных санкций этот список свидетельствует о действительно серьезном потенциале российских разработчиков, с учетом того, что существует множество отечественных программ для коммерческого сектора, не включенных в реестр.

Программа оказания медицинской помощи на автомате

Любое дело начинается с расчетов, и это в полной мере относится к медицине. Расчет экономически обоснованных тарифов на медицинские услуги, особенно в госсекторе, – огромная работа, в ходе которой возникает множество вопросов и ошибок. Порой у медицинских организаций уходит колоссальный объем времени на формирование программы оказания медицинской помощи. Проблема в том, что расчёт программы организации должен соответствовать территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

На рынке IT-услуг уже существует программное обеспечение для расчёта стоимости медицинских услуг, например, «МКТ-Web Расчёт стоимости медицинских услуг» компании «МедКомТех». С помощью него поликлиника или больница может в автоматическом режиме получать прейскурант на услуги, перечень требуемых для выполнения услуг в рамках программы оказания медицинской помощи и другие отчеты.

Медосмотр без врача

Огромное достижение прошедшего десятилетия в России состоит в том, что интернет вещей внедрился на бытовой уровень. Особенно отрадно то, что уже сегодня 65% производителей оборудования для интернета вещей в РФ используют российские комплектующие. Ожидается, что к 2025 году интернет вещей принесет экономике России кумулятивный эффект в 2,8 трлн. рублей. В России в этой сфере работают такие крупные проекты, как онлайн-кассы и транспортно-логистические решения.

Постепенно осваиваются решения в области «умных городов» и телемедицины. Компания «Теле2Мед» разработала одноименную программу для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. Программное обеспечение автоматически собирает информацию с алкотестера, тонометра и пирометра, исключая необходимость прямого участия врача. Весь процесс прохождения медосмотров контролируется онлайн-системой, в которой настройка процессов предотвращает риски подтасовок данных.

Врачи вооружаются искусственным интеллектом

Согласно дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект», опубликованной на сайте Минкомсвязи, российский рынок решений в сфере ИИ к 2024 году вырастет до 160 млрд. рублей. Одной из приоритетных областей здесь является нейропротезирование, однако возможности применения ИИ практически безграничны в любой сфере.

В ноябре 2019 года IT-компания «К-Скай» объявила о подписании контракта с больницей ОАО «РЖД». Перед внедрением системы поддержки врачебных решений «Webiomed» компания провела первичную калибровку алгоритмов искусственного интеллекта. Программа выявляет заболевания на ранней стадии, неучтенные симптомы, факторы риска заболеваний, прогнозирует вероятность осложнений или смерти и формирует индивидуальные рекомендации пациентам.

Подобные интеллектуальные системы поддержки принятия решений по раннему прогнозированию и выявлению заболеваний должны обеспечить четверть медицинских организаций в России уже в следующем году, как предполагалось в предложениях Минздрава России к национальной программе «Цифровая экономика РФ».

Найти болезнь среди бумаг

В 2015 году Минздравом России были утверждены нормы времени на оказание медицинской помощи пациентам. Тогда они вызвали немало споров и были восприняты обществом с явным неприятием. На это действительно есть причина. Офтальмологу на прием отводится 14 минут, педиатру и терапевту – 15 минут, лору – 16 минут, неврологу – 22 минуты, и это время включает в себя работу с документацией. Согласно исследованию Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения, врачи тратят на оформление документов до 43% времени.

В 2017 году Минздрав сообщил, что нормы необходимы для проведения соответствующих расчетов организаторам здравоохранения, а не врачам и пациентам. Врач должен уделять пациенту столько времени, сколько необходимо с учетом состояния его здоровья. На самом деле, те, кто когда-либо посещал врача в обычной поликлинике, знают, что у врача зачастую нет времени на качественный осмотр.

Чтобы решить проблему, компания «Центр речевых технологий» разработала программу Voice2Med. Она призвана избавить медперсонал от ручного заполнения электронных документов, а вместе с системой электронного документооборота оставляет в прошлом такие документы, как сопроводительные листы. Программа автоматически распознает медицинскую речь, переводит ее в текст, предлагает закончить часть текста готовым шаблоном, понимает команды печати и сохранения документа.

Среди тех задач, которые будут решаться в будущем – разработка систем проверки подлинности речи, распознавание сложных смыслов и сленга с учетом ошибок, поиск скрытого содержания, распознавание речи на большом расстоянии и с учетом шума, распознавание более 10 источников звука, распознавание антропологических признаков и эмоций. По оценке Минкомсвязи России, развитие этих технологий потребует инвестиций в размере не менее 60 млрд. рублей в ближайшие 5 лет.

Телемедицина, или пациент решит сам

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает телемедицину как предоставление помощи любыми специалистами здравоохранения в ситуациях, когда расстояние является критическим фактором. Она особенно востребована в российских реалиях, когда за обычной консультацией профильного специалиста гражданам приходится преодолевать сотни километров. Согласно данным российского телемедицинского сервиса «Педиатр 24/7», до 80% обращений к врачу может быть решено без визита в клинику.

Сфера телемедицины стала самой динамично развивающейся и сконцентрировала множество программ и приложений. Еще до момента вступления в силу федерального закона о телемедицине в 2018 году начал работать сервис удаленных врачебных консультаций «Яндекс.Здоровье». Также в 2017 году компания Omega-R разработала мобильное приложение «SeekMed», которое агрегирует в себе врачей различных специальностей вне зависимости от организации. С помощью него пациент может вызвать скорую помощь, записаться на онлайн-прием, переписываться с доктором и общаться в режиме видеосвязи, получать направления на лечение, обследование или анализы и медицинскую документацию.

Минздравом России планировалось, что через к 2024 году 40% медицинских организаций в России будут пользоваться платформенными решениями телемедицинских консультаций. Это может решить проблему хронического дефицита помощи в регионах, которая привела к тому, что около 40% пациентов не имеют физического доступа к нужным специалистам.

Помощь врачу

После ухода в отставку правительства Д.А. Медведева руководитель фракции «Единая Россия» и вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил о претензиях депутатов к работе Минздрава. И действительно, согласно данным Numbeo, Россия находится на 62-ом месте по уровню здравоохранения в мировом рейтинге стран. Вероятно, причина может крыться в масштабной оптимизации медицинских учреждений. Однако качество медицинских услуг не всегда зависит от финансирования. Как заявил председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, на личных приемах в 2018 году было получено 6623 сообщения о преступлениях в сфере здравоохранения. Ежегодно органами прокуратуры РФ выявляются десятки тысяч правонарушений. Это существенно смещает акцент в сторону профилактики правового нигилизма и недостатка компетенций среди медработников.

На самом деле, зачастую руководству больниц и поликлиник достаточно внести организационные или другие «косметические» изменения, чтобы пациентам стало комфортнее, а для предупреждения правонарушений – вести разъяснительную работу среди персонала и пациентов. Разумеется, в работе возникает масса вопросов о том, как организовать работу в соответствии со всеми правилами и нормами. Для этого компания «Актион-Диджитал» разработала медицинскую справочную систему «Главный врач», в которой собраны шаблоны документов, рекомендации экспертов, разъяснения нормативно-правовой базы по полному спектру проблемных и ежедневных ситуаций.

От автоматизации поликлиники к «умному» здравоохранению

Внедрение медицинских информационных систем (МИС), будучи подстегнутым утверждением в 2010 году государственной программы «Информационное общество», достигло своего пика в 2012 году (3414 внедрений). Насыщение рынка платежеспособных медицинских учреждений подобными системами продиктовало спад интереса к ним. На сегодня существуют десятки программных продуктов, которые сильно отличаются в цене и функциональных характеристиках. Однако все они относятся к этапу так называемой базовой информатизации, которая тестировала возможности дальнейшего создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) и объединение всех систем и подсистем в единый цифровой контур здравоохранения.

Дело в том, что разрозненные МИС приводили к дублированию бумажного и электронного документооборота, росту нагрузки на персонал, отсутствию обмена данными о пациенте и поддержки принятия решений. Главная их заслуга оказалась в настройке процессов персонифицированного учета в электронном виде.

Если на создание базовой информатизации и ЕГИСЗ было израсходовано 60 млрд. рублей в совокупности, то на создание единого цифрового контура здравоохранения заложено 177 млрд. рублей. Причем сюда включается обеспечение медицинских учреждений новыми МИС, которые могут быть подключены к ЕГИСЗ и региональным системам и соответствуют требованиям Минздрава России: ведение электронного расписания приема врачей, ведение электронных медкарт пациентов, формирование автоматической выгрузки счетов в территориальные ФОМС, создание и хранение юридически значимых электронных медицинских документов.

Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» предполагает объединение в единую информационную среду медицинских организаций (МИС), органов управления здравоохранением субъектов РФ (ЕГИСЗ), органов ФСС, МСЭ, ТФОМС и ФОМС. Единый цифровой контур позволит централизованно оказывать госуслуги в личном кабинете «Мое здоровье» ЕПГУ не менее 38 млн. гражданам. Сюда будет входить запись к врачу, на профилактический медосмотр и диспансеризацию, вызов врача на дом, получение информации о прикреплении к медицинской организации, о полисе ОМС, о страховой медицинской организации, об оказанных медицинских услугах и их стоимости, доступ к электронным медицинским документам, оценка качества работы медицинских организаций.

На самом деле, то, что планируется достигнуть – тоже своего рода базовая инфраструктура для дальнейшего прорыва в медицине. Несмотря на пилотное внедрение некоторых передовых технологий, нам предстоит перевести их в разряд массовых. Такие технологии, как дистанционный мониторинг показателей здоровья, большие данные и искусственный интеллект, технологии «умной» клиники, дистанционное обучение врачей, были предложены для массового внедрения Минздравом России к проекту национальной программы «Цифровая экономика РФ», однако не увидели свет в итоговом варианте. Поэтому в наступившем десятилетии речь пойдет о системах обработки и анализа больших данных в здравоохранении, технологии ИИ для поддержки принятия врачебных решений, 3D-печати органов и их моделей, технологии виртуальной и дополненной реальности для медицины, роботах для проведения операций и обучения медиков, медицинском интернете вещей, блокчейне в здравоохранении и, таким образом, реализации идеи «умного» здравоохранения.

0
3 комментария
Борис Васильев

Как говорят англичане: "Чтобы узнать вкус пирога, не обязательно съесть его целиком" (с).

1.Электронные медкарты в частных клиниках России появились более 15 лет назад (АО "Медицина", привет!).
2.Когда я 15 лет назад предложил на ректорате крупнейшего медицинского университета МГМСУ создать (бесплатно) сервис телемедицины, одна из проекторов заявила: 
- Ненавижу интернет!

Похоже, это почти всё, что нужно знать об IT в Российском здравоохранении.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Уйба
Ответить
Развернуть ветку
Артем Уйба

Возглавит этот специалист?????

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда