Какие технологии помогают не уснуть за рулём (спойлер: ИИ)

Мы уже зависим от гаджетов и технологий. Но эту зависимость можно использовать во благо — например, снижая аварийность на дорогах, улучшая поведение водителей и помогая водителям не уснуть за рулём и обращать внимание на самое важное.

В этой статье я собрал несколько технологий будущего — и даже уже настоящего, которые когда-то казались фантастикой. Добавляйте свои идеи и мысли в комментарии.

​Кадр из художественного фильма "Аэроплан"
​Кадр из художественного фильма "Аэроплан"

Вы знаете, что такое трансгуманизм? Это философская концепция, которая предполагает улучшение человека с помощью технологий — био, нано, информационных, познавательных. Об этом подробно написано в Википедии и эту тему в том числе обсуждал Греф на визионерской лекции. Суть в следующем: мы уже, можно сказать, зависим от гаджетов и технологий.

В случае с автомобилями — есть системы помощи водителю ADAS (advanced driver-assist systems). Если вы ей пользуетесь, то вы знаете, насколько это удобно. Есть и другие инструменты, которые пусть и не полностью лишают вас возможности водить авто, но помогают сосредоточиться на процессе и при необходимости подсказывают, на что обратить внимание.

Краткий экскурс в историю

Упростить вождение пытались ещё в советские времена. И речь идёт не о личном водителе, а о конкретных технологиях.

То, что у нас уже сейчас есть в авиации - это автопилоты. Они появились в начале XX века, в 1912 году оба пилота самолёта Curtiss C-2 вылезли из кабины и прошлись по крыльям. В 1916 году Арчибальд Лоу сделал дрон - самолёт на радиоуправлении. Уже к 1947 году американский Douglas C-54 Skymaster на автопилоте пересёк Атлантику.

Но что же с автомобилями? Если говорить о беспилотниках, то немцы во время Второй мировой применяли самоходные мины на радиоуправлении. Если же о пилотируемых авто - то отличной концепцией когда-то стал круиз-контроль, способный поддерживать постоянную скорость авто и идти в потоке. Массово его начали применять в 1970-х в США, но изобрели ещё в 1940-х в компании American Motors.

В СССР в 1956 году начали выпускать “Волги” ГАЗ-21 с “ручным газом”: водитель вытягивал специальную рукоятку, убирал ногу с педали газа и мог больше не напрягаться.

Реклама автомобилей Volga
Реклама автомобилей Volga

Но есть полсотни лет назад это были настоящие находки, то сейчас адаптивным круиз-контролем никого не удивить. Поэтому отдельно о нём говорить не будем, зато затронем технологии, которые помогают учиться, не засыпать и обращать внимание на самое важное в дороге.

Главная причина аварий - человеческий фактор. Из-за невнимательности или усталости гибнут люди. По данным минтранса, из-за усталости водителей происходит четверть ДТП. “Это, кстати, относится и к уставшим водителям автобусов. Хочет спать, а заменить некем, сменщика нет: экономят. В результате трагедия”, - говорил руководитель российской Госавтоинспекции Игорь Черняк. В США из-за сонных водителей за 2013 год погибли 800 человек и ещё 44 000 получили травмы в 72 000 аварий. При этом каждый 25 человек рассказал, что за прошедший месяц хоть раз засыпал за рулём.

Почему это происходит? Кто-то страдает от расстройств сна, кто-то хочет больше заработать. У кого-то нет сменщика, а везти людей или груз срочно нужно. Ещё одна причина - медицинские препараты.

На помощь приходят искусственный интеллект, нейротехнологии и машинное зрение.

Слабый и сильный искусственный интеллект

И ещё один небольшой экскурс в историю и матчасть искусственного интеллекта. Часто, когда говорят об ИИ, подразумевают нечто с “сознанием”, способное самостоятельно принимать решения, творить. ИИ с подобными характеристиками относится к “сильным”. В научной фантастике примеры таких систем - это SkyNet из Терминатора и ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) из Я, Робот.

Когда мы говорим об автомобилях, то системы-помощники - это “слабый” искусственный интеллект, то есть узкоспециализированная система, которая выполняет конкретные задачи. Она не выносить решений, неспособна “думать” и “чувствовать”, как люди. Да ей это и не нужно.

И даже на следующем этапе развития беспилотного транспорта этот интеллект останется “слабым”. Беспилотники будут решать, как построить маршрут, как повести себя в конкретной ситуации на дороге. Страшнее всего будет, когда им предстоит решать, кем “пожертвовать” - этические вопросы активно обсуждаются на разных уровнях. Например, можете поотвечать на вопросы от Массачусетского технологического института.

Sleep Alert и аналоги

Возвращаемся к тому, как системы на основе ИИ помогают в конкретных ситуациях бороться с человеческим фактором. Особенно важно не уснуть, когда речь идёт об автобусе, заполненном детьми. Для этих целей применяют ряд устройств. Один из носимых аппаратов - Sleep Alert. Устройство, надеваемое на голову, беспрерывно снимает энцефалограмму и контролирует равновесие тела. Как только водитель начинает клевать носом - она подаёт специальный сигнал.

“Важно подчеркнуть, что мы не будим. Будить уже поздно. Если водитель заснул за рулем, то его разбудит столб, который он не смог объехать. Мы предупреждаем засыпание. В тот момент, когда состояние становится критическим, то есть он приближается к засыпанию или потере концентрации внимания, система активирует громкие звуковые сигналы и вибрацию браслета. В инструкции написано, что если срабатывание системы происходит чаще чем раз в 10 минут, то мы предлагаем прекратить управление автомобилем и идти спать. Не стоит надеяться, что система сможет вас стимулировать при предельном уровне усталости. Ведь физиологию человека она изменить не может", — рассказывает генеральный директор компании-разработчика Владимир Статут.

​Кадр из видеоролика разработчиков Sleep Alert
​Кадр из видеоролика разработчиков Sleep Alert

Также давно существуют другие устройства, более простые. Drive Alert Master подаёт сигнал тоже в случае клевания носом, но работает он на простейшем гироскопе - водитель может смотреть по сторонам, но при наклоне вперёд гаджет реагирует. Есть кольца вроде Stop Sleep.

Машинное зрение для подсказок водителю

Машинное зрение уже достигло того уровня, что может отличить кошку от собаки (не в 100% случаев, конечно). Это позволяет использовать такие системы для улучшения осведомлённости водителя о дорожной ситуации. Применение, на первый взгляд, логичное, и таким образом технологию давно используют для разработки беспилотников, но редко оснащают ей стандартные на первый взгляд гаджеты вроде видеорегистраторов.

В Neoline решились на такой ход и встроили систему машинного зрения в видеорегистратор. Действительно, зачем просто всё записывать, если есть возможность дополнить этот на первый взгляд обычный гаджет чем-то, что способно предотвратить аварию?

Суть в следующем: устройство G-Tech X77 AI с помощью искусственного интеллекта распознаёт дорожные знаки, затем распознаёт значение на них, определяет, с какой скоростью движется водитель, сравнивает эти показатели и, в случае несоблюдения скоростного режима, сообщает водителю о необходимости снизить скорость.

Обычно у систем машинного зрения есть такая проблема - они плохо работают в сложных погодных условиях. Их засвечивает солнце, они ничего не видят ночью. А в данном случае используется сенсор Sony - один из ключевых игроков на рынке робототехники и один из мировых лидеров в области CMOS-матриц. Это “железо”, достойное роботов и беспилотных автомобилей, дополняет алгоритм для увеличения детализации в условиях низкой освещенности. В итоге видеорегистратор способен записывать в Full HD при FPS 60 ночью или при ярком свете, поэтому он и за знаками сможет следить постоянно.

Фото от разработчиков Neoline​
Фото от разработчиков Neoline​

Избавление водителей от плохих привычек

Речь не о злоупотреблении некоторыми напитками или табаком, а о плохих привычках, связанных с вождением.

Система CarVi, во-первых, в режиме реального времени оповещать водителя о возможных опасностях - столкновении или изменении условий вождения.

Во-вторых, эта же система оценивает навыки вождения, выделяет “вредные” привычки, чтобы помочь водителям их изменить.

Водителям CarVi поможет не только повысить безопасность на дороге, но и снизить страховые взносы - если страховая компания работает с этой системой. Для владельцев автопарков же это возможность отслеживать транспортные средства и вождение сотрудников.

При этом в автомобиль нужно установить всего один небольшой датчик. Своей задачей разработчики считают как раз решение проблемы человеческого фактора через улучшение навыков вождения.

​Фото от разработчиков CarVi
​Фото от разработчиков CarVi

Будущее

Когда-то мы дождёмся, что на дорогах будут ездить исключительно беспилотные автомобили на альтернативных источниках энергии. Этот прогноз, как мне кажется, абсолютно очевиден. Или нет? Пишите в комментариях своё мнение.

Пока системы несовершенны, их можно обмануть, мало какие беспилотники могут работать в сложных погодных условиях вроде заваленной снегом разметки, сильных дождя и снега. Тем не менее, в России уже можно прокатиться на беспилотнике и при этом быть уверенным в его безопасности.

Но одно из главных преимуществ беспилотников - в безопасности. Особенно, если на дорогах будут исключительно они. “Общение” между автомобилями (M2M), оптимизация маршрута, одновременное обновление изменений в правилах дорожного движения - это должно критически снизить количество аварий на дорогах.

А пока мы находимся на том этапе, когда стоит улучшать себя с помощью гаджетов и технологий. Не засыпать за рулём и слушать подсказки о скоростном режиме.

Какие гаджеты вы используете, какие технологии есть в вашем автомобиле? Пишите в комментарии!

22
15 комментариев

запрет не помогает на трафик без напарника? Трасса Москва-Питер все время аварии... а тем кому повезло в 90-е таксовать в центре - незабываемое зрелище... все на круги своя?  В 24-м году с вас спросят за антиконституционные действия... и тротуар вместо поребрик (кто знает, что у ни на уме). Вообще Бог он все видит.

Ответить

Честно говоря, я не понял сути комментария. Вы могли бы пояснить? Причём тут тротуар, такси и напарники? 

2
Ответить

Неупорядоченный поток сознания. Наверное заснул, а пальцы продолжают писать коммент.

Ответить

применяю способ на пустой трассе без всяких гаджетов и стимуляторов - наваливаю 200км/ч, выделяется адреналин и спать не охота

Ответить

Незаконно, опасно. Не уверен, что это хороший способ. 

Ответить

По мне так лучше какие-нибудь минихреньки встроили в дорожные знаки, чтобы тот же навигатор или регистратор их заранее считывал и водитель знал, какие скоро будут знаки, плюс предупреждал, когда кончилось действие этих знаков, если водитель вдруг пропустил. И на тачки, возможно, что-то такое, чтобы регистратор информировал, что ближайшая встречная тачка в стольки-то метрах и ты можешь понять, безопасно ли идти на обгон или хрен знает. Для наших однополосных трасс с постоянными изгибами, подъемами и бесконечными фурами очень актуально.

Ответить

Для этих целей делают цифровые карты. Было бы лучше, чтобы только беспилотники и ездили, ориентируясь по ним и общаясь друг с другом. 

Ответить