Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Одна из самых серьезных проблем современного онлайн-шоппинга — слишком большой выбор товаров. В психологии даже существует специальный термин — парадокс выбора. Если товаров слишком много, то часто посетитель просто теряется и уходит ни с чем.

Для e-commerce это огромный вызов, ведь из-за этого в среднем 70% посетителей покидают сайт, не совершив заказ, даже если все нужное уже лежит в корзине.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

В Lamoda проблему выбора решают с помощью машинного обучения. Меня зовут Александр Желубенков, я руковожу Data Science отделом в компании Lamoda Tech. И я расскажу, как большие данные и современные технологии помогают нашим клиентам найти подходящие товары и какую роль в этом играют алгоритмы машинного обучения.

Глазами клиента: раскрываем секреты машинного обучения

Работа моделей машинного обучения (machine learning, ML) всегда остается под капотом: клиент не знает и не видит, какие функции в приложении они выполняют. Поэтому мы решили немного приподнять завесу тайны и рассказать, какие ML-модели помогают посетителю выбирать товар и как они на самом деле работают. Делать это мы будем на примере стандартного сценария покупки.

Знакомьтесь, это Олег. Это среднестатистический клиент, у которого есть аккаунт на сайте Lamoda. Он не слишком активный покупатель — делает заказ раз в 2-3 месяца.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

При создании статьи ни один Олег не пострадал — фото сгенерировано нейросетью.

Олегу нужно купить новые кеды. Он заходит на сайт Lamoda, авторизуется, переходит в каталог и кликает на нужный раздел.

Магия машинного обучения вступает в игру уже здесь. В каталоге есть чуть больше 14 500 моделей мужских кроссовок и кед. Когда Олег листает каталог, он в первую очередь обращает внимание на фото.

Качественные фотографии

В Lamoda есть отдельная фотостудия, на которой ежедневно описываются тысячи новых товаров: заполняются их атрибуты и появляются качественные фотографии. На каждый товар в среднем приходится 5-7 фото с разных ракурсов, хотя фотографий, которые создают в студии для каждого товара, гораздо больше.

Наши данные и внутренние эксперименты показывают, что эффективность ракурсов фото отличается в разных категориях и для различных аудиторий.

Например, для мужской спортивной обуви эффективны общие планы с разных ракурсов, а для женской летней — несколько общих планов и несколько крупных, которые детально показывают отдельные элементы.

Сравните сами.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Персональное ранжирование товаров

Олег листает каталог и замечает, что вся лента состоит из моделей кроссовок и кед, которые ему более-менее нравятся. А тех, что он не любит — там нет совсем. И чтобы подобрать пару, ему не нужно смотреть десятки страниц или долго играться с фильтрами.

В основе персонализированного ранжирования лежат большие данные — действия наших пользователей, которые мы собираем и бережно храним в нашем Data Lake (Озере данных). Ежемесячно нашу платформу посещает больше 17 миллионов уникальных пользователей. Предпочтения каждого конкретного пользователя строятся на основании его истории взаимодействия с Lamoda — учитываются покупки, добавления в корзину и избранное, а также просмотры (какие бренды чаще смотрит, по каким ценам покупает, какие размеры выкупает и т.д.). Информации для выявления из них закономерностей и применения машинного обучения действительно много — это терабайты сырых данных.

В основе персонализированного ранжирования с применением ML лежит очевидная идея показывать в каталоге выше те товары, которые вероятно будут более релевантны конкретному пользователю. Методы машинного обучения помогают нам в промышленных масштабах выявлять изменения интересов и предпочтений нашей аудитории и прогнозировать, какие именно товары имеют больше шансов пополнить гардероб клиента.

Персонализация происходит в режиме реального времени и состоит из последовательного применения двух моделей машинного обучения, которые дают синергетический эффект:

  • первая ML-модель отбирает несколько сотен самых интересных для пользователя товаров, характеристики которых соответствуют его предпочтениям;
  • далее эти товары идут на вход второй модели машинного обучения, которая располагает их в идеальном порядке — сверху будут самые привлекательные и подходящие по цене, доступным размерам и другим характеристикам.

Именно эти товары система в первую очередь предложит Олегу. Шансы, что он найдет среди них что-то релевантное для себя и сделает покупку, на порядок выше, чем если бы Олег просматривал общий каталог безо всякой персонализации.

Выбор размера и похожие товары

Наконец, Олег видит кеды, которые ему особенно понравились.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Он кликает на картинку, чтобы перейти на страницу товара. Система отмечает это действие — информация об этом переходе будет использоваться для персонализации в следующих сессиях.

Олег смотрит описание и фотографии товара и решает добавить товар в корзину. Как выбрать подходящий размер? Ведь Олег знает, что угадать с размером при выборе одежды и обуви в онлайне бывает непросто.

В чем сложность: размерные сетки у разных производителей могут отличаться. В дополнение к этому у одного бренда обувь может всегда большемерить, у другого — маломерить. Попасть точно в цель с первого раза бывает непросто.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Поэтому на Lamoda мы разработали отдельную ML-модель, которая рекомендует клиенту подходящий размер. Она использует информацию о товарах и отзывах, а также данные обо всех покупках на платформе. И, например, выявляет из данных, как соотносятся размеры разных брендов, потому что они могут отличаться.

Так, ML-модель может предсказать, какой размер конкретной обуви подойдет Олегу — и он увидит свою рекомендацию на странице товара.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Если нужного размера все же не оказалось в наличии, то расстраиваться не стоит — алгоритмы машинного обучения уже подобрали похожие модели кед в рекомендательном блоке «Похожие», который находится чуть ниже на карточке товара.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Важную роль здесь играют атрибуты и фотографии товаров. У каждого артикула есть десятки атрибутов, по которым он классифицируется внутри системы. Для товара, который смотрит Олег, описание выглядит следующим образом: обувь, низкие кеды, бренд Calvin Klein, светлый цвет, лето и другие базовые атрибуты, которые заполняются вручную контент-менеджерами. А с помощью моделей Computer Vision мы умеем учитывать также и визуальную составляющую — вычислять, насколько два товара похожи по форме и стилю на основании фото.

Именно с помощью атрибутов и фото алгоритмы подбирают похожие модели. Справляются они отлично — все товары из блока рекомендаций действительно похожи на первые кеды, но отличаются цветом или деталями.

Подбор луков

Итак, кеды в нужном размере лежат в корзине, но Олегу стало интересно, а какая одежда и аксессуары хорошо будут с ними сочетаться. У большинства товаров на фотографиях есть кнопка «С чем носить». Она рекомендует несколько вариантов удачных луков — и они тоже выбраны на основании данных и алгоритмов. Правда, с небольшой помощью настоящих стилистов: их формулы мы использовали для уточнения того, какие наборы вещей могут хорошо сочетаться друг с другом в одном образе.

Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы сделать рекомендательный блок с образами еще лучше — и конечно, тут не обойтись без помощи машинного обучения.

Олегу неплохо зашел один из образов и он решил заказать его на примерку. Даже при том, что он открывал сайт, чтобы купить только обувь, есть неплохие шансы, что он приобретет для себя что-нибудь еще. Никакого давления с нашей стороны — только возможности.

Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Ну что, наш Олег полностью одет — от фирменных кед до бейсболки. Завтра все товары будут в пункте выдачи заказов, и он выберет то, что понравится ему больше всего. А Lamoda продолжит совершенствовать алгоритмы, чтобы однажды даже примерку можно было сделать в приложении — на виртуальной модели с параметрами пользователя.

Машинное обучение в Fashion E-commerce: что внутри

Практически на каждом этапе продуктовой воронки Lamoda использует алгоритмы машинного обучения: они повышают шансы, что Олег сможет выбрать понравившиеся кроссовки или кеды и успешно сделать заказ. Чем точнее и быстрее алгоритмы определяют, что нужно клиенту, тем выше вероятность покупки.

Сейчас в Lamoda работает более 30 моделей машинного обучения, которые можно разделить на два крупных направления:

  • Клиентский опыт. Сюда входит ранжирование каталога и поиск, рекомендательные системы, предиктивные модели для маркетинга и еще целый ряд систем, которые делают пользовательский путь более простым и удобным.
  • Эффективность бизнеса. В ней ML решает задачи оптимальной расстановки скидок на товары, прогнозирования брака после примерки, а также повышения эффективности процессов доставки и склада, которые направлены на увеличение прибыли и уменьшение расходов компании.
Кеды для Олега: как ИИ делает удобнее процесс онлайн-выбора одежды

Внедрение каждого алгоритма машинного обучения — это большая работа. В Lamoda Tech развитием ML-продуктов занимается команда инженеров машинного обучения, аналитиков, разработчиков, тестировщиков и продуктовых менеджеров суммарно из 70 специалистов.

От идеи до внедрения алгоритма в приложение для всех клиентов может пройти немало времени. Нужно выбрать подходящую постановку задачи и метод ее решения, собрать необходимые для обучения данные, разработать пайплайны, а также подготовить всю необходимую для внедрения ML-модели инфраструктуру и провести как минимум одну итерацию АБ-тестирования.

Работа над одним алгоритмом от идеи до релиза занимает как минимум 4-6 недель. В случае, если необходимо изменить архитектуру проекта, интегрироваться с несколькими системами или разработать новый продукт с нуля, на это может уйти от нескольких месяцев до полугода. Еще около 4-6 недель обычно уходит на АБ-тест — перед раскаткой алгоритма на всех клиентов важно оценить эффективность разработанного решения и убедиться, что новая модель действительно приносит пользу бизнесу.

Машинное обучение — это отличный инструмент, но не волшебная таблетка. Чтобы постоянно улучшать покупательский опыт и предоставлять клиенту классный персонализированный сервис, нужны месяцы слаженной работы сотен специалистов. Вопрос не только в Data Science: необходимо понимать потребности покупателей, предлагать отличный ассортимент, эффективно управлять процессами доставки и делать качественный и удобный продукт. Тогда машинное обучение будет хорошо встраиваться в бизнес-процессы и приносить на больших объемах существенную пользу для компании.

Благодаря машинному обучению мы стараемся находить индивидуальный подход и попадать в сердце Олегу и каждому из остальных 17 миллионов пользователей. А чтобы мы оптимизировали алгоритмы не только под Олега но и под Вас — заходите и испытайте персонализированный опыт сами! :)

10
8 комментариев

Классная статья, спасибо! Люблю Lamoda)

2
Ответить

Все такие нейро-нейро, но до сих пор не осилили размерную сетку полноты стопы. И такая мелочь разбивает всю вашу статью в пух и прах.

Ответить
Автор

Здравствуйте! Соответствие параметров ноги (полнота, подъем) и размеров обуви — это, действительно, сложная и многогранная задача. Не все производители предоставляют такую информацию по своим товарам, про пользователя мы тоже в явном виде ее не собираем. Но несмотря на отсутствие точных обмеров, модель рекомендации через прошлые покупки конкретного пользователя уже сейчас неявно учитывает этот сигнал и может порекомендовать купить товар на размер больше или меньше, чем его обычный.

1
Ответить

Ну и чтобы окончательно вас добить, у вас до сих пор невозможно изменить email даже через поддержку. А если больше нет доступа к ящику, то и всё.

Нейро они ))

Ответить

Lamoda - красавчики, у вас самое лучшее fashion приложение как минимум в СНГ. IT- икона)

Ответить