Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Весной 2022 года Lamoda запустила мотивационную программу для своих сотрудников по сбору вторичного сырья. Суть проекта заключается в том, что команды пунктов выдачи заказов и транзитных складов собирают упаковку и продают ее. От 70 до 100% прибыли они могут потратить на «зеленые» инициативы, улучшение условий труда, дополнительные тренинги и тимбилдинги. Сегодня в проекте принимают участие восемь регионов России. Только за первый квартал 2024 года команды передали в переработку 214,6 т вторсырья, и этот показатель продолжает расти. Подробнее о проекте — читайте в нашем материале.

На старт, внимание, поехали

Несмотря на то, что разговоры об устойчивом развитии далеко не новы, компании начали задумываться об этом лишь несколько лет назад. При этом Lamoda инициирует различные проекты с 2012 года, один из них — Lamoda Planet. Бренды производят товары с экосоставом, занимаются переработкой и принимают участие в благотворительности.

Поэтому идея о запуске мотивационной программы по сбору вторсырья органично родилась из нашего видения устойчивого развития. На уровне руководства компании вопросов, зачем нужно сортировать отходы, даже не возникало. После составления проектной работы мы встретились с ответственными лицами и предложили вариант: сотрудники сами будут собирать упаковку и продавать ее, а им вернется от 70 до 100% прибыли.

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Изначально мы планировали отправлять вторичное сырье с пунктов выдачи заказов в распределительные центры, чтобы сдавать все отходы разом. Однако гипотеза оказалась нерабочей: склады не справлялись с возросшей нагрузкой. Поэтому мы доработали модель. По новой схеме упаковку с ПВЗ стали принимать транзитные склады.

Следующий важный момент, которому мы уделили внимание, стал выбор подрядчика. Наша команда узнавала о методах переработки отходов, ценах, способах транспортировки разных компаний и только после этого составляла договор. В результате процесс сбора стал более прозрачным и доходным. Кроме того, мы смогли исключить риски, связанные с возможными недобросовестными подрядчиками, с которыми могли столкнуться наши сотрудники.

Заряд мотивации

С самого начала проекта мы осознавали, что перед нами стоит сложная задача. Дело в том, что сотрудники отдельного пункта выдачи товаров не могут собрать тот объем, который заинтересует подрядчика. Отходы нужно накапливать, чтобы получилсятот объем вторичных ресурсов, который можно отправить на переработку. Кроме того, сбор упаковки добавил дополнительную нагрузку на работников. Поэтому мы предложили сотрудникам сделать процесс более понятным и прозрачным для компании и приятным для них самих.

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Наша мотивационная часть заключается в получении командами реальных денег за усилия. Сколько сотрудники соберут и отсортируют упаковки и отходов, столько, по условиям программы, прибыли они получат. Мы не заставляем никого участвовать в проекте, а предлагаем выбор. Заработанные средства работники ПВЗ или транзитного склада могут потратить на экопроекты, тимбилдинги, улучшение условий труда и на закупки в соответствии с принципами устойчивого развития: многоразовая посуда, энергоэффективная техника и так далее. Например, одна из команд купила себе прессы для вторсырья, а другая — теннисный стол.

На самом деле возвращение денег за сбор и сортировку мусора — весьма полезная история. С одной стороны, сотрудникам не нужно обращаться в компанию, чтобы получить средства на улучшения условий труда, ведь у них теперь есть свой бюджет. С другой стороны, наша мотивационная программа не конфликтует с другими финансовыми потоками в организации.

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Важная метрика работы Lamoda — это так называемый CPO (cost per order), расходы на один заказ. В нее также заложены наши пункты выдачи и транзитные склады. Чтобы избежать неверной аналитики, полученные средства от сбора вторсырья, например, нельзя потратить на ремонт. Это уже другой финансовый поток. Поэтому наша команда приняла решение выделять деньги на приятные и нужные вещи для работников, чтобы не создавать путаницу в бюджете.

Планы на будущее

Сегодня в мотивационной программе Lamoda участвуют восемь регионов. В ближайшее время их количество увеличится, так как число желающих постепенно растет. Однако принять всех не позволяет ситуация с наличием компаний по переработке вторичного сырья. Есть города, в которых такие предприятия либо отсутствуют, либо находятся далеко от пунктов выдачи и складов. Поэтому в наших ближайших планах — поиск подрядчиков и формирование логистических путей.

Также мы собираемся расширять уже действующую программу по сбору упаковкиупаковки среди клиентов Lamoda. Во многих пунктах выдачи заказов мы уже готовы принимать упаковку Lamoda.

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Еще один проект, над которым работает наша команда, — возможность передавать вторсырье торговому представителю Lamoda, доставляющему товары на дом. Наши сотрудники будут ежедневно отвозить отходы на транзитные склады. Мы постепенно рассказываем о такой возможности пользователям, чтобы они включались в эту историю. Чтобы пользователи могли узнать, где и как сдать упаковку Lamoda, и проверить себя по чек-листу осознанного покупателя, в Международный день окружающей среды 5 июня мы запустили специальную страничку на нашем сайте.

Нужно думать уже сейчас

Мир не стоит на месте, последние несколько лет это особенно заметно. Темы, связанные с проблемами экологии, все сильнее волнуют общество. Согласно опросу, проведенному Lamoda, пользователи ожидают от онлайн-платформ реальных действий в области устойчивого развития. Так, 53% опрошенных предлагают использовать такую упаковку товара, которую можно сдавать на переработку. Другие 52% респондентов хотят получать бонусы или скидки за раздельный сбор отходов.

Кроме этого, россияне призывают компании помогать с переработкой пластика, картона и приемом ненужной одежды. Поэтому бизнесу тоже необходимо меняться. Экологичность и устойчивость становятся новыми конкурентными преимуществами, а построение «зеленого» бренда помогает повысить лояльность аудитории.

Деньги за мусор: как замотивировать сотрудников сдавать картон и пластик в переработку — кейс Lamoda

Заботу об окружающей среде обсуждают и на федеральном уровне. Чтобы продолжать работать, предприятия должны соответствовать законодательству. А значит, нужно сортировать вторичное сырье, так как на полигоны не должны попадать определенные виды пластика, картона, бумаги. Здесь речь уже идет не о выборе компании, а об обязанностях.

4
Начать дискуссию