Как развитие технологий влияет на наше восприятие развлечений?

Некоторых людей “старой закалки”, беспокоит то, как новые поколения проводят свободное время. Они справедливо заявляют, что раньше музыка была прекрасной классикой на пластинках, кино было добрым и поучающим, и его смотрели всей семьей. Книги переходили через поколения. А игры были в спортивных секциях, либо во дворе, либо дома в одной коробке с кубиками и цветными фишками.

Новые способы развлечения кажутся им бездушными и бестолковыми. Создается разительный контраст на фоне технологически прокачанных забав.

Действительно ли современный досуг такой безжизненный и даже вредный, или всё дело в восприятии? Разбираемся в этой статье.

Зацепинг - экстремальный способ развлечься. И противозаконный.
Зацепинг - экстремальный способ развлечься. И противозаконный.

Откуда вообще ноги растут?

Индустрия развлечений является одной из самых доходных на планете - по данным Mordor Intelligence рынок развлечений и СМИ в 2024-м году оценивается в 27.72 млрд. долларов.

Спрос на развлечения никогда не угасает. Вслед за человечеством развиваются и меняются формы развлечений. Это происходит в связи с круто изменившимися качеством, темпом и безопасностью жизни. За века устоявшийся образ мышления стал приносить больше проблем, стресса и психологических расстройств, чем пользы.

Именно поэтому развлечения так важны для человека будущего. Ну а человеку будущего полагаются и развлечения будущего, каких сейчас великое множество. С развитием технологий архетипичные способы разбавлять серые будни, вроде:

  • спортивных игр,
  • прослушивания музыки,
  • чтения книг,
  • просмотра кино
  • или даже детских игр, как например войнушки или дочки-матери,

преобразились до неузнаваемости, начали усложняться и переплетаться между собой, образуя всё новые сферы, жанры и направления.

Максимальное погружение без реальных нагрузок.
Максимальное погружение без реальных нагрузок.

Развитие развлечений вслед за технологиями

Рассмотрим развитие способов развлечений на примере музыкальной отрасли:

  1. Со времен магнитофонов и первых CD-плееров желание людей слушать разнообразную музыку породило всё более компактные и вместительные устройства воспроизведения аудио.
  2. За ними появилась возможность объединить телефон, необходимый для связи, с музыкальной платформой. Затем, в ответ на возросший запрос слушателей, стали производиться все более технологичные плееры, поддерживающие высококачественные форматы аудиофайлов.
  3. Всё это пришло к появлению музыкальных стриминговых сервисов - главному событию музыкальной индустрии за всю её историю. Теперь вся когда-либо записанная и опубликованная музыка доступна каждому по паре свайпов и нажатий.

Вызванный этим огромный приток аудитории позволил преумножить монетизацию музыки, что вызвало волну новых артистов, которые спровоцировали создание и развитие новых жанров. В свою очередь это снова привлекло внимание масс, тем самым ещё больше расширив аудиторию. Цикл замкнулся.

The Weekend набрал первую популярность исключительно за счёт стримингов и клипов.
The Weekend набрал первую популярность исключительно за счёт стримингов и клипов.

Технологии на службе у творчества

Подобный снежный ком набирает обороты в каждой сфере развлечений:

  • кинозалы ломятся от посетителей,
  • на онлайн-кинотеатры подписываются миллионы зрителей,
  • в видеоиграх ежедневно проводят время гигантское количество игроков,
  • и даже чтение, которое никогда не было главным общественным развлечением, за счет объединенного интернетом комьюнити стало для людей более привлекательным.
Кроме того, технологии не только развили формы развлечения сами по себе, но и стали плацдармом для развития чего-то нового, отличного от привычного.

Что будет, если смешать просмотр кино и игру-войнушку? Российский фильм “Харкор” 2015-го года, который целиком снят на головную камеру от первого лица главного героя. А если смешать войнушку и спортивные игры, то получатся современные командные шутеры с многомиллионной фан-базой, престижными турнирами и крупными спонсорами.

Смешав же художественную литературу со звуковой формой потребления мы получим с одной стороны аудиокниги, передающие не только текстовую информацию, но и эмоции, воспроизводимые актёром и, например, музыкальный альбом “Горгород” 2015-го, рассказывающий полноценную литературную историю на протяжение одиннадцати песен - с другой стороны.

Обложка альбома Горгород, иллюстрация к нему; Постер Хардкор 2015 и кадр из фильма
Обложка альбома Горгород, иллюстрация к нему; Постер Хардкор 2015 и кадр из фильма

Плюсы и минусы влияния технологий

Отдельно стоить выделить, что потребление любого развлекательного контента стало индивидуализированным. Теперь для достижения максимального удовлетворения человек волен выбирать, что он будет смотреть, слушать, читать и во что играть. Волен выбирать, когда он будет это делать и как долго.

Это подняло планку качества для контента, который может завоевывать внимание аудитории, что в очередной раз вызвало повышение качества развлечений во всех сферах.

Однако ввиду однозначных плюсов развития технологий развлечения - доступность, разнообразие, комфорт - нельзя не отметить и негативное влияние, без которого никогда не обходится ни одно явление:

  1. Гаджеты, призванные развлекать, порой становятся причиной зависимости.
  2. Иногда люди теряют интерес к реальности, потому что мир виртуальных развлечений даёт им больше удовольствия за меньшие усилия.
  3. Для взаимодействия с людьми больше не обязательно покидать даже комнату: любого собеседника, единомышленника, а иногда даже романтического партнёра теперь можно найти онлайн.

Можно сказать, что проблемы технологичности развлечений - это скорее вызванные ими проблемы конкретных человеческих слабостей. К примеру, психологически склонный к приобретению зависимостей человек с одинаковым успехом пристрастится как к технологической игле, так и к игле азартных игр.

Думскроллинг - бесконечное обновление ленты новостей в попытке найти интересное.
Думскроллинг - бесконечное обновление ленты новостей в попытке найти интересное.

Каково же влияние технологичного досуга на человека?

Для здорового и гармоничного нахождения среди технологий важно соблюдать баланс между виртуальным и реальным. При равных условиях достижения в осязаемом мире будут более вдохновляющими и яркими, физическая активность способна благотворно влиять на общий уровень ощущения счастья, а социальные связи в реальном мире, как правило, куда более крепкие и продолжительные.

Технологии стали катализатором развития развлечений, и нашего их восприятия тоже. Современный восьмилетний мальчик уже не так оценит идеально ровную палку, похожую на меч, как оценил бы его отец в своё время. Но нельзя однозначно сказать, плохо это или же хорошо. Это нормально. Эпоха меняется, и с ней меняемся и мы. Но на всякий случай лучше не терять грань между реальным и материальным, чтобы созданные во благо технологии не вредили человеческому благосостоянию.

Начать дискуссию