Давным-давно в одной далёкой галактике: путь от зелёного экрана до ARFX-технологии

25 мая 1977 года в прокат вышел фильм «Звёздные войны: Новая надежда», который изменил мир кинематографа. Уникальная техника съемки, немыслимые для 77-го спецэффекты, широкая аудитория, огромный кассовый сбор — 775,5 миллиона USD.

https://static-geektopia.com
https://static-geektopia.com

12 ноября 2019-го состоялась премьера первой серии «Мандалорца» — сериала, ставшего составной частью вселенной Звездных войн. События сериала происходят после крушения Империи и до формирования Первого Ордена на самой окраине Галактики, куда не смогла добраться Новая Республика. «Мандалорец» — это приквел звездной саги.

https://showspy.ru
https://showspy.ru

От съёмок четвёртого эпизода до релиза сериала о стрелке-мандалорце прошло 42 года. Давайте разберемся в том, как это было тогда, и что происходит сейчас.

1977 VS 2019

1977: большая часть фильма снималась в Тунисе, сцены со спецэффектами вывозила «зелёнка», задний план рисовался на бумаге, а корабль Хана Соло проектировался в полном размере, затраты на спецэффекты составили ¾ от всего бюджета.

http://loveopium.ru
http://loveopium.ru

2019: съемочная группа не выезжала за пределы студии в южной Калифорнии, для создания цифровых фонов и спецэффектов использовался игровой движок компании Unreal Engine 4.

https://pikabu.ru
https://pikabu.ru

LED-экраны, которые использовались для создания цифровых декораций, заменили традиционный зелёный фон. Внедрение Unreal Engine 4 и мощное «железо» сделали возможным создание сверхреалистичных изображений и рендеринга визуальных эффектов в реальном времени.

Помимо того, что ARFX решила многие инженерные проблемы, технология упростила процесс вживания актера в роль. В отличие от chroma key, где актеру приходится изображать эмоции, глядя на зелёную стену, в ARFX он видит то же самое, что и зритель в кинотеатре. LED-экран позволяет легко перемещать камеру и менять её ракурс, поэтому съёмочной группе больше не нужно угадывать её положение.

Чуть подробнее о технологии

ARFX — это комбинированная съёмка с использованием «живого» заднего фона, который реагирует на перемещение камеры и выводит конечное изображение на монитор в реальном времени. ARFX идеально подходит для объектов, с которыми нет прямого взаимодействия. Передний план достраивается реальными физическими декорациями или AR-объектами, а задний — «живым» изображение на экранах, которое выглядит так, словно съемки «Мандалорца» велись на планете Арвала-7.

Раньше ARFX использовали только для создания игр — для кино не хватало реалистичности. Но к 2018-му, когда начались съемки «Мандалорца», технология уже позволяла использовать себя для большого кино. Кадр становился реалистичным за счёт обработки фонов в настоящем времени, с изменением параллакса при движении камеры, рефлексами, тенями и бликами.

Для съёмок «Мандалорца» компания ILM построила полукруглый LED-экран высотой 10 метров и диаметром 23 метра.

https://habr.com
https://habr.com

На таком экране появился «живой» фон — это игра светотеней, смена дня и ночи в рамках одного кадра. Наложение эффектов в реальном времени требует серьёзной инженерной работы на этапе препродакшна и существенно облегчает работу группы постродакшна.

У Unreal Engine есть огромная библиотека ассетов — фоны и звуковые сопровождения к ним. Движок позволяет создать проработанный и детализированный фон, который практически неотличим от реального. Фон строится при помощи шаблона nDisplay, который проецирует изображение сразу на несколько поверхностей. Сгенерированные фоны транслируются на LED-экраны. Процесс напоминает классические для кино методы — рирпроекцию и фронтпроекцию только без теней от съёмочной группы и несовпадения деталей.

Созданный декораторами передний план идеально совмещается с 3D сценой

Технология позволяет видеть на мониторе CG-элементы, включая рефлексы и свет, которые сразу снимаются как реальные. Производству больше не нужны маркеры и сложные трекеры, которые используются при съёмке с chroma key.

ARFX позволяет снимать с нескольких камер, разных углов или даже с руки. При съёмке с разрешением в 8K исходник видео записывается с таким же высоким разрешением. Система создает 3D-модели из нескольких изображений одного объекта, сфотографированного с разных углов.

Важная особенность — здесь сами экраны и контент на них являются источником света, поэтому за один день можно снять разные фоновые локации и освещение (утро/вечер). Расчеты освещения и перспективы производятся с точки зрения съемочной камеры, актеры освещаются LED-прожекторами, которые копируют освещение виртуальной сцены. Это экономит бюджет, уменьшает количество киносмен, а также дает актерам и съемочной команде чувство кадра.

Видеоконтент на led экранах является источником света и может заменить команду осветителей

Внедрение

Технология только выходит на рынок, но многие мировые компании уже делают на нее ставку. Например, голливудские студии Stargate Studios и Dolphin Image.

В России LED-панели используют проще и привычнее — в качестве стены для показа слайд-шоу на корпоративе или как необычный фотофон. Возможности применения AR для видеопродакшн только нащупываются, но уже сейчас есть сегменты, в которых применение технологии востребовано.

Кому это нужно

1. Кино. Благодаря технологии в скором времени киноиндустрия сможет полностью отказаться от постпродакшена. Российский рынок — не исключение. Использование ARFX позволит киностудиям брать масштабные проекты с большими бюджетами. Заказчиков в России пока немного, но они появляются, поэтому знакомить рынок с технологией нужно уже сейчас.

2. Телевидение. У ТВ есть постоянный поток задач и обновление контента. Технологию можно использовать для съемки сериалов и экранных заставок:

● В России не снимают звездных саг, но снимают, например, «Чернобль», в котором есть экшнсцены. Технология позволяет делать реалистичные кадры с эффектом полного погружения в атмосферу события без посещения радиоактивной зоны.

● Использование LED-экранов также подходит для создания шоу в формате интервью, где смена фона может выделить ТВ-программу на фоне подобных.

● ARFX позволит снимать экранные заставки вроде «Почувствуй нашу любовь» за полчаса и без работы постпродакшна. Сейчас подобные заставки в России снимаются на зеленке.

3. Видеоклипы. Медиарынок крайне подвижный, поэтому применение технологии в этом сегменте через какое-то время станет повсеместным. Фоны движка могут создавать новые миры и реальности, а это значит, что сюжет клипа будет выходить за рамки возможностей послесъёмочной обработки. Также ARFX упрощает съёмку локационных сюжетов. Например, Дорну не пришлось бы выезжать за пределы СНГ, чтобы снять клип Afrika.

4. Реклама. Технология заменяет сложный и долгий продакшн, у сегмента есть постоянный огромный поток задач. Например, нужно снять товар из зимней коллекции на фоне заснеженных гор — с помощью Unreal Engine это можно сделать в студии и не ждать сезона в Альпах.

Постпродакшен сильно облегчается, все творческие решения принимаются прямо на площадке

В 1977-м Джордж Лукас снял фильм, в который никто не верил. Если задумку не удавалось реализовать средствами классического кинематографа, режиссёр менял подход — двигал не объект в кадре, а саму камеру или создавал студии, которые делали невиданные для того времени спецэффекты. Сегодня все спецэффекты можно делать на месте и в России, например, этим уже занимается студия видеопродакшена Welcome Point. Технология используется не только в кинематографе, но и для съёмки клипов, рекламных роликов и создания игр.

Обеспечение огромного LED-экрана и мощного сервиса, который будет его тянуть — дело затратное, но натурные съёмки реальных объектов стоят дороже. Внедрение технологии в производство отечественного кинематографа может стать точкой роста индустрии кино за пределами Голливуда, но начинать работу с ARFX нужно уже сейчас.

55
Начать дискуссию