{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Какие возможности дают VR и AR в медицине (но ими почти не пользуются)

Чем VR и AR полезны для системы здравоохранения? Они способны обеспечить экономию денег и времени, эпидемиологическую безопасность, активную наработку опыта в сложных операций. Для пациентов это, прежде всего, удобство, психологический комфорт и новый опыт. Они с большей мотивацией проходят лечение и реабилитацию, и это влияет и на результат.

С чего все началось?

Технологии виртуальной реальности стали постепенно проникать в медицину в 1990-х. Первыми появились VR-симуляторы для хирургов и программы реабилитации. В 1991 году увидел свет хирургический тренажер Green Telepresence. С помощью этой системы врачи смогли упражняться в использовании скальпеля и зажимов на виртуальном теле.

В это же время было впервые проведено лечение ПТСР (посттравматического расстройства) с использованием VR. Психолог Барбара Ротбаум работала с ветеранами Вьетнамской войны. Она вместе с коллегами создавала модели мест, в которых клиент некогда испытал эмоциональное потрясение. Например, это был вертолет, летящий над Вьетнамом, и поляна в джунглях. VR-технологии использовались в сочетании с экспозиционной терапией. Больные ПТСР могли взаимодействовать с источником своей тревоги, находясь в полной безопасности. Выяснилось, что такое сочетание эффективно в преодолении болезненных страхов и триггеров.

В 2015 впервые провели успешную реабилитацию после инсульта с помощью VR. В госпитале Валь д’Эброн в Барселоне поставили на ноги женщину, которая пережила инсульт сразу после родов. Глория была почти полностью парализована: тело не слушалось ее, она едва могла говорить. Через несколько месяцев лечения ей прописали VR-игру. Нужно было прикасаться к предметам на экране. Поначалу у Глории ничего не получалось, но со временем она освоила несколько уровней игры, включая аналог боулинга.

В 2016 году в Королевском лондонском госпитале прошла первая VR-трансляция хирургической операции. Более 13 тысяч студентов наблюдали в режиме реального времени за удалением раковой опухоли. Хирург работал в очках Google Glass, видел вопросы студентов в периферийном окне и устно отвечал на них.

Одновременно с этими событиями появлялись и развивались десятки проектов в сфере VR и AR. И до сих пор это остается областью экспериментов. История дополненной и виртуальной реальности в медицине еще не написана. Систематизация этого опыта только предстоит.

Кадры из презентации первого хирургического тренажера Green Telepresence, 1991 год

Реакцией на какие проблемы стало внедрение VR и AR в медицину?

Наибольший запрос на технологии – в области медицинского образования и повышения квалификации. Основные причины:

  • Экспертов и высококлассных профессионалов мало, они не могут лично обменяться опытом с большим количеством людей.
  • Современное научное знание распределено неравномерно: далеко не все специалисты и тем более студенты владеют актуальными данными о лечении, диагностике, препаратах.
  • Студенты недостаточно взаимодействуют с пациентами, занимаются в основном зубрежкой и конспектированием.
  • Возможности получить опыт в лечении редких заболеваний низки в силу объективных причин: еще попробуй поймай такого пациента.
  • Жесткая ограниченность материальных ресурсов: моделей органов, оборудования, препаратов, помещений и т.д.
  • Эпидемиологическая опасность реального взаимодействия большого количества людей.
  • Обучение работе с опасными веществами может приводить к избыточному и рискованному контакту с ними; то же самое – с опасными инфекциями.

В повседной работе врачей тоже есть слабые стороны, которые могут прокачать VR и AR:

  • Неточности и ошибки.
  • Порой недостаточная подготовка перед операцией.
  • Низкий уровень эмпатии у медицинских работников (впрочем, нередко и у пациентов).

Пока неразрешенные трудности пациентов:

  • Дефицит мотивации и неправильность выполнения упражнений во время реабилитации.
  • Ограниченное и недостаточное количество оборудования для реабилитации.
  • Депрессивные состояния, страхи, переживания и эмоциональные всплески на фоне лечения.
  • Другие психоэмоциональные состояния, которые могут быть преодолены с помощью визуальных образов.
  • Неточное представление о будущем результате в области эстетической медицины.
  • Проблемы зрения.

Какие решения предлагают VR и AR?

В образовании:

  • Тысячи людей одновременно могут перенимать опыт у эксперта в реалистичной интерактивной обстановке.
  • Учащиеся могут осваивать на практике новейшие технологии, находясь в любом городе или даже деревне, если у них есть для этого VR-шлем и обучающая программа.
  • Осматривать и оперировать виртуальных 3D-пациентов можно гораздо чаще, чем реальных.
  • У виртуальных пациентов могут быть сколь угодно редкие заболевания.
  • Виртуальные модели органов могут быть очень реалистичными, всех существующих вариаций, с возможностью их разбирать и собирать.
  • Виртуальное взаимодействие эпидемиологически безопасно.
  • Можно долго практиковаться в работе с опасными веществами и вирусными заболеваниями, но быть в безопасности при этом.
Стэнфордский медицинский центр использует программу, которая объединяет изображения с МРТ, КТ и ангиограмм для создания трехмерной модели

В работе:

  • AR может делать виртуальную разметку для операции, подсвечивать необходимые линии и точки, давать подсказки.
  • С помощью VR можно на основе базовой модели человека быстро создавать персональную 3D-модель больного, чтобы лучше изучить его особенности перед операцией.
  • Для развития эмпатии и коммуникативных навыков существуют VR-тренажеры. Они имитируют проблемные ситуации в общении с пациентами и помогают заранее отработать оптимальное поведение в них.
  • VR-приложения могут имитировать разные состояния и заболевания: надев шлем, можно почувствовать себя на месте больного пожилого человека, слабовидящего и т.д. Это способствует лучшему пониманию их мироощущения.

Для пациентов:

  • Шлемы виртуальной реальности могут погрузить пациента на реабилитации в игру, во время которой он будет делать упражнения с интересом и азартом.
  • VR может имитировать такие ситуации как стрельба из лука – соответственно, настоящий лук не понадобится, как и другие подобные тренажеры.
  • От депрессивных и других эмоционально сложных состояний могут отвлечь виртуальные путешествия, контакт с образами природы и животных.
  • Специально разработанные программы помогают лечить ПТСР, развивать навыки людей с аутизмом и ДЦП. Есть перспективы в работе и с другими заболеваниями.
  • В эстетической медицине возможно примерить на себя любое изменение тела и внешности.
  • Специальные VR-гарнитуры помогают людям с некоторыми проблемами зрения видеть лучше.

Недостатки технологии

У VR-среды есть известный побочный эффект – укачивание. Может начаться головокружение и тошнота. Однако на этапе разработки приложения есть способы предотвратить это или максимально снизить вероятность.

Еще один очевидный недостаток – иллюзорность, имитационная суть происходящего. Общение с коллегами и пациентами не является реальным, оборудование не потрогаешь.

Само VR-оборудование высокотехнологично и недешево, как и приложения для него. А выгода от его использования не очевидна.

Перспективы

COVID-19 привел к рецессии мировой экономики и к экономическому спаду в нашей стране. Инвестиции в наукоемкие сферы за пределами борьбы с коронавирусом снижаются. И люди, и компании, и государства перешли в основном в режим экономии и выживания. В связи с этим распространение и развитие VR и AR даже в медицине не вселяют оптимизма. В то же время их применение во время пандемии полезно. Отдельные проекты могут выстрелить.

Это наша вторая статья про виртуальную и дополненную реальность. Первая была про игры. Почитайте.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
An Ar

а вы вообще понятие имеете как процесс обучения в медвузе происходит?))) какие vr, але? первые три курса вы тупо зубрите наизусть анат, фарму, гисту, микробиоложку и такое прочее скучное, какое копилось в науке сотнями лет, промежду делом на практике драя полы в отделениях. тему прошли, типа череп или скелет, тут же коллок.

кстати, хороший врач, как ни странно, это консервативный врач, он будет лечить вас так, как учили его в вузе профессора, а не так, как пишут в инетике))))) иначе в суде потом можно нарваться, если пациент коньки отбросит.)

Ответить
Развернуть ветку
Reactive
Автор

Вы, безусловно, правы. Но никто же не говорит о том, чтобы отобрать у студентов медицинских ВУЗов книги и надеть на них VR-шлемы и очки. Здесь речь, скорее, о плавном внедрении технологий в образовательный процесс. Одно другому не мешает. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Андреев

Так и есть. Очень много нереализованных возможностей VR и AR. Думаю, что основная проблема скорее в финансах. Это достаточно дорого (ну VR), а у нас в больницах туалеты по несколько штук на всю больницу. Боюсь, что для нас это если и будет, то в будущем. Хотя я считаю, что в медицине могут быть самые полезные реализации виртуальной реальности 

Ответить
Развернуть ветку
Reactive
Автор

Вот и мы об этом! 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я знаком немного с современной медицины, но историю старой медицины знаю лучше. Раньше не ползовались похожими методами лечения. Был один и единственный медикамент, который знаком для нас как панацея. И для меня известно какими ингредиентами ползовались и какую  технологию приготовления использовать. К сожелению это все(для меня)  очень дорого.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Chesnokov

VR и AR могут...
Все эти "перспективы" мусолятся не первый год.
Про применимость в хирургии станет понятнее если пойти и постоять хотя бы на нескольких операциях. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда