Legal Tech в действии: как мы революционизируем банкротство в России

Процедура банкротства физических лиц становится одной из самых технологичных сфер юриспруденции.

Источник:  Анна Кривицкая / Фотобанк Лори
Источник:  Анна Кривицкая / Фотобанк Лори

Почему банкротство стало полигоном для Legal Tech

Банкротство физических лиц – это идеальная область для внедрения Legal Tech. В отличие от сложных корпоративных споров, процедура банкротства имеет четкую последовательность этапов, стандартизированный набор документов и предсказуемые решения. Именно поэтому здесь технологии могут показать максимальную эффективность.

В феврале 2025 года НССД организовала первый в России Legal Tech-хакатон по банкротству физических лиц. За два дня лучшие разработчики и эксперты создали решения, которые могут кардинально изменить отрасль: AI-платформы анализа активов, системы автоматического формирования процессуальных документов, персональные цифровые кабинеты клиентов, технологии финансового мониторинга для выявления мошеннических схем.

Но главное – мы не просто говорим о технологиях, мы их внедряем и получаем измеримые результаты. Например, наша автоматизация позволила сократить время подготовки документов с трех месяцев до 30 дней, а в отдельных случаях – до одного дня.

Экосистема цифровых решений: от заявки до решения суда

У нас фактически внедрена полноценная экосистема цифровых технологий, автоматизации и оптимизации юридических процессов. Это не просто набор отдельных инструментов – это интегрированная система, которая снижает издержки, ускоряет процессы, делает их доступнее и качественнее.

Весь путь клиента автоматизирован:

  • Система распознавания документов автоматически обрабатывает паспорт, формирует договор, выставляет счета;
  • Внедрена простая электронная подпись со стороны клиента;
  • BI-аналитика объединяет данные из CRM и рекламных кабинетов;
  • Автоматическая подача документов в суд через электронные системы.

За лето 2025 года мы обработали более 132 тысяч обращений – на 43,5% больше, чем весной. Без технологий такие объемы были бы невозможны. То, что раньше занимало час анализа, сейчас делается за две минуты. При том, что объем обрабатываемых данных вырос в сто раз. Условно: раньше нужно было сто часов, чтобы проанализировать текущий объем старыми инструментами, сейчас это займет десять минут.

Искусственный интеллект: от экспериментов к реализации

Мы активно внедряем ИИ-технологии там, где это экономически целесообразно и действительно повышает эффективность процесса.

Работающие решения на базе ИИ:

  • Текстовый бот для квалификации заявок от партнеров – робот задает вопросы и передает на юриста уже «прогретого» клиента;

  • Системы предиктивной аналитики для оценки вероятности успешного банкротства;

  • Голосовой ИИ-робот для обработки входящих звонков – обрабатывает базовые запросы и маршрутизирует обращения.

В идеале процесс должен выглядеть так: клиент записывает голосовое сообщение «Хочу избавиться от долгов», и дальше все происходит автоматически. В простых случаях можно сделать 90-95% процесса автоматическим: сбор документов, их анализ, подготовка заявлений, подача в суд, оплата пошлин.

Скорость как конкурентное преимущество

За счет автоматизации мы можем не только подготовить для клиента обращение в суд, но и подать его буквально за несколько дней. Были случаи, когда человек пришел сегодня, а завтра его дело уже было зарегистрировано в суде.

У многих компаний на нашем рынке подобные процессы занимают три месяца, у нас этот процесс занимает максимум месяц, а иногда – всего лишь неделю или меньше. При этом мы стремимся к тому, чтобы в процессах участвовало как можно меньше людей. За счет автоматизации нам удается обслуживать больше клиентов на том же ресурсе.

Вызовы роста и технологического масштабирования

Конечно, не все идеально. Мы с самого старта приняли решение, что будем строить высокотехнологический проект. Но когда компания создается с нуля, принимаются решения, которые кажутся очевидными для текущего масштаба. А когда компания начинает расти быстрыми темпами, эти решения перестают работать.

Например, у нас был момент с Битрикс24 – процессы были настроены для определенного масштаба и работали нормально. Но когда масштаб превысил критическую величину, процессы «посыпались». Пришлось перестраивать.

Всегда есть баланс между тем, чтобы все проработать заранее, или принять решение быстрее. В маркетинге нужно реагировать на изменения, в операционной деятельности важна стабильность.

Как клиенты принимают автоматизацию

Смартфоны кардинально изменили пользовательский опыт и ожидания людей. Мессенджеры задали совершенно другой темп общения – если раньше в email можно было не отвечать час-два, то сейчас уже через 30 секунд люди в недоумении.

Главный драйвер изменений за последние годы – эволюция мобильной связи. Смартфоны стали окнами в мир, резко сократили дистанцию между клиентом и компанией. Это изменило скорость взаимодействия и ожидания людей.

Будущее Legal Tech: полная автоматизация и электронное правосудие

В банкротстве теоретически можно сделать практически полностью автоматизированный процесс для случаев, когда у клиента нет имущества для реализации. Там понятный набор действий, все участники процесса могут отдать это «роботам». Везде, где есть вопросы выбора, нужны реакции кредиторов – там пока нужен человек. Но технологии к полной автоматизации нас приближают.

Абсолютное проявление Legal Tech – это система электронного правосудия. Не та, где просто загрузили документы в электронном виде, а когда искусственный интеллект выносит судебное решение, которое вступает в законную силу. В России, да и в мире, этого пока нет, но дискуссия идет уже лет семь-десять.

Теоретически это возможно для простых дел – например, нарушения ПДД без пострадавших, где нет ущерба имуществу или здоровью. Все остальные инструменты, которые мы используем сейчас, нас к этому приближают.

Что дальше: Legal Tech как новая реальность

С развитием нейроинтерфейсов и биотехнологий взаимодействие с юридическими сервисами может стать еще более интуитивным. Но это уже вопрос десятилетий.

Здесь и сейчас российский рынок Legal Tech находится в самом начале пути, но банкротство физических лиц показывает, каким может быть будущее юриспруденции – быстрым, доступным и полностью цифровым.

Давайте общаться

  • Подписывайтесь на наш тг-канал НССД. Списание долгов. В нем мы регулярно рассказываем о реальных кейсах списания долгов, даем конкретные рекомендации и публикуем анонсы материалов
  • .Пообщайтесь с нашим юристом или оставьте заявку на сайте, если у вас есть вопросы по процедуре банкротства.
Начать дискуссию