Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

Продолжаем серию материалов о том, как пандемия изменила российский бизнес. В подборке предприниматели из различных отраслей выделили главные тренды на 2021 год, рассказали о том, как резкая трансформация отрасли влияет на стартапы и крупные компании и поделились опытом оптимизации бизнес-процессов под актуальные запросы потребителя.

Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

Первую и вторую и третью подборки можно почитать уже сейчас.

Сергей Пирожников 
основатель Купибилет

Пандемия оказала существенное влияние на работу всех компаний на IT рынке, многие остались на обочине индустрии, другие посредством внедрения инновационных технологий поддерживают свою конкурентоспособность.

Негласно термин «технологической развитости» проекта в последнее время на рынке стал равным понятию клиентоориентированности. И это понятно, сейчас пользователи подсознательно выбирают те бренды, которые предлагают инновационные решения, способные упростить и улучшить их жизнь. Вопросы касающиеся необходимости цифровизации уже не стоят у компаний, которые планируют сохранить свои позиции спустя время.

Те, кто, например, игнорировал до сегодняшнего дня такой базовый инструмент, как продажи в интернете, были вынуждены пересмотреть формат работы, из-за необходимости выживать в условиях коронавируса. Уход от оффлайн-торговли позволяет соблюдать предписанные государством эпидемиологические меры предосторожности, например, исключать живые очереди. Без внедрения онлайн-продаж, осуществлять свою деятельность попросту не получится. Если раньше бизнес приспосабливался к онлайн-среде постепенно, то сейчас переход в цифру — вынужденная и необходимая мера, чтобы остаться на плаву.

Конечно, пандемия также дала весомый толчок к массовому внедрению таких технологий как персонализированные чат-боты и ИИ во всем b2c секторе. Сегодня наличие таких инструментов является не только способом выделиться на рынке, но и оказывает существенное влияние на объем продаж и, как следствие, экономические состояние компании. Что касается сугубо туристической отрасли, одним из самых перспективных способов борьбы за клиента сейчас является виртуальный интерлайн и динамическое пакетирование. Интерлайн — это технология, которая позволяет комбинировать предложения различных авиакомпаний даже при отсутствии между ними традиционного интерлайн-соглашения и единых тарифов. Продажа таких билетов позволяет клиентам составить сложный маршрут с местом назначения, в которое практически невозможно попасть по обычным билетам. Также такие перелеты чаще всего являются более бюджетными.

До сих пор в мире услуги виртуального интерлайна распространены незначительно, хотя потенциально спрос огромный. Мы уже разработали и продаем свое Saas-решение, которое назвали смарт-маршрутами, различным участникам рынка, а также используем в сервисе Купибилет.

Пандемия COVID-19, повлекла за собой глобальное изменение потребительского настроения, из-за чего в 2021 году на технологическом рынке можно ожидать перераспределение сил. В ближайшее время в различных отраслях амбициозные молодые проекты с новыми революционными идеями будут захватывать все большую долю рынка и постепенно оставлять крупные корпорации со сложной неповоротливой структурой позади.

Алексей Толстик
Основатель и CEO платежной платформы Mandarin.io

В 2020 году ускорилась цифровизация практически всех отраслей. С точки зрения финтеха усилилась борьба с наличным денежным оборотом. Рост рынка безналичных платежей в ближайшие годы будет двузначным практически во всем мире. Кроме того, именно прошлый год окончательно определил превосходство онлайн-платформ над централизованными продавцами по всему миру. Еще два года назад эта победа не была такой очевидной, а сейчас никто не сомневается, что доминирующей моделью онлайн-торговли станет маркетплейс-модель. Также в финансовом секторе усилился тренд на «мобилизацию» сервисов, то есть концентрацию их в мобильном телефоне. Развитие аппаратных кошельков на технологиях VISA и Mastercard идет семимильными шагами. И, похоже, достаточно скоро мы забудем о том, что банковские карты когда-то были физическими, пластиковыми.

Я не верю в локальные платежные продукты, которые строятся на принципе бесплатности или очень низкой цены. Например, СБП в России. Нужно понимать, что любой продукт развивается очень быстро не потому, что он бесплатный, а потому, что наоборот платный. То есть на нем много компаний хорошо зарабатывает и поэтому инвестирует в продвижение, адаптацию, логистику многие миллиарды долларов. Банковские карты есть в каждом кошельке потому, что в них инвестируют банки, интеграторы, провайдеры, и конечно сами международные платежные системы — такие же как мы, коммерческие компании. То есть, это пример одного из самых успешных партнерств в истории мирового бизнеса, партнерств из десятков тысяч компаний, которые зарабатывают больше, чем сами VISA и Mastercard.

Попытка заменить эту систему чем-то бесплатным обречена на неуспех. Если бы СБП позволял всем участникам зарабатывать на уровне карточных платежей, все бы удивились, как быстро данный инструмент начал отвоевывать долю рынка у карт.

Ситуация абсолютно аналогичная любому другому рынку. Например, блокчейн не получил хоть сколько-то приемлемого юзер интерфейса за десятилетие развития именно потому, что на самом деле, кроме гиков и спекулянтов, никто не заинтересован в его развитии, создании клиентских приложений, их поддержании. Нет прозрачной модели инвестиции — окупаемость. И поэтому криптовалюты остаются лишь супер-популярным спекулятивным активом.

Мы много работаем над продуктами для экономики маркетплейсов и платформ. Это наша основная задача — дать локальным компаниям выход на глобальные рынки, а глобальным — обслуживать клиентов на нашей территории, в СНГ. Это очень емкий рынок, на многие миллиарды долларов платежных комиссий.

Второй большой тренд — это уход потребительского кредитования от монополии кредитных карт. Именно он сильно беспокоит международные платежные системы, так как это их ключевой продукт. Сейчас потребительский кредит возможно получать без кредитных карт бесшовно, а главное, прозрачно для покупателя — этим мы и занимаемся в Mandarin. Мы уже три года работаем над своими продуктами онлайн рассрочки оплаты, и видим огромную перспективу таких решений. Яркий пример — успешный выход на биржу в Америке таких компаний как Affirm и Upstart.

Регуляторы по всему миру сейчас повышают требования к прозрачности финансовых систем, а вместе с этим возрастает спрос на безналичные платежные решения и технологии, из-за чего можно сделать вывод, что трансформация финтех рынка произойдет очень быстро. В ближайшем будущем будут активно распространяться решения по приему платежей без терминалов с использованием смартфонов, которые уже анонсированы международными платежными системами. Я уверен, что форм-фактор аппаратного кошелька на базе мобильного телефона будет доминировать. Вероятно, в перспективе большую конкуренцию смартфонам составят голосовые помощники, но кардинального сдвига в сторону их использования и распространения в этом году ожидать не стоит. Ну и повторюсь, я жду появления все большего количества сервисов, покушающихся на монополию кредитных карт в потребительском кредитовании.

Алексей Авдеев

Из-за событий 2020-го digital-индустрия стала развиваться в ускоренном ритме — если раньше у компании уходило несколько месяцев только на проработку цифровой стратегии, то теперь за три месяца можно проработать гипотезу, собрать MVP и даже начать тестировать продукт. Логично, что главными бенефициарами стали SaaS-вендоры, на которых держится цифровая инфраструктура. Например, на Shopify построена электронная коммерция, на Zoom — коммуникации, на Salesforce — управление процессами. Только в Европе SaaS-стартапы привлекли больше $10 млрд евро.

Развитие онлайн-бизнеса, рост вложений в маркетинговые digital-инструменты и переход на удаленку создали идеальные условия для роста SaaS-рынка. В Calltouch мы тоже зафиксировали увеличение спроса — клиенты старались сократить издержки и больше инвестировали в сервисы веб-аналитики.

Если раньше такие продукты считались интересным новшеством, то теперь они стали необходимостью и абсолютной нормой. Сегодня компании хотят получить максимум от каждого процесса, затрачивая минимум ресурсов. Поэтому они стараются отслеживать все процессы коммуникации с клиентами, собирать детальные метрики и как можно быстрее вносить коррективы. Отсюда и растущий спрос на сервисы сквозной аналитики и коллтрекинга.

Интересно, что в начале 2020-го аналитики прогнозировали сокращение маркетинговых бюджетов. Конечно, не все компании смогли адаптироваться и иногда им приходилось идти на радикальные меры. Но в основном под сокращение попали офлайн-проекты. При этом на цифровые каналы коммуникаций приходилось до 80% маркетингового бюджета, из них примерно четверть ушла на рекламу. Так что мрачные прогнозы экспертов не сбылись.

В 2021 году мы не ожидаем таких резких трансформаций, как в 2020. Рынок постепенно будет нормализоваться и выправляться, но уже очевидно, что в фокусе внимания остается digital-маркетинг и онлайн-каналы коммуникаций.

Откат в офлайн вряд ли произойдет, потому что цифровизация — это не только наличие онлайн-канала продаж, но и глубокая аналитика всех процессов, грамотная работа с данными и получение ценных инсайтов. Поэтому мы планируем еще больше расширять линейку продуктов Calltouch, а также делать их более удобными и доступными. Например, в августе мы ввели алгоритм распознавания речи менеджера, а недавно запустили улучшенный конструктор умных обратных звонков для бизнеса. Наша задача — сделать цифровые инструменты интуитивно понятными, чтобы любая компания на разном этапе цифровизации могла извлекать из них пользу.

Алексей Новиков
технический директор компании Axoya, разработчика смарт-устройств, систем идентификации и видеоаналитики

Очевидно, наиболее заметным трендом в области ИТ-технологий в 2020 г. была пандемия и комплекс проблем и задач, возникших и связанных непосредственно с ней.

Общество, можно так сказать, вынужденно изменило образ и ритм жизни, и это породило сопутствующий комплекс изменений в IT в целом и в области технологий искусственного интеллекта в частности.

Ускорились процессы адаптации и интеграции ИИ в повседневную практику, возникли и были решены достаточно объемные задачи, экспресс-диагностика на коронавирус, идентификация и личный контроль заболевших, автоматическое поточное измерение температуры в местах скопления людей и в транспорте; произошел взрывной рост средств поддержки удаленной работы и электронного общения (видеоконференции, обмен сообщениями и т.п.), возникли разнообразные сервисы доставки товаров, услуг, медицинского и социального обеспечения. Замедление очевидно произошло в сфере ряда производств реального сектора экономики (в т.ч. в производстве электронных компонент, комплектующих и устройств), последствия этого спада мы наблюдаем до сих пор. Можно также отметить, что произошло некоторое обособление стран в своих границах в силу примененных масштабных мер санитарно-эпидемиологического контроля, и в результате ощущался заметный спад активности международного сотрудничества в научно-технической сфере.

Сейчас трудно поверить, что мир вернется к привычному укладу жизни после пандемии. Из-за чего активное применение технологий искусственного интеллекта для идентификации человека продолжит свое развитие.

Мы верим, что люди привыкнут к использованию биометрии в качестве средства идентификации и персонализации сервисов, биометрия станет более дружелюбной и начнет восприниматься привычно, как мобильная связь, интернет и электричество.

С другой стороны, например, применение мобильных устройств для такой идентификации вряд ли будет продолжаться без изменения подхода, так как гарантированная надежность идентификации принципиально важна и имеет решающее значение. Развитие «умных» устройств и дальнейшее проникновение ИИ и IoT в нашу повседневную жизнь будут происходить практически неизбежно. «Умный» дом — это просто один из примеров проявления этого тренда.

Мы верим, что дальнейшее повышение безопасности транспорта и сервисов перевозок будет решаться именно с помощью ИИ-технологий. Также ИИ сыграет свою роль в обеспечении мгновенной доступности для людей услуг срочной необходимости, сервисов оценки состояния здоровья, первичной диагностики заболевания, купирования опасных симптомов и состояний. Важно также, что на фоне происходящих в мире событий и возникающих новых вызовов, вполне просматривается самостоятельный путь России в области современной электроники и перспективных технологий. У нас это уже неплохо получается, важно сохранить и укрепить свою роль.

Мы в Axoya в значительной степени погружены в анализ трендов, формирование современных подходов и практик использования ИИ, создание устройств и решений нового поколения, содержащих в себе наиболее перспективные функциональные возможности. Стоит отметить, что мы уделяем особое внимание развитию именно технологий, так как их возможности и интеграция будут в значительной степени определять облик «умных» электронных устройств, сценарии их практического использования и пути дальнейшего совершенствования.

Мы полагаем, что модель восприятия электроники будущего, это не «электроника = устройство», а «электроника = робот», электроника думающая, помогающая, приносящая безопасность и удобство.

В силу глобального интереса к технологиям искусственного интеллекта, бизнес, связанный с ними, будет очевидно иметь глобальные очертания и глобальный уровень кооперации между поставщиками технологий, электроники, программного обеспечения и связующих сервисов.

По нашему мнению, более-менее радикальных трансформаций и технологических прорывов можно и следует ожидать в области медицинских технологий, в частности — средств ранней диагностики заболеваний. Опыт жизни в условиях пандемии показал, что упреждающее обнаружение заболевания и меры по противодействию его распространению являются ключевыми факторами удержания контроля над ситуацией. В остальном следует скорее ожидать плавного «взросления» и совершенствования технологий, мир сейчас живет в условиях «переходного периода», спад одной волны пандемии может смениться нарастанием другой, это время лучше подходит для накопления и осмысления опыта и планирования дальнейшего плавного и сфокусированного развития. Скорость возможных изменений будет в большей степени зависеть от мировой политической и экономической стабильности, возможности людей глобально взаимодействовать и помогать друг другу.

Сергей Волдохин
директор компании Антифишинг

В 2020 году пострадали многие отрасли, около 20% российских компаний были вынуждены закрыться во втором квартале, и не возобновили работу, несмотря на снятие пандемических ограничений. Люди начали рассматривать варианты для дополнительного заработка: количество частных инвесторов на Московской бирже за первое полугодие 2020 года выросло на 39%, достигнув 5,4 млн человек, большую часть из которых составляют неквалифицированные физические лица, из-за чего существенно возросли и риски. В это время значительно увеличилось количество фишинговых сайтов, участилось онлайн-мошенничество. Под удар попали люди, и не интересующиеся инвестициями. В кризис значительно увеличилось количество мошеннических звонков якобы от служб безопасности банков, а также с предложениями о выплатах компенсаций из-за пандемии. Согласно нашему исследованию проведенному в конце 2020 года, большинство россиян — 86,4% — когда-либо подвергались цифровым атакам со стороны мошенников.

Одним из решений в таких условиях является дополнительное образование граждан. Если сами финансовые учреждения не смогут в полном объеме удовлетворить эту потребность, за дело возьмутся участники EdTech-рынка.

Тенденция, которая будет только укрепляться в ближайшие годы, — тренд на получение навыков цифровой гигиены и безопасного поведения в онлайн среде. Кибербезопасность становится базовой потребностью в современном мире, и, как следствие, сейчас открывается большое поле для новых образовательных проектов.

Мы в Антифишинге внимательно следим за тем, как развивается цифровая среда, и какие новые виды мошенничества в ней появляются, непрерывно работаем над совершенствованием собственной платформы, ищем эффективные формы подачи материалов, развиваем собственные тренинги и тестовые атаки. Наши технологии уже сейчас позволяют массово обучать сотрудников различных предприятий из финансовой, промышленной и других отраслей, а также обычных пользователей. Например, мы вместе с платежной системой «Мир» уже разработали платформу, которая обучает клиентов банков безопасно совершать финансовые операции и распознавать мошенников. В рамках первого этапа запустили бесплатный онлайн-тренажер. В ближайшее время количество аналогичных продуктов на рынке должно вырасти.

В этом году вряд ли стоит ждать глобальных технологических революций. С большой вероятностью будет продолжаться активное привлечение нейросетей и других технологий искусственного интеллекта в решение повседневных задач. Обязательными участниками этого процесса станут киберпреступники, которые уже сейчас с большим интересом тестируют различные сценарии применения ИИ для мошеннических кампаний. Это касается не только технологии DeepFake, которая позволяет убедительно подделывать голоса и видеозаписи с участием знаменитостей, но и таких направлений, как генерация связных текстов на заданную тему или имитация диалога с живым человеком.

Например, нейросеть GPT-3 не только проходит тест Тьюринга, но и позволяет пообщаться в диалоговом режиме с историческими личностями — Шекспиром, Бертраном Расселом и Клодом Шенноном, а также успешно создаёт код веб-страниц по их текстовому описанию. А возможности GPT-3 по стилизации готовых текстов, например, «под юридический язык», вполне могут использоваться для создания убедительных мошеннических посланий.

88
Начать дискуссию