Гигономика: новый тип отношений между бизнесом и специалистами

Гигономика: новый тип отношений между бизнесом и специалистами

У профессиональных блогеров YouTube, водителей такси, курьеров и фрилансеров есть немало общего. Они — представители гигономики, новой модели экономики «свободного заработка», которая получает все большее распространение в мире. Какие особенности имеет эта экономическая модель и какой бизнес в ней развивается? Какое будущее ждет гигономику в условиях продолжающейся пандемии коронавируса?

Гигономика (англ. gig economy) — термин, которым описывают бизнес с нестандартными трудовыми отношениями. То есть такими, в которых нет традиционного наемного труда по графику «с девяти до пяти». В 2009 году редактор издания The New Yorker Тина Браун обратила внимание на растущую популярность таких моделей бизнеса — и предложила называть их общим термином. Сегодня к гигономике относят работников сервисов доставки и такси (и других агрегаторов заказов), фрилансеров, самозанятых, проектных и временно трудоустроенных специалистов, а также тех, кто прибегает к дополнительным разовым подработкам. Вне зависимости от сферы труда участники гигономики остаются вольнонаемными, нештатными сотрудниками. Работают они на основе контрактов, в которых прописан их строго ограниченный по времени характер трудовых отношений.

В гигономике, в отличие от традиционной занятости:

● работники не имеют постоянного трудоустройства — они связаны не с одним, а с несколькими разными заказчиками, для которых выполняют краткосрочные задачи;

● оплата труда происходит не на ежемесячной основе, а по факту выполненной работы;

● бонусы и премии в мотивации практически не используются;

● работодатель не дает работнику социальных гарантий, не предоставляет ему медицинскую страховку, не несет пенсионных обязательств;

● вопросами налоговых отчислений, пенсионных накоплений и страхования каждый работник занимается сам индивидуально.

Гигономика — часть экономики «on demand»

В своей статье Тина Браун говорила о растущей популярности гигономики среди «белых воротничков» и творческой интеллигенции. Сегодня, спустя более чем десять лет, в эту модель экономики вовлечены самые разные слои работников. В том числе люди, которые делают что-то «руками»: водители такси, курьеры, мастера по маникюру и парикмахеры на дому, строители и так далее.

В США, по данным исследования DaVinci Payments, в 2020 году в сегменте гигономики были заняты около 93 млн человек — почти две трети работоспособного населения. Аналогичную цифру по России получить трудно; опираться можно разве что на статистику самозанятых, общее число которых на март 2021 года составило 2 млн человек (по данным ФНС России).

Гигономика: новый тип отношений между бизнесом и специалистами

Самые разные профессии «включились» в гигономику благодаря росту технологических сервисов и платформ «по запросу» (on demand), которые позволяют быстро найти подходящего исполнителя работы. Например, если пользователю требуется немедленно воспользоваться сервисом такси, он может открыть мобильное приложение DiDi и разместить свой заказ. Система даст оповещения всем водителям неподалеку, и кто-то из них его примет. Или если вам требуется прочистить трубы в квартире, можно разместить объявление на сайте YouDo. Заказчик и потенциальный исполнитель договариваются о цене, мастер выполняет работу, а площадка берет себе процент за то, что «свела» их вместе.

Заказчиками могут выступать не только частные лица, но и компании: например, если под проект требуется дизайнер, на базе фрилансеров найти его примерно так же просто, как выбрать товар в онлайн-магазине. А специализированные стаффинг-платформы (UpWork, Toptal, Flexjobs, российский сервис GigAnt и другие), позволяют буквально за один день подобрать нужного специалиста под конкретную срочную задачу. Сотрудники при этом сами выбирают, когда и где им работать и сколько отдыхать.

В России гигономика получила толчок к развитию с введением режима самозанятости и налога на профессиональный доход. Сегодня человеку не нужно оформлять статус ИП, чтобы работать с сервисами «по запросу».

Классификация компаний в гигономике

По большому счету, все компании, занятые в гигономике, можно распределить по двум основным критериям — кем выполняется работа и какого результата хочет добиться клиент. Одним заказчикам (клиентам) важно, чтобы их задание выполнил конкретный специалист с определенным профессиональным опытом, а результат соответствовал точно описанному брифу. Для других не имеет значения, кто сделает работу и детали ее выполнения; главное чтобы был результат.

Гигономика: новый тип отношений между бизнесом и специалистами

Например, британская платформа Coople занимается подбором специалистов цифровых профессий. Изданию Financial Times требовался дополнительный персонал по дистанционным продажам и дата-аналитике. Сначала компания предложила временных работников — а потом, после того как они подтвердили свою экспертизу, издание предложило некоторым из них полную занятость. Очевидно, профиль компании — «штучный» подбор работников под узкую специализацию. Противоположный пример можно привести из индустрии поездок. К DiDi подключено огромное количество водителей, каждый из которых может взять заказ, если находится рядом с пассажиром. У клиента нет конкретных требований по марке машины и доскональному маршруту поездки: он выбирает класс поездки, стоимость, начальную и финальную точку пути — остальное для него второстепенно. Самое главное, чтобы был результат: он попал в место назначения. При этом чтобы обеспечить выполнение результата, компания DiDi все равно уделяет огромное внимание соблюдению стандартов качества — заботится о комфорте, уровне сервиса и безопасности пассажиров.

Экосистема вокруг

Интересные бизнес-ниши появляются и вокруг сервисов по запросу. Можно сказать, что сформировалась целая экосистема SaaS-компаний дополнительных услуг. Они помогают работникам гигономики получать те же возможности, что имеют работники в традиционных трудовых отношениях. В частности, это компании, отвечающие за страхование, финансовые услуги и обучение. Страховые компании позволяют получать страховку только на конкретный период выполнения услуг, что сильно уменьшает ее стоимость и делает ее доступной широкому кругу работников (как известно, на Западе страхование — крайне дорогостоящая услуга). Например, опция ShareCover от DiDi в Австралии решает проблемы таксистов: водитель получает расширенную страховку на каждый заказ, который он выполняет с помощью платформы по заказу поездок. Есть финансовые компании (MileIQ, Penfold, Wallet), которые занимаются вопросами налогообложения, пенсионных накоплений, получения кредитов. А есть образовательные компании —например, платформа Edu.me фокусируется на микролернинге и коротких обучающих материалах формата Instagram и TikTok.

Преимущества и недостатки гигономики

У гигономики есть очевидные плюсы и минусы для работников, знакомые любому фрилансеру.

Гигономика: новый тип отношений между бизнесом и специалистами

Свободный график, больше самостоятельности, плюс к доходу — казалось бы, чего еще желать?

Тем не менее, достаточно часто звучит и критика в адрес гигономики. Опасения вызывают незащищенность работников и отсутствие стабильных условий труда. У специалистов нет гарантированного минимального дохода в час, отсутствуют больничные и пенсионные накопления, нет страховки, у них возникают сложности с получением кредита или ипотеки и подтверждением своей платежеспособности.

Будущее гигономики

Мнение эксперта

«За последний год из-за пандемии коронавируса многие люди, сами того не зная, присоединились к гигономике. У кого-то урезали зарплату и он стал искать дополнительную подработку на «удаленке», чтобы не проседать в доходах. Кто-то полностью перешел на фриланс. Кто-то попробовал себя в роли курьера или водителя — спрос на доставку и безопасные поездки в такси во время социальной изоляции резко вырос. Но даже когда пандемия завершится, количество занятых в гигономике продолжит расти. Несмотря на наличие некоторых минусов, для многих такая форма занятости останется очень привлекательной», — считает Даниил Петин, операционный директор DiDi в России.

Большое будущее гигономике обещают факторы роста, которые уже сегодня влияют на весь рынок труда:

● всеобщая диджитализация и растущее проникновение мобильных устройств;

● социальный сдвиг, при котором миллениалы и поколение Z хотят иметь гибкие условия работы;

● развитие шеринговой экономики, охватывающей все новые ниши;

● появление новых разнообразных задач, вызывающих интерес у все большего числа специалистов.

Для работодателей это хороший сигнал о том, что стоит задуматься о смене своих подходов к трудовым отношениям. А для работников — профессиональный вызов, ведь для того, чтобы успешно работать в условиях фриланса, им потребуется значительная трудовая дисциплина и ответственность.

99
6 комментариев

Самое главное - завернуть дерьмо для быдла в обёртку покрасивше.
Вместо
"Вы теперь никто и ничто, срань подзаборная, у которой прав не больше чем у пезантов из игровых стратегий"
пишем
"А для работников — профессиональный вызов, ведь для того, чтобы успешно работать в условиях фриланса, им потребуется значительная трудовая дисциплина и ответственность".

2

Ну а че, ты почти ничего никому не должен кроме результата, и тебе кроме оплаты за этот результат тоже ничего не должен. Вполне справедливая капиталистическая модель)

У профессиональных блогеров YouTube, водителей такси, курьеров и фрилансеров есть немало общего. Они — представители гигономики, новой модели экономики «свободного заработка», которая получает все большее распространение в мире.Толсто, но таксисты могут поверить

1

Ну на словах обычно все львы толстые, на деле, как показывает практика, обычно всё по-другому вырисовывается. Сначала даются все привелегии, а потом они постепенно превращаются в обязанности.

1

Когда-то мне нравились идеи гигономики, но в итоге все скатилось в жесткую эксплуатацию и без того нищего и незащищённого населенния 👎