Нужен ли компаниям искусственный интеллект

Нужен ли компаниям искусственный интеллект

Мода на искусственный интеллект возрастает, как снежный ком. Это стало уже не просто хайпом, а скорее навязчивой идеей. Хотя многие даже не понимают, что это такое.

А вы понимаете?

Начнем, пожалуй, с интеллекта. Интеллект (от лат. Intellectus: восприятие, разумение, понимание) – качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению, запоминанию, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность к творчеству.

Следуя дальше по логической цепочке делаем вывод, искусственный интеллект – это способность информационных систем к творчеству, созданию нового. Судя по открытым источникам информации, пока это невозможно. Машины, к сожалению или к счастью, пока не умеют творить.

Тогда что-же подразумевают, когда говорят об искусственном интеллекте?

Чаще всего искусственным интеллектом называют такие системы, которые помогают нашему мозгу решать сложные задачи или, наоборот, освобождают наш мозг от рутинных операций. Эти системы не способны заменить интеллект человека, но они прекрасно его дополняют. И точное определение таких систем – дополняющий или дополненный интеллект.

Если вы обратитесь к своему смартфону, то будете удивлены, сколько приложений дополняют ваш интеллект. Но даже в докомпьютерную эру уже были изобретены приборы, дополняющие интеллект человека: счеты, компас, будильник…

А нужен ли компаниям дополнительный интеллект?

Ответ – несомненно! И объяснение очень простое. Любая организация – это искусственно созданная сложная система, состоящая из множества компонентов: людей, процессов, технологий, поэтому нужны механизмы, которые осуществляют взаимосвязь компонентов и приводят организацию в синхронное движение. Нельзя полагаться только на инструкции или должностные обязанности. Вот тут без систем дополненного интеллекта не обойтись и чем больше компания, тем более гибкими и масштабными должны быть эти системы. Многие из этих систем давно стали неотъемлемой частью корпоративной культуры, это электронная почта, корпоративный портал, ERP-системы… Потребность в таких системах все возрастает и это связано с динамичностью рынка. Постоянно возникает необходимость в новых процессах, которые должны единообразно реализовываться во всей компании. Тут без дополненного интеллекта не обойтись, иначе рано или поздно случится, так называемый, «человеческий фактор».

Давайте, для примера, возьмем процесс оценки труда сотрудника и обратной связи со стороны руководителя. Каждый HR и даже каждый менеджер скажет, что этот процесс должен быть регулярным и достаточно частым. Благодаря этому процессу вовлеченность и мотивация сотрудников существенно возрастают. При этом не обязательно хвалить, но нужно давать реальную оценку и рекомендации. Во многих компаниях декларируется, что этот процесс работает, но на деле это происходит нерегулярно или вообще не происходит. Можно, конечно, издать приказ и ввести наказание за его неисполнение, но будет гораздо лучше, если вы внедрите, например, систему AgileMe и процесс заработает сразу во всей компании.

Начать дискуссию