Смешанная реальность в России

Отличие MR от других видов реальности и анализ состояния индустрии на рынке за 2017 год.

В прошлый раз мы писали о международном рынке голографических столов, теперь поговорим о российском рынке смешанной реальности.

Сегодня наравне с популярностью виртуальной и дополненной реальности начинает набирать обороты индустрия смешанной реальности. Несмотря на то, что грань между VR (virtual reality), AR (augmented reality) и MR (mixed reality) очень размыта, можно выделить основной принцип их отличия друг от друг — глубину погружения.

Смешанная реальность (MR) — более глубокий уровень дополненной реальности, но при этом не происходит изоляция пользователя от внешнего окружения, как в случае с VR. Виртуальные голограммы, которые видит пользователь на экране с помощью специального оборудования (3D-очков или шлема), — это объёмные изображения, внешне практически неотличимые от реальных объектов.

Подобный эффект достигается за счёт стереоскопического изображения и сверхточного отслеживания положения пользователя в пространстве.

Сфера применения устройств смешанной реальности обширна, и на мировой арене многие компании-гиганты, например, Japan Airlines, NASA, Ford, Lowe’s уже повсеместно используют виртуальные голограммы.

Они становятся частью процесса обучения сотрудников (инженеры-стажёры могут просматривать рабочие голограммы крупномасштабных объектов без необходимости их посещения), частью маркетинговых коммуникаций (презентация автомобиля на выставке без его физического присутствия), а также используются в качестве инструмента продаж (застройщики в офисах продаж предлагают покупателям взглянуть на виртуальные макеты жилых комплексов до завершения строительства).

Смешанная реальность становится частью:

  • процесса обучения сотрудников: инженеры-стажёры могут просматривать рабочие голограммы крупномасштабных объектов без необходимости их посещения;
  • маркетинговых коммуникаций: презентация автомобиля на выставке без его физического присутствия;
  • инструментов продаж: застройщики предлагают покупателям взглянуть на виртуальные макеты жилых комплексов до завершения строительства.

Пионером в сфере MR в России является компания Nettle, которая уже в 2012 году стала заниматься виртуальными голограммами и реализовывать разработанные устройства NettleBox и NettleDesk для бизнеса.

С появлением Microsoft Hololens рынок стал расширяться благодаря их крупным вливаниям в маркетинг. В 2016 году образовалась компания HoloGroup, специализирующаяся на проектах с Hololens. Годом позже группа компаний «Неолант» тоже стала использовать технологии смешанной реальности для реализации проектов в промышленном секторе. 2017 год можно назвать первым глобальным годом существования конкурентного рынка MR в России.

Nettle, HoloGroup и «Неолант» составили данные по состоянию рынка смешанной реальности за 2017 год.

Общее количество реализованных проектов по сравнению с 2016 годом годом выросло почти в два раза.

Оказалось, что четверть заказчиков приходит из сферы строительства, они же являются одними из первых, кто понял значимость MR-технологий для развития бизнеса. Дальше идут энергетические, промышленные и добывающие компании, которые в совокупности составляют 33,4%. Оставшиеся 41,6% — это заказчики из других семи сфер.

Интеграторы, агентства и партнёры имеют свою долю на рынке, но большая часть проектов всё равно реализуется через прямые продажи. Возможно, это связано с тем, что устройства смешанной реальности находятся в начале развития и интеграторы видят для себя определённый риск.

Прогнозы

В 2018 году ожидается появление на рынке новых устройств: Meta2, Magic Leap, DAQRY, ODG. Это должно привести к положительным изменениям на рынке. Некоторые эксперты могут отнести эти устройства к рынку дополненной реальности, но, чтобы не вводить никого в заблуждение, стоит поставить их в один ряд с MR, так как они очень схожи.

Представители HoloGroup предсказывают рост рынка устройств и рынка коммерческих проектов под очки смешанной реальности в три-четыре раза. Их коллеги из компании Nettle считают, что рынки вырастут как минимум в шесть-восемь раз.

На глобальных конференциях по VR и AR всё чаще можно услышать термин XR, которым объединяют «реальности» и технологии с ними связанные. По сравнению с западным рынком, в России сохраняется отставание во внедрении VR и AR в пределах 1-1,5 лет. Пока драйверами этих технологий в России выступают строительные компании, ритейл, промышленные предприятия и музеи.

При растущем интересе со стороны бизнеса и созревании готовых устройств в 2018 году на рынке будет заметнее переход от хайпа к проектам с понятным экономическим эффектом. К концу года может быть скачок числа проектов, если новые устройства покажут реальные результаты.

Что можно сказать про технологию Microsoft HoloLens. На мой взгляд, она пока не получила массового распространения, и на данном этапе её можно отнести к прототипу, который используется в основном в среде разработчиков и как инструмент привлечения внимания.

Конечно, на рынке уже есть первые кейсы с применением этого продукта, например, в ритейле и девелопменте, но это также и инструмент привлечения внимания к конкретному бренду.

Востребованность технологий Nettle, компании-разработчика платформы для голографических макетов NettleBox, на рынке растёт. Мы используем столы виртуальной голографии в наших проектах для заказчиков из сегмента премиальной недвижимости, госсектора, культуры и в работе с производителями высокотехнологичного оборудования.

Для международной компании «ДеЛаваль», производящей оборудование для автоматизации молочных ферм, «КРОК» реализовал проект с использованием стола виртуальной голографии для наглядной демонстрации работы «умных» ферм на сельскохозяйственных выставках в России и за рубежом.

Александр Леус,

директор Центра виртуальной реальности компании КРОК

Мы не смогли связаться со всеми игроками рынка. Если вы считаете, что ваша компания тоже является частью российского рынка смешанной реальности, напишите на почту [email protected], и мы обновим информацию.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Natasha Floksy

Илья, спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sladkikh
Автор

Я здесь лишь как связующее звено, поэтому стоит поблагодарить всех участников процесса, которые помогли в создании материала)

Ответить
Развернуть ветку
Natasha Floksy

Всем ПРИЧАСТНЫМ - спасибо!=)

Ответить
Развернуть ветку
Mitya Gizatov

"Смешанная реальность (MR) — более глубокий уровень дополненной реальности, но при этом не происходит изоляция пользователя от внешнего окружения, как в случае с VR. " — такие красавчики, это и так понятно. Чем ваш новый термин от AR отличается лучше расскажите. Давайте я сразу зайду с козырей, ничем.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Mirzakhmedov

AR - это heads-up display по сути, а MR это объемные 3д модели взаимодействующие с реальным миром

Ответить
Развернуть ветку
Roman Guro

MR (mixed reality) - это просто брендовое название VR-AR от Майкрософт. Сейчас у них как явные VR шлемы носят это название, так и Хололенс.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Mirzakhmedov

В статье приведены данные о трех компаниях, пускай самых крупных, но только трех, а не всего рынка MR в РФ

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Li

неуловимый джо, он почему не уловим, потому что нах некому не нужен;)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Astrov

Мы почти столько же проектов AR сделали за прошлый год в ARProduction, интересно посмотреть "полезные" кейсы, мы исследовали полезность этой технологии в производстве и строительстве и решили, что пока продавать то, что не имеет большой полезности не совсем экологично и оставили это дело до времён лучшего оборудования

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда