Основатель Kik Тед Ливингстон о том, что ждёт мобильные мессенджеры

Тед Ливингстон — основатель и CEO популярного мессенджера Kik — написал колонку о том, что ждёт сферу мобильного общения в будущем.

***

Я направлялся на встречу в Сан-Франциско, когда получил сообщение: «Facebook купил WhatsApp за 19 миллиардов». Я замер и наблюдал за потоком сообщений. Все задавались одним и тем же вопросом: в Facebook сошли с ума? В качестве основателя единственного мессенджера в США, который обходит WhatsApp по популярности, я ответил : «Нет». Мы ожидали, что нечто подобное должно произойти в скором будущем. А после последних событий с Tango, получившим инвестиции от Alibaba Group, интерес к этой сфере не угаснет еще долго.

Обмен сообщениями — довольно обширная тема. Более того, это одна из самых непонятных вещей ИТ-сферы. Какая разница между WhatsApp и GChat? Почему просто не использовать SMS? Зачем Facebook понадобилось покупать еще один мессенджер после приобретения Beluga три года назад? В то же время, сфера обмена сообщениями обещает стать полем битвы с высокими ставками, таким, как поиск для веба или софт для повышения продуктивности для компьютеров.

Тед Ливингстон

Но какую роль играет обмен сообщениями в мобильной сфере? Мы долго размышляли над этим вопросом в Kik. А так как запустились ещё в 2010 году, то, возможно, над этой проблемой думали больше, чем кто-либо другой. Сейчас, благодаря покупке Цукерберга, все задумались над этим вопросом. Поэтому я решил поделиться с вами всем тем, что узнал за годы работы. Запаситесь кофе — это может занять много времени.

Пришествие мобильных мессенджеров

История началась в 2007 году, когда я работал в Blackberry в качестве одного из тысячи стажеров, набираемых каждый семестр. В то время iPhone еще не вышел, а мобильный интернет был настолько дорогим, что только банкиры с Уолл-Стрит могли себе это позволить. Однако, в RIM нам всем выдавали Blackberry с оплаченными тарифами. Мы использовали BBM (Blackberry Messenger), как сумасшедшие, а благодаря MSN-мессенджеру уже успели привыкнуть к мгновенным сообщениям — но это было нечто другое, более быстрое и интимное. С MSN вы всегда могли связаться с человеком, который выключил или оставил свой компьютер. Но теперь компьютер всегда был с тобой, не прекращая работу и не покидая сеть. Впервые исчезло такое понятие, как оффлайн.

Такие приложения, как MSN, Facebook Messenger и Skype добавили мобильный доступ, но в них все еще есть опция оффлайна. С другой стороны, с WhatsApp, Kik или даже SMS вы привязаны к своему телефону, вы всегда онлайн. Если вы, к примеру, опаздываете на встречу с другом, то не посылаете GChat или сообщение в Skype. Вы отправляете SMS. Почему? Потому что вы хотите, чтобы он со стопроцентной вероятностью получил сообщение. И только общество, в основе которого лежат мобильные технологии, может гарантировать, что все будут онлайн в любое время.

Если BBM был первым мессенджером, то WhatsApp занимает второе место. В 2009 году я ушёл из RIM, чтобы делать «Spotify для Blackberry». Мы хотели встроить его в BBM. Но к концу 2009 мы осознали потенциал iPhone и поняли, что наше приложение должно работать и на Blackberry, и на iPhone.

Примерно в то же время появился WhatsApp. Это был своеобразный BBM для iPhone. Затем выяснилось, что они планировали версию и для Blackberry. Мы поняли, чем это чревато для компании и отправились в RIM, чтобы попросить создать версию мессенджера для iPhone. Это была единственная возможность соперничать с WhatsApp. В RIM же нуждались в BBM только для продажи телефонов и не собирались портировать продукты на другие платформы. Поэтому мы решили взять все в свои руки и создать собственный кросс-платформенный мессенджер.

В современном мире у вас есть тысячи способов отправить сообщение с телефона. Но когда дело доходит до мобильных мессенджеров, то только пять являются популярными: WhatsApp, WeChat, Line, Kakao, Kik. Да, есть и те, кто использует голосовые сообщения, как Tango и Viber, или изображения, как Instagram и Snapchat. Но все это уходит на второй план, когда вам просто нужно написать: «Встречаемся в 5». Эти пять приложений очень похожи и отличаются лишь по трем параметрам: индивидуальность, регион и платформа.

Название и место

Для меня первым мессенджером был BBM, но для большинства — это SMS, которые есть в каждом телефоне. Главным вопросом для компаний в сфере обмена сообщениями было то, как заставить людей отказаться от SMS? А ответ очевиден: сделать сервис бесплатным.

Для американцев свойственно недооценивать, каково это «бесплатно», просто потому, что для большинства из нас SMS уже ничего не стоят. Зачем мне нужен WhatsApp, если я могу просто написать сообщение? Затем, что в большинстве других стран сообщения стоят дорого. В этом заключается секрет успеха WhatsApp: это были прежние SMS, но абсолютно бесплатные. Была только одна уловка: ваши друзья также должны были использовать приложение.

В итоге, WhatsApp имел бешеную популярность. В Азии некоторые компании быстро отреагировали, начав конкуренцию. В Китае Tencent запустила WeChat. В Японии Naver (на самом деле, корейская компания) — Line, а в Южной Корее появилось Kakao. По большей части, однако, в мире пользуются WhatsApp — за исключением США.

Кроме того, что SMS платные, у них есть еще одна проблема: вы не можете заблокировать людей. Для большинства это не так важно, но бывают случаи, когда вы хотите, чтобы люди, которые сталкиваются с вами в Instagram, Tumblr или SoundCloud, связывались с вами лично. Не может быть и речи о том, чтобы постить свой номер телефона в таких сервисах, потому что тогда вы станете мишенью для различного рода спама и звонков от странных личностей.

Мы в Kik решили создавать аккаунты на основе никнеймов, поэтому нет надобности предоставлять номер телефона. Как результат, сейчас мы наблюдаем, как люди дают свои никнеймы для облегчения  связей между различными сервисами, такими как социальные, игровые и фитнес-приложения. Люди, которые стоят во главе этих приложений, стремятся интегрировать свой собственный механизм обмена сообщениями. Возьмем, к примеру, Instagram Direct или Direct Messages от Twitter. Но такая модель не будет работать, потому что пользователи не хотят мессенджер для каждого приложения, которое они используют — они хотят один универсальный для всех сервисов.

Захотят ли потребители чего-то большего?

Во время моей работы в RIM у компании было стандартное видение Blackberry: почта в твоем телефоне. Это было реализовано и работало какое-то время. Компания росла быстрее, чем кто-либо, а когда появился iPhone, мы все смеялись над ним: «Посмотри, какая плохая батарея!», «Посмотри, какая медленная почта!», «Все эти приложения! Да кому они нужны?».

В чем-то в RIM были правы. Смартфоны сделали большой прыжок в развитии, поэтому пользователю нужно было простое описание, например, «почта в вашем телефоне», чтобы освоить новый функционал. А когда людям стало недостаточно одной почты, они стали задаваться вопросом: «Как еще я могу использовать свой смартфон?».

WhatsApp оказался в нужном месте в нужное время. Предложенные компанией бесплатные сообщения взбудоражали мир, но захотят ли использовать эту функцию обычные люди в повседневной жизни? Начнут ли они задаваться вопросом: «Что еще я могу сделать с SMS?». Мы собирались выяснить это.

У каждого из четырех упоминавшихся мессенджеров были свои зоны, на которые не мог посягнуть WhatsApp. У Line была Япония, у KakaoTalk — Южная Корея, WeChat — Китай, Kik — универсальный чат, объединяющий множество приложений. И никто из нас не собирался уходить из своих ниш. Но все хотят большего, стремятся достигать успеха и находить способы переманить пользователей из WhatsApp. Более того, каждый из нас нашел один и тот же путь для этого: построение собственной платформы.

Платформа: простота с разграничением

Платформа позволяет сохранять простоту для тех, кто хочет лишь отправлять сообщения, предлагая более изощренный функционал продвинутым пользователям. Вы просто хотите чатиться со своими друзьями? Хорошо, общайтесь. Или вы хотите поиграть с друзьями? Пожалуйста. Может быть, хотите пройтись по магазинам в поисках обуви? Как насчет этого?

Платформа позволяет нам быть простыми, при этом предлагая дополнительные сервисы. В Kik вы можете общаться с друзьями, играть в Words и слушать с ними музыку. В KakaoTalk есть возможность продавать цифровые вещи. В Line  в скором будущем пользователи смогут создавать и продавать стикеры. С помощью WeChat в Китае можно оплачивать такси и кофе.

Если добавляешь в эту мешанину разработчиков, развивается совершенно новая экосистема. Благодаря невероятному росту числа смартфонов и мобильного интернета (мы ожидаем 5 миллиардов пользователей смартфонов к 2017 году) появилась экосистема, которая превосходит все, что мы видели раньше, включая Windows и Facebook. Вот где будут править мессенджеры.

Эта платформа долгое время оставалась стратегией для мессенджеров вроде Kik (у которого она построена на HTML5). Все мы начинали как «бесплатные SMS», но вскоре это эволюционировало в «нечто большее, чем SMS». Из истории с Blackberry мы уяснили, что будет, если не реагировать оперативно на изменения вокруг — и если появится новый вектор развития, то для WhatsApp может быть слишком поздно.

Два ключевых вопроса

Мы всегда знали, что сфера обмена сообщениями имеет измеримую ценность, но 19-миллиардная покупка сделала это более ощутимым. С этого момента осталось только два главных вопроса, на которые нужно ответить:

1. Захотят ли когда-либо пользователи нечто большее, чем просто бесплатные SMS?

2. Какой лучший путь для построения платформы?

Если ответ на первый вопрос «нет», то, похоже, что WhatsApp уже выиграл. В противном случае он далеко позади, оставив борьбу остальным четырем игрокам. И тогда нас ждет второй, более интересный вопрос. У WhatsApp нет ответа на него, поэтому решение придет откуда-нибудь еще. Для нас это — самая захватывающая часть. Это будущее мессенджеров.


Перевод: Алексей Ермолаев