{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Один день с Waymo: как готовится запуск коммерческого сервиса беспилотных такси Статьи редакции

Конспект статьи The Verge об устройстве компании Waymo и её разработках.

Неподалёку Финикса, штат Аризона, расположился ангар — база Waymo, дочерней компании Alphabet. Внутри стоит несколько сотен Chrysler Pacifica, способных передвигаться по улицам города самостоятельно. Вскоре Waymo собирается выйти на рынок с первым в мире беспилотным такси, пока же автомобили компании бесплатно обслуживают четыре сотни участников программы раннего доступа.

Чтобы покрыть расходы на сенсоры, чипы, программное обеспечение и другие системы, беспилотным машинам придётся работать почти круглосуточно, пишет The Verge. Поэтому управление парком машин — одна из невидимых задач, решение которой определит судьбу коммерческого запуска Waymo.

Управляет всем процессом Эллис Перез, бывший менеджер американского каршеринг-сервиса Zipcar, где она проработала около десяти лет, помогая с запуском и в США, и в дюжине европейских городов. Перез уверена: в будущем владение автомобилем уйдёт на второй план.

Успех компании во многом зависит не только от продвинутых технологий, но и от чистоты машин и надёжного сервиса.

The Verge

Обычно день на станции Waymo начинается в пять утра — в это время проходят первые «предполётные» проверки. Компания оборудует машины датчиками, камерами, радарами и лидарами самостоятельно — за их состоянием следят специальные техники.

Затем к работе приступают диспетчеры: опираясь на данные программы раннего доступа, они определяют, куда отправить машины и сколько времени займёт поездка до места назначения. «Мы хотим быть уверены в том, что распределяем автомобили на основе спроса», — подчёркивает Перез.

Пока Waymo использует запасного водителя в большинстве поездок, поэтому минивэны возвращаются на базу в полдень, чтобы операторы могли смениться и отдохнуть от присмотра за беспилотным автомобилем.

В течение дня команда разработчиков Waymo в калифорнийском Маунтин-Вью отправляет группе в Финиксе различные тесты и доработки ПО, которые она загружает на общие серверы — к ним обращаются все автомобили. Изменения основаны на миллиардах километрах, которые машины Waymo проехали в симуляциях, и данным с реальных поездок на полигоне в Калифорнии.

Однако компьютеры не всегда могут найти решение в сложной дорожной ситуации. Тут помогают команды реагирования в Финиксе и Остине. Если автомобилю трудно интерпретировать положение дел на дороге, он автоматически отправляет запрос в службу поддержки, которая подскажет, что делать.

«Машина, например, может увидеть впереди ряд конусов и узнать у операторов обстановку: стоит ли ей развернуться, перестроиться или проложить новый маршрут», — поясняет Перез. Ответом минивэн делится с остальными беспилотниками.

Отдельная группа собирает запросы клиентов и другую обратную связь. В случаях, если пассажиру в беспилотнике без запасного водителя нужно изменить маршрут или подключить музыку к стерео. Кроме того, команда следит за состоянием автомобиля после поездки с помощью встроенных камер — пассажир мог пролить или забыть что-то, допустим, когда машину заказывают ночью подвыпившие клиенты.

В преддверии полноценного запуска Waymo сделала программу раннего доступа круглосуточной. Пока в беспилотниках Waymo никого не рвало, но в Zipcar такое случалось, вспоминает Перез.

По данным компании, Waymo протестировала свои разработки в 25 городах США, но Финикс со своими широкими дорогами и солнечной погодой стал основной базой фирмы. На дорогах города функционируют 600 машин, собирающих данные или перевозящих пассажиров. С октября 2017 года компания тестирует на дорогах города минивэны без водителя, время от времени предлагая такие поездки участникам программы.

Одна из них — Лилла Гаффни. Ей 29 лет, живёт она в пригороде Месы, Аризона. Год назад она, увидев рекламу, смело записалась добровольцем в программу. С тех пор её муж, брат и она используют Waymo для повседневных дел: съездить в зал, на работу, в парк или ресторан на выходных.

Гаффни признаётся, что предпочитает Waymo сервисам вроде Uber или Lyft, поскольку с беспилотником она всегда знает, чего ожидать: к ней приедет чистая удобная и знакомая машина. Кроме того, ей нравится чувствовать себя подопытным кроликом в футуристичном эксперименте. Также она заметила, что за год поведение минивэнов на дороге изменилось.

Поначалу езда была довольно механической. Приближаясь к знаку остановки, машина дёргалась. Теперь же минивэны едут более уверенно, но при этом очень осторожно. Я даже почти отказалась от обычного такси.

Лилла Гафни

Если в пути попадается, например перекрёсток, где автомобиль сомневается, Гаффни может заполнить пробелы в данных, которые собирает авто, подсказав окружение с помощью системы обратной связи.

Пока машины работают внутри определённой зоны в 260 км². У неё, её брата и мужа до сих пор есть собственные машины, и продавать их они не спешат. «Давайте так: если бы я могла доехать на беспилотнике от Финикса до Лас-Вегаса, — заключает Лилла, — то я бы брала его каждый раз».

Джон Крафсик

Согласно данным исследовательского центра Пью, после смертельной аварии с участием беспилотника Uber американцы стали более настороженно относиться к автономным машинам. Однако прогнозы финансовых аналитиков по-прежнему заоблачные, пишет The Verge. По оценкам UBS, объём рынка беспилотных автомобилей к 2030 году вырастет до $2,8 трлн, и на долю Waymo придётся 60%.

Под руководством Джона Крафсика, нынешнего генерального директора, Waymo из скромного научного проекта превратилась в компанию с четырьмя чётко обозначенными зонами для работы: совместные поездки, логистика, личные автомобили и общественный транспорт.

Для создания службы такси компания заключила соглашение на поставку 62 тысяч гибридных Chrysler Pacifica и 20 тысяч электрокаров Jaguar I-Pace SUV в течение нескольких лет. Сперва такси будет доступно в Финиксе, а впоследствии запустится в тестовых городах вроде Маунтин-Вью, Сан-Франциско, Детройта и Атланты.

Разработка логистической службы ведётся параллельно: Waymo уже оборудовала несколько грузовиков Peterbilt Class 8 необходимыми системами и проводит тесты на площадках Alphabet в Атланте. Сейчас компания ведёт переговоры с Honda о создании беспилотной машины для доставки с нуля.

До недавнего времени в Waymo, считает The Verge, размыто отвечали на вопросы о поставках оборудования автопроизводителям. Однако в мае этого года компания объявила о переговорах с Fiat Chrysler о создании беспилотного автомобиля, доступного рядовому потребителю.

Крафсик считает, что такие машины появятся на улицах через пару лет после запуска такси. Также по словам руководителя компании, представители Waymo обсуждают сотрудничество с «половиной» всех мировых автопроизводителей.

Чтобы ускорить вхождение своих разработок в повседневную жизнь горожан, Waymo договорилась как с местными предпринимателями, владельцами гостиниц и торговых центров, так и с крупными сетями вроде Walmart. Помимо этого, компания объединила усилия с Avis, сервисом проката автомобилей, и AutoNation, крупнейшим продавцом машин в стране, — они займутся техобслуживанием и уборкой.

Мы не заключали сделку с настроем «ага, мы так хотим мыть машины Waymo». У нас другой подход, мы хотели найти партнёра, бизнес которого пока невелик и которому мы сможем дать готовую инфраструктуру. Вместе с тем, предоставляя необходимые услуги, мы хотим выяснить, как развить собственное дело, как взаимодействовать с новой технологией.

Артур Ордуна, глава отдела инноваций Avis

Перед Avis, добавляет The Verge, стоит задача не из лёгких, поскольку Финикс то и дело атакуют песчаные бури, которые могут вывести из строя датчики на машинах. Эллис Перез предупреждает: если что-то идёт не так, машина останавливается у края дороги.

Также Waymo придётся найти способ сделать спрос устойчивым. Машины, несомненно, привлекут к себе внимание в первые пару недель, но что потом? Как Waymo сделать сервис удобным, даже удобнее Uber и Lyft? Как на нём заработать?

Можно вывести на улицы много машин, а можно сократить количество операторов. Однако ответы на эти вопросы не входят в обязанности Эллис Перез. Её задача — поддерживать работу станции. Своего автомобиля у неё нет, для поездок за любимым йогуртом она пользуется Waymo.

The Verge
0
8 комментариев
Написать комментарий...
роман иванов

Не верю, что эти машины прошли миллиарды километров.
А выбор маленького ягуара в качестве такси вообще не понятен.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Клейменов

Там же написано: миллиарды километров в симуляции.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
роман иванов

Не верю что совокупный пробег миллиарды км.
Там же человек среднего роста не влезает на заднее сидение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

«Изменения основаны на миллиардах километрах, которые машины Waymo проехали в симуляциях». Ключевое — в симуляциях.

Ответить
Развернуть ветку
Velemir Hasidov

sudo del

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

во-первых, это гугл, у которгго десятки миллиардов на такие эксперименты

во-вторых, маишна может ездить круглосуточно. итого всего несколько десятков тыщ машин за несколько лет могут пройти всю эту дистанцию

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда