Будущее Kirill Kazakov
2 298

Один день с Waymo: как готовится запуск коммерческого сервиса беспилотных такси

Конспект статьи The Verge об устройстве компании Waymo и её разработках.

В закладки

Неподалёку Финикса, штат Аризона, расположился ангар — база Waymo, дочерней компании Alphabet. Внутри стоит несколько сотен Chrysler Pacifica, способных передвигаться по улицам города самостоятельно. Вскоре Waymo собирается выйти на рынок с первым в мире беспилотным такси, пока же автомобили компании бесплатно обслуживают четыре сотни участников программы раннего доступа.

Чтобы покрыть расходы на сенсоры, чипы, программное обеспечение и другие системы, беспилотным машинам придётся работать почти круглосуточно, пишет The Verge. Поэтому управление парком машин — одна из невидимых задач, решение которой определит судьбу коммерческого запуска Waymo.

Управляет всем процессом Эллис Перез, бывший менеджер американского каршеринг-сервиса Zipcar, где она проработала около десяти лет, помогая с запуском и в США, и в дюжине европейских городов. Перез уверена: в будущем владение автомобилем уйдёт на второй план.

Успех компании во многом зависит не только от продвинутых технологий, но и от чистоты машин и надёжного сервиса.

The Verge

Обычно день на станции Waymo начинается в пять утра — в это время проходят первые «предполётные» проверки. Компания оборудует машины датчиками, камерами, радарами и лидарами самостоятельно — за их состоянием следят специальные техники.

Затем к работе приступают диспетчеры: опираясь на данные программы раннего доступа, они определяют, куда отправить машины и сколько времени займёт поездка до места назначения. «Мы хотим быть уверены в том, что распределяем автомобили на основе спроса», — подчёркивает Перез.

Пока Waymo использует запасного водителя в большинстве поездок, поэтому минивэны возвращаются на базу в полдень, чтобы операторы могли смениться и отдохнуть от присмотра за беспилотным автомобилем.

В течение дня команда разработчиков Waymo в калифорнийском Маунтин-Вью отправляет группе в Финиксе различные тесты и доработки ПО, которые она загружает на общие серверы — к ним обращаются все автомобили. Изменения основаны на миллиардах километрах, которые машины Waymo проехали в симуляциях, и данным с реальных поездок на полигоне в Калифорнии.

Однако компьютеры не всегда могут найти решение в сложной дорожной ситуации. Тут помогают команды реагирования в Финиксе и Остине. Если автомобилю трудно интерпретировать положение дел на дороге, он автоматически отправляет запрос в службу поддержки, которая подскажет, что делать.

«Машина, например, может увидеть впереди ряд конусов и узнать у операторов обстановку: стоит ли ей развернуться, перестроиться или проложить новый маршрут», — поясняет Перез. Ответом минивэн делится с остальными беспилотниками.

Отдельная группа собирает запросы клиентов и другую обратную связь. В случаях, если пассажиру в беспилотнике без запасного водителя нужно изменить маршрут или подключить музыку к стерео. Кроме того, команда следит за состоянием автомобиля после поездки с помощью встроенных камер — пассажир мог пролить или забыть что-то, допустим, когда машину заказывают ночью подвыпившие клиенты.

В преддверии полноценного запуска Waymo сделала программу раннего доступа круглосуточной. Пока в беспилотниках Waymo никого не рвало, но в Zipcar такое случалось, вспоминает Перез.

По данным компании, Waymo протестировала свои разработки в 25 городах США, но Финикс со своими широкими дорогами и солнечной погодой стал основной базой фирмы. На дорогах города функционируют 600 машин, собирающих данные или перевозящих пассажиров. С октября 2017 года компания тестирует на дорогах города минивэны без водителя, время от времени предлагая такие поездки участникам программы.

Одна из них — Лилла Гаффни. Ей 29 лет, живёт она в пригороде Месы, Аризона. Год назад она, увидев рекламу, смело записалась добровольцем в программу. С тех пор её муж, брат и она используют Waymo для повседневных дел: съездить в зал, на работу, в парк или ресторан на выходных.

Гаффни признаётся, что предпочитает Waymo сервисам вроде Uber или Lyft, поскольку с беспилотником она всегда знает, чего ожидать: к ней приедет чистая удобная и знакомая машина. Кроме того, ей нравится чувствовать себя подопытным кроликом в футуристичном эксперименте. Также она заметила, что за год поведение минивэнов на дороге изменилось.

Поначалу езда была довольно механической. Приближаясь к знаку остановки, машина дёргалась. Теперь же минивэны едут более уверенно, но при этом очень осторожно. Я даже почти отказалась от обычного такси.

Лилла Гафни

Если в пути попадается, например перекрёсток, где автомобиль сомневается, Гаффни может заполнить пробелы в данных, которые собирает авто, подсказав окружение с помощью системы обратной связи.

Пока машины работают внутри определённой зоны в 260 км². У неё, её брата и мужа до сих пор есть собственные машины, и продавать их они не спешат. «Давайте так: если бы я могла доехать на беспилотнике от Финикса до Лас-Вегаса, — заключает Лилла, — то я бы брала его каждый раз».

Джон Крафсик

Согласно данным исследовательского центра Пью, после смертельной аварии с участием беспилотника Uber американцы стали более настороженно относиться к автономным машинам. Однако прогнозы финансовых аналитиков по-прежнему заоблачные, пишет The Verge. По оценкам UBS, объём рынка беспилотных автомобилей к 2030 году вырастет до $2,8 трлн, и на долю Waymo придётся 60%.

Под руководством Джона Крафсика, нынешнего генерального директора, Waymo из скромного научного проекта превратилась в компанию с четырьмя чётко обозначенными зонами для работы: совместные поездки, логистика, личные автомобили и общественный транспорт.

Для создания службы такси компания заключила соглашение на поставку 62 тысяч гибридных Chrysler Pacifica и 20 тысяч электрокаров Jaguar I-Pace SUV в течение нескольких лет. Сперва такси будет доступно в Финиксе, а впоследствии запустится в тестовых городах вроде Маунтин-Вью, Сан-Франциско, Детройта и Атланты.

Разработка логистической службы ведётся параллельно: Waymo уже оборудовала несколько грузовиков Peterbilt Class 8 необходимыми системами и проводит тесты на площадках Alphabet в Атланте. Сейчас компания ведёт переговоры с Honda о создании беспилотной машины для доставки с нуля.

До недавнего времени в Waymo, считает The Verge, размыто отвечали на вопросы о поставках оборудования автопроизводителям. Однако в мае этого года компания объявила о переговорах с Fiat Chrysler о создании беспилотного автомобиля, доступного рядовому потребителю.

Крафсик считает, что такие машины появятся на улицах через пару лет после запуска такси. Также по словам руководителя компании, представители Waymo обсуждают сотрудничество с «половиной» всех мировых автопроизводителей.

Чтобы ускорить вхождение своих разработок в повседневную жизнь горожан, Waymo договорилась как с местными предпринимателями, владельцами гостиниц и торговых центров, так и с крупными сетями вроде Walmart. Помимо этого, компания объединила усилия с Avis, сервисом проката автомобилей, и AutoNation, крупнейшим продавцом машин в стране, — они займутся техобслуживанием и уборкой.

Мы не заключали сделку с настроем «ага, мы так хотим мыть машины Waymo». У нас другой подход, мы хотели найти партнёра, бизнес которого пока невелик и которому мы сможем дать готовую инфраструктуру. Вместе с тем, предоставляя необходимые услуги, мы хотим выяснить, как развить собственное дело, как взаимодействовать с новой технологией.

Артур Ордуна
глава отдела инноваций Avis

Перед Avis, добавляет The Verge, стоит задача не из лёгких, поскольку Финикс то и дело атакуют песчаные бури, которые могут вывести из строя датчики на машинах. Эллис Перез предупреждает: если что-то идёт не так, машина останавливается у края дороги.

Также Waymo придётся найти способ сделать спрос устойчивым. Машины, несомненно, привлекут к себе внимание в первые пару недель, но что потом? Как Waymo сделать сервис удобным, даже удобнее Uber и Lyft? Как на нём заработать?

Можно вывести на улицы много машин, а можно сократить количество операторов. Однако ответы на эти вопросы не входят в обязанности Эллис Перез. Её задача — поддерживать работу станции. Своего автомобиля у неё нет, для поездок за любимым йогуртом она пользуется Waymo.

The Verge

#waymo

{ "author_name": "Kirill Kazakov", "author_type": "editor", "tags": ["waymo"], "comments": 8, "likes": 23, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 45351, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 11 Sep 2018 14:26:55 +0300" }
{ "id": 45351, "author_id": 127882, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45351\/get","add":"\/comments\/45351\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45351"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118 }

8 комментариев 8 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
0

Не верю, что эти машины прошли миллиарды километров.
А выбор маленького ягуара в качестве такси вообще не понятен.

Ответить
1

Там же написано: миллиарды километров в симуляции.

Ответить
0

пробег, очевидно, совокупный.

айпейс среднеразмерный кросс

Ответить
0

Не верю что совокупный пробег миллиарды км.
Там же человек среднего роста не влезает на заднее сидение.

Ответить
0

не верь

у меня нет такой информации, твой шанс доказать, что айпейс тесный автомобиль

Ответить
0

«Изменения основаны на миллиардах километрах, которые машины Waymo проехали в симуляциях». Ключевое — в симуляциях.

Ответить
0

во-первых, это гугл, у которгго десятки миллиардов на такие эксперименты

во-вторых, маишна может ездить круглосуточно. итого всего несколько десятков тыщ машин за несколько лет могут пройти всю эту дистанцию

Ответить

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }