На работу играючи. Как Сбер установил рекорд рунета при поиске разработчиков

Поиск работы в крупной технологической корпорации — почти всегда стресс для соискателя. Даже опытные специалисты не всегда умеют составлять хорошие резюме и проявлять свои лучшие качества на собеседованиях — мешает волнение. Поэтому наниматели ищут нестандартные способы, чтобы искать идеальных кандидатов.

В 2019 «Сбер» вместе с компанией Geecko успешно протестировали первую в мире браузерную игру для найма программистов, а спустя три года повторили эксперимент и даже установили абсолютный рекорд рунета. Причем новая игра проводилась в формате соревнований.

Раньше в подобных турнирах от других организаторов участвовали примерно по 5-6 тысяч человек, а «Сберу» удалось собрать более 16 тысяч кодеров. Сотрудники компании рассказали, как проходило крупнейшее в России соревнование по спортивному программированию SberCoders.

Сыграли на ностальгии — и не прогадали

По сути, SberCoders — это классическое соревнование для программистов (или спортивное программирование). Но Сбер захотел разнообразить уже приевшийся формат, чтобы показать, что за простой работой программиста стоит куда больше, чем строчки кода. Для этого нужно было сделать соревнования интереснее, внести в него элементы геймификации.

«У нас был мозговой штурм всей командой, мы долго-долго спорили, дрались за превосходство в этом штурме. И вспомнили те классные игры из 90-х годов — Mortal Kombat, который всем нам нравился. Мы решили объединить игру и этот формат. И получилось то, что получилось — самая эпичная схватка программистов в истории», — говорит CEO Geecko Максим Мещеряков.

Сбер впервые объединил развлекательный формат с серьезными соревнованиями. Для игры дизайнеры отрисовали по восемь карт и персонажей в стилистике легендарного файтинга. Чтобы пройти в финал, участники должны были сражаться с другими виртуальными противниками. Только вместо удара по кнопкам, они писали код и запускали его. Если кодер решал задачу, то побеждал соперника и проходил в следующий этап. Если же участник писал код вообще без ошибок, он мог ещё и закончить игру с помощью «Сберталити» (аналог Fatality из Mortal Kombat). К слову, у каждого персонажа было по два таких добивания.

Разработчики и дизайнеры проработали каждого персонажа, каждый его удар. Придумали для него путь и историю, с нуля разработали мир и окружение персонажей. Отрисовали маленькие детали и нюансы, которые участники могли заметить.

Например, одного из персонажей игры полностью срисовали с реального банковского деятеля. У него было особенное «Сберталити» с банкоматом Сбера. Особенно внимательные геймеры могли заметить даже те пасхалки, о которых не догадывались даже сами разработчики, шутят создатели игры. На одной из карт можно разглядеть витрину отделения Сбера, на которой висит плакат с надписью «SberCraft 2.0. Скоро!». Это намек, что в будущем пользователи могут увидеть продолжение другой онлайн-игры для разработчиков, первая часть которой вышла в 2019 году.

После прохождения восьми заданий игрок попадал в финал, который разделили на два дня-этапа. Там уже игроки сражались между собой, как на скачках. До финала добрались 219 участников — все они получили не только яркие эмоции, но и приятные подарки. Чем ближе кодер оказывался к первому месту, тем ценнее были его призы.

«Это история про то, чтобы придумать новый формат. Уже сто лет существуют всякие хакатоны, разные форматы по отбору лучших разработчиков. Мы решили объединить геймификацию и буквально играючи определили, кто же самый классный айтишник», — говорит Артём Фатхуллин, лидер направления HR-бренда и внутренних коммуникаций Сбера.

На работу играючи. Как Сбер установил рекорд рунета при поиске  разработчиков

Любые совпадения с реальными людьми не случайны

Чтобы создать увлекательную игру, важно было не только подобрать формат, но и составить интересные задачи. Этим вопросом занимался доктор технических наук, эксперт по оценке навыков ВГИКа Виталий.

«Зачастую задачи основаны на каком-то уже довольно известном алгоритме. А вот самое интересное — это описания. Они приходят из жизни. В наших задачах все имена были реальные, практически все на самом деле взято из жизни. Были проблемы с зубами — появилась задача про зубы. У меня ребенок в третьем классе, поэтому вчера была задача про конфеты и арифметику», — добавляет Виталий.

Средняя оценка игры получилась высокая — 4,6 балла. Участники расхвалили и формат соревнований, и дизайн проекта. «Жизненные» задачи тоже зацепили многих программистов.

Что говорят игроки SberCoders:

«Спасибо, ребят. Сам самоучка, но благодаря вам хоть немного прикоснулся к крутым задачам. Может, в будущем тоже буду крутым программистом в Сбере. Здоровья вам и больше вдохновения»

«Игра, задумка и дизайн просто супер! После прохождения отборочного тура, хочется больше практиковаться и набираться опыта, чтобы в будущем решать задачки все более и более быстро и качественно!»

«Это крайне прекрасная идея! Получил много опыта и позитива! Некоторые задачи ставили в тупик, их приходилось решать сквозь боль, а некоторые приходили в голову сразу. Спасибо большое за создание такого оригинального формата соревнования!!»

«Мы переживали, что у нас будут дымиться сервера»

Соревнования SberCoders установили абсолютный рекорд в рунете, говорит Мещеряков. В спортивном программировании приняли участие почти 16 тысяч человек из разных городов России. Причём больше 9 тысяч участников — настоящие программисты, которые выполнили как минимум одно задание.

Разработчики переживали, что у них «будут дымиться сервера». Ведь в первый день финала участники конкурса запускали код более 40 тысяч раз. Однако аппаратура выдержала: оставался более чем двойной запас по прочности. Все это обслуживали десять мощных машин с восемью ядрами.

Большинство финалистов писали код на C++ и Python. Почти половина из тех, кто прошел восемь отборочных заданий — джуны с опытом работы меньше двух лет. Но в соревнованиях участвовали и серьезные кодеры с пятилетним стажем работы (таких было почти 40%). Любопытно, что одному из участников было всего 9 лет!

«С помощью игры мы закрывали разноуровневые вакансии. У нас там были джун+, но при этом мы нанимали и на миддл+. У нас есть высокие грейдовые закрытия с помощью Sbercoders — мы взяли на работу даже руководителя направления», — рассказывает руководитель HR-tech проектов Дарья Толстова.

Автор задач Виталий остался в восторге от решения некоторых заданий. Некоторые из них оказывались лучше тех, что раньше он считал эталонными.

«Когда человек быстрее пишет код с нуля, чем я его просто нахожу и копирую, для меня это просто сенсация. Такое было несколько раз. Я не знаю, как живут эти люди — это же просто какой-то суперкомпьютер в голове», — делится эмоциями доктор технических наук.

Одного из участников Виталий даже взял к себе на работу. Помогла настойчивость кандидата: во время отборочного этапа тот выпрашивал подсказку у автора задачи. Неопытный кодер был таким активным, что впечатлил профессора.

«В результате, этот сотрудник сейчас у нас уже почти полгода работает в нашей компании. Делает задачи, делает квизы по этой активности и другим. Короче говоря, теперь это моя палочка-выручалочка. Все благодаря его активности, как он активно просил подсказку. Теперь он очень активно работает у нас в компании», — рассказывает автор задач.

Геймификация при найме сотрудников — за этим будущее?

SberCoders — не первый эксперимент Сбера с геймификацией при найме сотрудников. Ещё в 2019 году Сбер вместе с Geecko создали онлайн-игру SberCraft, чтобы найти хороших программистов. Правда, масштабы тогда были совсем другие: игру разрабатывали всего за 10 календарных дней. В ней было пять заданий, а регистрацию прошли 4500 человек (из них целевыми оказались около 500 участников). Сами разработчики называли свой проект прототипом того, каким найм будет в будущем.

Судя по результатам SberCoders, это будущее стало гораздо ближе. Успешный проект сильно повлиял на HR-бренд Сбера: рекрутеры собрали базу из больше чем 1500 «прогретых» кандидатов для найма, а игра получила около 70 упоминаний в СМИ и пабликах. Один из участников даже стримил соревнование на Twitch.

«На входе у самого кандидата уже немного другое впечатление, потому что он играл в игру от Сбера. И они легче воспринимают какие-то предложения, к ним легче заходить с темой найма», — говорит Дарья Толстова.

К тому же таким сотрудникам не придётся готовить резюме и проходить волнительные технические интервью — работодатель уже знает, на что способен потенциальный кандидат.

Сбер и Geecko планируют запустить множество других проектов. «У нас будут соревнования по классическому спортивному программированию, соревнования по Data Science. Все они будут веселые, с нашими фирменными пасхалочками», — обещают разработчики.

99
1 комментарий

Офигенное было мероприятие! Жаль что финал был летом, а не в феврале...

Ответить