Какие города отказываются от машин и зачем это нужно Статьи редакции

Штрафы, въезд по номерам и уборка парковок для решения городских проблем.

Улицы Копенгагена. Фото: Мартин Фисч, Flickr

В Лондоне, Париже, Сеуле и других городах по всему миру начали развивать политику Car-free. Политики и урбанисты предлагают различные варианты запрета автомобилей в городской среде, чтобы снизить выбросы углекислого газа и освободить больше места для пешеходов.

В некоторых правилах предусмотрены зоны с низким уровнем выбросов или запрет на дизельный транспорт, который является источником загрязнения воздуха. Вместо традиционных бензиновых и дизельных автомобилей предполагается использование общественного и электротранспорта, метро и велосипедов.

В других городах внедрена система ценообразования — с автомобилистов за проезд берут плату в часы пик, в переполненных городских районах или за транспорт, нарушающий нормы по выбросам. Ещё один вариант — ограничение движения автомобилей с определенными знаками: в одни дни запрещается ездить на машинах с четными номерами, в другие — с нечётными.

Осло

Всемирная ассоциация здравоохранения подсчитала: ежегодно около трех млн смертей связано с загрязнением воздуха, в большей степени, из-за выхлопных газов автомобилей в городах.

17 января 2017 года из-за высокого уровня загрязнения воздуха городской совет Осло частично запретил использовать дизельные автомобили, за исключением грузовых машин, такси, полицейских и других служб города. Шесть основных улиц города оставались доступными для всех видов транспорта, но даже с учетом исключений трафик снизился на 30%, а уровень загрязнения воздуха снизился на 25%.

Зона ограничения автомобилей в Осло. Источник: NRK

Городской совет понял, что более широкий запрет может существенно улучшить экологию. В июне 2017 года совет Осло запланировал полностью исключить автомобили из центра города к 2019 году, убрав парковочные места.

Вместо этого норвежская столица будет инвестировать в систему общественного транспорта, заменит 60 километров автомобильных дорог на велосипедные дорожки и сделает центральную кольцевую дорогу города закрытой от автомобилей.

Мадрид

There's a lot of SMOG (niebla contaminada) in Madrid. It's starting to look like LA. Most polluted cities on #SWNN

В испанской столице развита пешеходная зона, есть улицы, на которых запрещено ездить на личном транспорте. В конце 2016 года мэр Мадрида Мануэла Кармена запланировала к 2020 году убрать из центра города личный транспорт, разрешив на площади в два км² только велосипеды, автобусы и такси.

Урбанисты разработали редизайн 24 самых оживленных улиц города и убрали из них автомобили. В течение пяти лет центр Мадрида практически полностью станет пешеходной зоной. Это часть большого плана по запрету всех дизельных автомобилей в Мадриде к 2025 году.

Это направление — часть плана «устойчивой мобильности» города, который призван сократить ежедневное использование автомобилей с 29% до 23%. Водители, игнорирующие новые правила, платят штраф в размере не менее $100, а за неэкологичные автомобили платят больше за парковку.

«В районах можно сделать много наименьшими усилиями», — считают урбанисты и архитекторы Мадрида Матеус Порто и Вероника Мартинез. По их словам, часть процессов можно внедрить в транспортную систему города не дожидаясь 2020 года.

В конце мая 2018 года администрация Мадрида анонсировала запрет на въезд в центр города для нерезидентов, который вступит в силу в ноябре 2018 года. Издание Citylab считает, что новая инициатива будет стимулировать людей больше передвигаться на метро.

Хельсинки

Фото: Citiscope

Столица Финляндии не запрещает дизельные автомобили. Вместо запрета правительство города разработало десятилетний план создания системы «мобильности по запросу». Весь общественный транспорт, включая паромы, микроавтобусы и велосипеды будет доступен для заказа через приложение для смартфонов Whim.

Идея в том, чтобы сделать настолько привлекательную для горожан систему, чтобы пользоваться интегрированной транспортной сетью было дешевле и удобнее, чем личным автомобилем.

Чэнду

Макет города Чэнду. Источник: Business Insider

Чикагские архитекторы Адриан Смит и Гордон Гилл разработали новый жилой район для китайского города Чэнду с населением 80 тысяч человек. Улицы на макете спроектированы так, чтобы жители могли добраться в любое место за 15 минут.

Чэнду не полностью запрещает автомобили: половина дорог в городе останется доступной для автомобилистов. Изначально жилой район должны были сдать к 2020 году, но проблемы с расчетом зонирования задерживают срок.

Сеул

В рамках национального движения по сокращению загрязнения воздуха в Сеуле с 2017 года запрещены автомобили с дизельным двигателем, не соответствующие нормам выбросов (зарегистрированные до 2005 года). К 2020 году к Сеулу присоединятся окружающие мегаполисы.

Улицы Сеула в смоге. Фото: The Chosun Ilbo

Владельцы старых автомобилей могут установить фильтры для снижения выбросов и регулярно проходить проверку на загрязнение окружающей среды. Если транспорт не проходит проверку — водителя штрафуют и запрещают въезд в город.

Гамбург

В феврале 2018 года высший административный суд Германии постановил, что в целях улучшения качества воздуха в городах могут запрещать использовать автомобили на некоторых улицах. Как отмечает издание The New York Times, постановление может стать катализатором начала запрета личных автомобилей в городах по всей стране.

StreetScooter - электрические микроавтобусы, которыми DHL заменяет дизельные фургоны. Фото: Electrive

Немцы планируют за следующие 20 лет сократить число машин в городе — в некоторые зоны можно будет попасть только на велосипеде или пешком. Для этого разработан проект «Зеленая сеть» — объединенные пешеходные пространства. К 2035 году сеть должна покрыть 40% Гамбурга. Она включит в себя парки, игровые и спортивные площадки и кладбища.

Национальный парк Гамбурга. Фото: Hamburg Zwei

Немецкие города Штутгарт и Дюссельдорф с высоким уровнем загрязнения планируют начать запреты осенью. Штутгарт уже одобрил некоторые поправки. В 2017 году город принял закон, по которому в дни высокого уровня загрязнения воздуха запрещается въезд дизельному транспорту, если он не соответствует нормам выбросов.

Копенгаген

Город размечал пешеходные зоны еще с 1960 года, и сейчас велосипедами в качестве основного ежедневного транспорта пользуются больше половины горожан. В Копенгагене более 320 километров велодорожек и самый низкий процент владения автомобилем в Европе.

Новая цель — построить велосипедные магистрали для пригородов. В 2014 году открылись 28 запланированных маршрутов, в конце 2018 года откроются ещё 11. Копенгаген планирует стать городом с минимальным уровнем выбросов к 2025 году.

Париж

В 2014 году Париж на один день запретил движение машин с четными номерами — загрязнение воздуха снизилось на 30%. Теперь город хочет полностью убрать автомобили с центральных улиц.

С июля 2016 года всем водителям автомобилей, выпущенных до 1997 года, запрещено ездить в центре города в будние дни — им грозит штраф за нарушение. На выходных закон не действует.

Le 27 septembre prochain, @Paris organisera sa première journée sans voiture #COP21 http://t.co/RYCyjpEcSw

День без машин

Также Париж планирует к 2020 году удвоить число велосипедных дорожек и допускать к проезду на некоторые улицы только электроавтомобили. Также город проводит «дни без машин»: в 2015 и 2016 годах Париж на день запрещал использовать автомобили, а раз в месяц закрывает для движения Елисейские поля.

Лондон

Как и Париж, город планирует запретить дизельные автомобили к 2020 году. Цель запрета — борьба с растущим загрязнением воздуха в стране.

Первым этапом стал «залог» за дизельные автомобили, проезжающие по центральным улицам в часы пик. Владельцы таких авто должны платить $13 в день. В июле 2017 года Великобритания объявила о полном запрете продажи новых дизельных автомобилей к 2040 году.

Фото: Secret London

В 2018 году владельцы дизельных и бензиновых автомобилей экологического класса «Евро-4» (выпущенные до 2005 года) будут ежедневно платить $29 за использование дорог столицы в период с 7:00 до 19:00.

В апреле 2019 года закон ужесточат: плату начнут взимать с автомобилей на дизельном «Евро-6» и бензиновом топливе «Евро-4». С 25 октября 2021 года запрет расширится на все районы Лондона на северной и южной кольцевых дорогах и будет применяться к грузовому транспорту.

В итоге владельцы автомобилей могут столкнуться с ежедневным сбором в $32 за использование любой машины.

Воздух в Лондоне смертелен. ULEZ будет самым жестоким уровнем допустимых выбросов в мире.

Садиг Хан, мэр Лондона

Также город планирует потратить $1 млрд на улучшение велосипедной инфраструктуры к 2026 году.

Брюссель

Город по размерам зоны без автомобилей в Европе уступает только Копенгагену. Большинство улиц вокруг главной торговой улицы Брюсселя Rue Neuve, фондовой биржи и городской площади всегда были только пешеходными.

День без автомобилей в Брюсселе. Фото: BrusselsCity

В 2002 году в Брюсселе появилась акция «Неделя мобильности», мотивирующая местных жителей пользоваться общественным транспортом вместо личного. Также в сентябре проходит «день без автомобилей», когда транспорту запрещается въезд в центр города.

Еще одно из предложений городских властей — сделать пешеходным четырехполосный бульвар. В январе 2018 года в Брюсселе начал действовать закон, по которому запрещается использовать дизельные автомобили, выпущенные до 1998 года. Летом 2018 года появился закон: в дни повышенного загрязнения воздуха весь общественный транспорт становится бесплатным.

Афины

В декабре 2016 года столица Греции объявила о планах запретить въезд в центр дизельным автомобилям к 2025 году. Город периодически ограничивает въезд машинам на дизельном топливе, выбирая четные или нечетные номера в качестве основания запрета. Если у владельца «подходящий» номер — проезд закрыт.

Конечная цель Афин — убрать все автомобили из центра.

Токио

В 2000 году правительство Токио запретило все дизельные транспортные средства, кроме тех, на которых установлены очистители выхлопных газов. Это сократило загрязнение воздуха, смог исчез, и теперь жители могут видеть гору Фудзи.

Берлин

В 2008 году немецкая столица установила в центре города зону в 88 км² с низким уровнем выбросов (LEZ). В ней запрещено использовать машины, которые не соответствуют национальным экологическим стандартам. Зона затрагивает примерно треть жителей Берлина.

В марте 2017 года Берлин запланировал построить двенадцать велосипедных магистралей шириной около четырех метров. Строительство началось в конце 2017 года.

Мехико

В апреле 2016 года местное правительство Мехико запретило части автомобилистов ездить в центр города два дня в будние дни и две субботы в месяц. Для регулирования используется динамическая система на основе автомобильных номеров, которая определяет, какие водители могут въезжать в центр на протяжении дня.

Смог в Мехико. Фото: BBC

По данным Associated Press, закон применяется к двум млн автомобилей, но запрет не улучшил ситуацию в городе — местные жители купили второй автомобиль или пользуются такси.

Милан

В 2016 году в Милане нахождение в воздухе мелких частиц превышало норму более 60-ти дней. Правительство города запретило использовать самые загрязняющие автомобили — бензиновые машины класса «Евро-0» и дизельные машины «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» — в будние дни с 7:30 до 19:30. Позднее этот запрет распространился на выходные, а с 9:00 до 17:00 в будние дополнительно запрещены дизельные автомобили «Евро-3».

Кроме запретов, в Милане действуют ваучеры на общественный транспорт для тех, кто отказался от личного автомобиля.

Богота

Колумбийский город Богота избавляется от автомобилей на улицах с 1974 года. В то время число машин постепенно росло, а парков и спортивных площадок было недостаточно. 15 декабря 1974 года на улицы вышла группа студентов, которая пропагандировала использование велосипеда в городе и призывала создать велодорожки для постоянного пользования.

В 1976 году провели первое шествие горожан, выделив 4 участка для движения велосипедистов и пешеходов. Событие назвали «Цикловией». К 1982 году «Цикловия» стала проводиться регулярно с помощью организованного комитета.

Цикловия». Фото: Wikipedia

В 2018 году «Цикловия» проводится с 7:00 до 14:00 каждое воскресенье: на протяжении 81 километра городских улиц перекрыто движение автомобилей и более двух млн горожан выезжают на велосипедах. В общественных парках проводятся занятия спортом, йогой, аэробикой, а на тротуарах продают сладости, соки и мясо.

«Цикловия» — одно из немногих событий в стране, которое объединяет людей всех социальных слоёв: в одном велопотоке едут как богатые, так и бедные.

В 2013 году городское самоуправление реализовало программу “Peak and Plate”, по которой в определенные дни недели запрещено ездить автомобилям с четными или нечетными номерными знаками.

Но, как и в Мехико, водители покупают два автомобиля с разными номерными знаками или ездят в нерабочие часы, чтобы избежать запрета.

Понтеведра

Мэр испанского города Мигель Анзо Фернандес Лорес считает, что владение автомобилем не дает права занимать общественное пространство. Он создал пешеходную зону в 300 тысяч м² в историческом центре города, запретил уличную парковку и поручил останавливать автомобили, проезжающие через город.

Центральные наземные парковки мэр заменил на подземные, большинство парковок вынесены за пределы города. В результате его действий выбросы в атмосферу уменьшились на 70%, а население увеличилось на 12 тысяч человек.

Сан-Франциско

В августе 2017 года Сан-Франциско объявил о желании запретить автомобили и построить велодорожки протяженностью 3,5 километра на самом оживленном бульваре города Маркет-стрит. Это позволит повысить удобство пешеходов. Строительство началось в 2018 году и займет несколько лет. Всего по городу построено 200 км велосипедных дорожек.

Нью-Йорк

Нью-Йорк пока не запрещает автомобили, а увеличивает число велосипедных дорожек, пешеходных зон, развивает метро и общественный транспорт.

«Летние улицы». Фото: Union Square Partnership

Популярные районы города — Таймс-сквер, Геральд-сквер и Мэдисон-сквер — исключительно пешеходные. В течение трех августовских воскресений проводятся «Летние улицы». Это ежегодное мероприятие, которое запрещает ездить на автомобилях по главной магистрали, соединяющей Центральный Парк с Бруклинским мостом. В эти дни вместо автомобилистов по магистрали гуляют пешеходы и велосипедисты.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Денис Евграфов

Воронеж, 2018 год, по городу ездят в основном пазики, которые изобретены чтобы возить колхозников по полям, утром залезть практически нереально даже туда

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Евдокимов

Пазики единственные кто готов ездить по дорогам после бомбежек в промышленных масштабах. А, еще китайский голден драгон!

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда