Toyota: «Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас» Статьи редакции
Конспект материала Bloomberg об инициативах компании на рынке беспилотных автомобилей.
«Проезжая мимо, догадались бы вы, что здесь скрывается будущее Toyota?» — спросил корреспондентов Джон Леонард, открывая ворота гаража на территории кампуса Массачусетского технологического института (MIT).
Внутри стоит Lexus LS 600hL, но не обычный, а обвешанный датчиками, камерами, радарами и лазерами, способными распознавать объекты на расстоянии до 200 метров — вдвое больше чем год назад.
Леонард, вице-президент по исследованиям автоматизированного вождения в Исследовательском институте Toyota, признаётся: «Всё это больше напоминает именно научный проект, где нам нужно научить автомобиль держаться дороги, никуда не врезаться и не дать врезаться в себя».
В 2014 году президент компании Акио Тойода заявлял, что Toyota займётся беспилотниками лишь тогда, когда они смогут превзойти водителя, например, в длинной гонке.
Глава японского автоконцерна называет технологические компании «новыми соперниками, которые двигаются в разы быстрее Toyota». Waymo выводит автономные такси на улицы уже в этом году, GM привлекла $2,5 млрд инвестиций от SoftBank на запуск роботакси в 2019 году, а представители стартапа Zoox утверждают, что их беспилотник будет готов к 2020 году.
В 2015 году Toyota вложила около $4 млрд в открытие собственного исследовательского института, начав сотрудничать с МIT, Мичиганским университетом и Стэнфордом. Руководит проектом Гилл Прэтт, курировавший разработку автономных машин в DARPA, агентстве при Министерстве обороны США.
Ещё $1 млрд Toyota направила в Grab, малазийскую транспортную компанию, а в августе объявила о $500 млн инвестиций в Uber.
Вместе с тем за отношением японского производителя кроется парадокс — компания едва ли верит в то, что автономные машины быстро захватят дороги США и других стран. Подобного мнения придерживается даже Леонард: «Добраться на беспилотнике от Кембриджа до бостонского аэропорта в любую погоду и при любом движении — такого я, пожалуй, не застану».
Toyota надеется с помощью различных датчиков и сенсоров сделать машины безопаснее и удобнее, позволить водителю оставаться продуктивным за рулём. Тойода, который нередко участвует в гонках и одобряет новый дизайн лишь после того, как лично обкатает машину, уверен: любовь потребителей к вождению иссякнет не скоро.
Из наработок у компании уже есть система Guardian, созданная в исследовательском институте. Она представляет собой синтез машинных средств, в теории открывающих возможность и для полностью автономной езды, и обычного водителя, роль которого остаётся прежней.
Однако в случае опасной ситуации система возьмёт управление на себя — датчики позволяют ей видеть лучше водителя во всех направлениях. Также Guardian способна определять состояние человека за рулём. Если он, допустим, заснул — глаза закрыты, голова опущена, — система вернёт машину на полосу. Когда водитель придёт в себя, Guardian попросит его коснуться тормоза, чтобы вернуть контроль над машиной.
«Представьте себе самого бдительного и подготовленного водителя на свете, который возьмёт управление на себя, скажем, когда вас подрежет подросток, — говорит Леонард. — Уменьшить количество аварий и смертей на дорогах вполне возможно».
У Toyota есть $50 млрд, чтобы преследовать любые цели, в которые она верит. Но беспилотные автомобили — американское изобретение, а японская фирма прежде всего считалась компанией-производителем, нежели новатором, отмечает Bloomberg. Toyota брала наработки конкурентов и делала их лучше. Однако в компании считают, что такой подход не оправдает себя в будущем.
«Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас, — считает Прэтт. — Сейчас Toyota крепко стоит на ногах — самое время убедиться, что на передовой именно мы».
В январе этого года Тойода выступил на международной выставке CES — вместе с ним на сцену поднялись топ-менеджеры Amazon, Uber, Pizza Hut, Mazda и Didi Chuxing, чтобы представить концепт электрического шаттла e-Palette. По заявлениям Тойоды, испробовать его можно будет на Олимпийских играх в Токио в 2020 году.
«Сегодня вам приходится ездить по магазинами, — отметил Тойода в своём выступлении, — в будущем магазины будут приезжать к вам». Кроме того, глава Toyota рассчитывает, что шаттлы помогут перемещаться по городу тем, для кого вождение представляет сложность, например, пожилым людям или атлетам-паралимпийцам.
Этот сложный проект Тойода поручил своему «сёгуну», давнему топ-менеджеру компании Шигеки Томояме. Томояма — приверженец философии кайдзен, непрерывного совершенствования технологических процессов, цель которого — производство без потерь.
После назначения Томояма за несколько месяцев запустил Исследовательский институт Toyota и переманил туда Прэтта. Через год в США начала работу Toyota Connected, структура, призванная превратить потоки данных от машин компании в товары и услуги. Примерно в то же время Томояма инициировал переговоры с Uber, которые вылились в e-Palette.
Никаких объявлений о начале и месте продаж шаттлов компания не делала. «90% потребителей не ждут появления беспилотников», — отмечает Масахиро Накашима, операционный директор Toyota Connected. Прошлогоднее исследование Gartner показало: 55% потребителей не сели бы в полностью беспилотный автомобиль, но более 70% воспользовалось бы машиной с частичной автономностью — на эту группу и нацелена Toyota.
Тем не менее среди менеджеров Toyota есть и те, кто верит, что сейчас наступает время полностью самостоятельных машин. При этом Зак Хикс, генеральный директор Toyota Connected в Северной Америке, подчёркивает: дело даже не совсем в них. Автономность перестанет считаться конкурентным преимуществом, когда она будет у всех, поясняет он. Преимущество обеспечат данные — то, как вы соединяете автомобили с продажами и другими автомобилями.
В Connected Хикс и его команда молодых программистов пытаются создать «суперумный» браузер на колёсах. Им по силам обрабатывать данные с 500 датчиков, размещённых на каждой из миллионов подключённых к сети машин Toyota, каждые 200 миллисекунд. Выходит, на одну машину приходится до семи миллионов замеров в день.
Компания продала 10 тысяч подключенных к сети машин сервису по прокату Avis. Информация с датчиков топлива и одометров экономит ей деньги: теперь работникам не нужно ходить по парковке и проверять всё вручную, система Connected переносит всё в виртуальную базу. А алгоритмы диагностики подсказывают, например, что «потратив $4 на починку сейчас, вы предотвратите поломку на $40». В дополнение к продажам Toyota берёт ежемесячную комиссию.
В Гонолулу Connected объединилась с Servco Pacific, дилером Toyota, Lexus и Subaru на Гавайских островах, чтобы протестировать сервис каршеринга Hui (что по-гавайски значит «группа»). Servco занимается автомобилями, а Connected — приложениями, позволяющим открывать автомобили с помощью смартфона.
Данные пользователей попадают в Connected. Пользователи могут взять машину на одной из 25 парковочных станций, имея при себе кредитку и телефон; цены начинаются от $9,95 за час и $79,60 за день езды. Servco также выплачивает Toyota комиссию.
Рост этих маленьких предприятий зависит от того, насколько активно потребители будут отходить от владения личным автомобилем, отмечает Bloomberg. Каждый крупный автопроизводитель работает над похожей технологией, формируя рынок. Сдвиг в сторону мобильности «может заменить привычные продажи новыми схемами, позволяющими получать больше прибыли c километра или поездки», — говорится в докладе McKinsey & Co.
Однако сперва Toyota должна убедить не только себя, но и традиционных поставщиков и дилеров, что просто продавать машины вскоре будет недостаточно. «Мы не бросаем наш основной бизнес, но мы не можем просто продолжать делать машины, — говорит Томояма. — Принять ощущение надвигающегося кризиса всем по-прежнему довольно сложно».
Статья интересная. Хотя еще лет 5 назад читал статью о том, что один из руководителей тойоты заявил, что на ближайшие 50 лет у них все разраьотки есть, но не выпускают в серию, потому что люди еще не готовы.
Комментарий удален модератором
Молодцы.
Что, молодцы?
Где электоромобиль Toyota с запасом хода на 400 км?
Где хотя бы 3-е поколение автопилота Toyota?
Почему почти все автомашины Toyota внутри выглядят по-старперски?
1. оставаться лидером рынка, продолжать зарабатывать и выпустить электромобили с автопилотом когда посчитаешь нужным
2. послушать Васю, который явно лучше разбирается в этом бизнесе и потратить кучу денег чтобы посоревноваться в популярности с маском
Комментарий недоступен
Mercedes? Audi? FCA?)
Комментарий недоступен
"У Totota есть $50 млрд" опечатка
Сервис каршеринга Hui (что по-гавайски значит «группа»).
Наши на Гавайях раздолье похоже)))
Шутка на уровне пояса, но все же)))
Комментарий недоступен