Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

Что есть метаверс, каковы его основные свойства, зачем он нужен бизнесу и какие дает возможности прямо сейчас, какие основные барьеры стоят на пути его развития и что ждет нас в ближайшем и не только будущем — отвечаем на все эти вопросы в новой статье.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

Мы в JetStyle работаем над созданием метавселенных и много о них говорим – внутри компании, с заказчиками, на отраслевых мероприятиях, в своих соцсетях и блоге. Эта статья о возможностях, которые открываются для бизнеса и пользователей, от лица нашего главного по метаверсам — Алексея Маркина, сооснователя JetStyle и креативного директора JetXR.

Мы подробно разберем:

Примечание 1: предвидя возможные споры, хотим обозначить свою позицию. Несмотря на то, что все идет к одному большому метаверсу, до цели еще далеко, поэтому о текущем состоянии мы, JetStyle, говорим и пишем во множественном числе — метаверсы. Сейчас есть только зачатки — маленькие, пока никак друг с другом не связанные фрагменты того целого, которое будет в будущем.

Вспомним ситуацию с интернетом — на его заре было много разрозненных сетей, много разных «…нет» — потом они объединились и получился один интернет. С метаверсом сейчас то же самое.

Примечание 2: все иллюстрации к этой статье мы создали при помощи Midjourney – будущее все ближе)

Определение метаверса

Для начала установим терминологическую основу. Например, Википедия дает такое определение: «Метавселенная — это постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологии виртуальной реальности…» и бла-бла-бла — скучно и решительно непонятно!

Если подходить формально, метаверс — это над-вселенная. Поэтому в общем виде метаверс — это расширение реальности новыми слоями. При этом среда метаверса состоит из привычных сущностей: люди выглядят как люди, они друг с другом взаимодействуют, разговаривают, двигаются.

И вся эта воссозданная реальность более реальна, чем интернет, в котором мы все находимся сейчас. Это значит, что мы в эту реальность будем вкладывать гораздо больше, чем сейчас в интернет, и жить в ней будем больше, хотя, казалось бы, куда уж.

Свойства метаверса

Метаверсы не сводятся к одному виару, но виар сегодня — это первый прототип опыта, который можно получить в метаверсах. От виртуальной реальности уже сегодня можно извлечь выгоду, которую мы ждем от метаверсов. Поэтому, говоря о метаверсах, мы будем много говорить о виаре.

1. Иммерсивность

Метаверс стирает границу между человеком и средой, в которой он действует. В виртуальной реальности речь идет о состояниях онлайн/не онлайн, присутствую/не присутствую, взаимодействую/не взаимодействую, контроль прямой/непрямой и т. д. Мы привыкли, что одна реальность — это то, что находится в рамках экрана устройства, а другая — за его границами.

Виртуальная реальность для многих — первый опыт, когда у интерфейса нет прямоугольной рамки.

2. Нативное взаимодействие с окружением

Сейчас человек думает, что он властелин машины. Инструменты, которыми мы осуществляем ввод, — прямые, директивные: мы вводим что-то с помощью мышки, тачпада или голоса, и уверены, что это будет сигналом, на который отреагирует система. Но основным инструментом интерфейсов все больше становится предсказание системы о нашем следующем действии.

3. Включение тела в пространство

В виаре средством ввода является то, как мы шевелимся, а шевелиться осознанно всем телом значительно сложнее, чем шевелить отдельно рукой или просто что-нибудь проговаривать вслух. С этой точки зрения, в будущем всё сильнее будет размываться граница того, что можно считать «я». Сейчас большинство думает, что «я» — это то, что находится в пределах кожи. Но эту концепцию уже можно пересмотреть и оспорить, потому что часто это уже не так и без всякого виара.

Зачем метаверсы бизнесу?

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

1. Обеспечивают включенность

Во-первых, бизнесу очевидно нужна среда, обеспечивающая бóльшую вовлеченность. Виар — это единственная однозначная по своему замыслу искусственная среда. Виртуальную реальность почти невозможно игнорировать, потому что есть только одна реальность в один момент времени, и если вы хотите перестать с ней взаимодействовать, вам нужно снять VR-шлем с головы.

2. Приближают к физическому взаимодействию

То, как мы взаимодействуем в виаре, больше всего похоже на то, как мы взаимодействуем в реальным мире. И объекты там максимально приближены к своим физическим аналогам. Есть куча ограничений (об этом позже), но все равно ближе некуда.

3. Соответствуют технологическому тренду

С точки зрения технологий, метаверсы становятся всё доступнее: появляются всё более совершенные устройства, и ими всё чаще пользуются обычные люди. Пример такого устройства — Oculus Quest. Продажи показывают большой рост, следовательно, это технологический тренд.

4. Соответствуют демографическому тренду

Во-первых, из-за коронавируса мы все перешли в гибридный режим существования — офлайн и онлайн перемешались, удаленное взаимодействие резко стало для всех актуально и остается актуально, несмотря на то, что эпидемия поутихла.

А во-вторых, игровой опыт очень долго готовил нас к интерактивному взаимодействию, поэтому многие ждут, что реальность начнет на них откликаться примерно так же, как интерфейс трехмерных игр. Так что пользователей, которые готовы к такому опыту, тоже много.

5. Подходят для обучения навыкам

VR-тренажеры наглядно показывают все полезные свойства метаверсов для обучения. Они полностью окупают себя в случаях, если обучение требует дорогого оборудования или итеративных расходов, например, на командировки, или если оно опасно для жизни обучающихся. Также виар решает проблемы погружения и сфокусированности — изолирует от отвлекающих факторов. А еще у VR-тренажеров низкий порог входа: не нужно обучаться интерфейсу, можно сразу начинать учиться самой деятельности.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

6. И для создания корпоративной культуры

Совещания, презентации, тренинги, семинары — налог на периодический сбор в одном месте распределенной группы сотрудников из нескольких филиалов в разных городах гораздо больше, чем стоимость корпоративного метаверса.

7. Привлекательны для многих

Метаверсы — это еще и способ сбежать из утомившего мира. Здесь я прежде всего имею в виду то, что можно пощупать уже сейчас, и это VR. Виртуальная реальность имеет магическое воздействие на восприятие — те, кто впервые в нее попадают, даже если это простой в плане графики, не очень реалистичный опыт, получают массу ощущений и эмоций. Что уж говорить о качественных опытах.

Кому подходят метаверсы?

Уже сейчас применение виртуальной реальности можно найти как минимум в игропроме, развлечениях, обучении, путешествиях и шопинге.

Барьеры на пути в светлое будущее

Развитию метаверсов мешает несколько аспектов.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

1. Ограниченные средства ввода-вывода

Первое и главное — люди несовершенны. И пока нет прямого соединения «компьютер — мозг», как у мистера Андерсона в «Матрице», мы так или иначе будем страдать, причем на многих уровнях.

Во-первых, перемещения — пространство в виаре ограничено, мы не можем двигаться полностью произвольно, как нам хочется.

Во-вторых, физические ощущения и неправильный подход к их обеспечению — сейчас разработчики пытаются воссоздать техническими средствами всё от запахов до прикосновений. Так можно обмотать человека с ног до головы разной электроникой и все равно не достичь нужного эффекта.

В-третьих, латентность сети — обычной скорости интернета недостаточно для реальных нужд метаверсов. Поэтому, например, до сих пор нет ни одной мультиплеерной игры, в которой было бы нормально реализовано бросание предметов. Когда мы бросаем объект в многопользовательском опыте, сначала он должен просчитаться на сервере, а потом всем участникам должны прийти его координаты — тогда у всех всё будет синхронно. Но из-за ограничений сети так не получается.

И наконец, массовость — мультиплеер в метаверсах сейчас ограничен несколькими десятками человек. World of Warcraft, Counter-Strike, Minecraft и проч. — все это безграничные виртуальные пространства, где можно найти всё что угодно, но там не может находиться одновременно много людей.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

2. Нехватка контента

Если сравнить количество контента в интернете и того, что требуется для метаверсов, разница будет драматическая. Следовательно, для метаверсов нужно очень много криэйторов, которых у нас нет. Альтернатива — искать способ машинного получения контента.

Имеющийся инструментарий в основном был создан для игропрома — нам же нужен другой, более современный и совершенный. Примеры чего-то подобного — DALL-E и Midjourney, сервисы для создания изображений из текстовых описаний.

Примечание: все иллюстрации к этой статье мы создали при помощи Midjourney — интересно, что будет дальше.

3. Централизация

Кто сейчас делает метаверсы? Microsoft, Meta*, Epic и прочие большие мальчики. Все делают по-своему хорошо, но, если посмотреть на это свысока, то видно, что всё балканизировано: каждый делает по-своему, у каждого свой протокол — не предусматривается возможность ходить из одной метавселенной в другую со своим аватаром и другими виртуальными ценностями.

Аналогично развивался тот же интернет. В Web 1.0 все делали свои странички и размещали их на своих серверах. Потом появился Web 2.0, Гугл и Фейсбук* — все стало централизованным, появилась очень удобная авторизация, хранение, всё принадлежало четырем-пяти крупным игрокам. Ну и Web 3.0, или по крайней мере то, что под ним подразумевается сейчас, наиболее близко соотносится с тем, чем должна стать единая метавселенная в будущем.

При этом для корпоративного метаверса централизация не является чем-то плохим, потому что корпорации любят консолидировать всё внутри себя — для них это естественно. Но для большой единой метавселенной, которую мы хотим когда-нибудь построить, это проблема.

Что нас ждет в будущем?

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

1. Фулбоди-трекинг

С технической точки зрения самыми совершенными в плане метавселенных сейчас считаются те же Horizon от Meta* или Rec Room — аватары в них видны по пояс, потому что в гарнитурах нет трекинга всего тела, и тречить можно только голову и руки. Для настоящей иммерсивности не хватает ног.

Попробуйте Free-Roam VR — игры в виртуальной реальности со свободным перемещением в специальном обмундировании, и мир для вас не будет прежним. Но в обычной жизни никто в здравом уме не будет надевать никакие костюмы, чтобы заглянуть в метаверс ради пятиминутной встречи — слишком сложно. Тот же Oculus Quest популярен во многом за счет того, что требует только надеть на голову хедсет и взять контроллеры, чтобы мгновенно попасть в виар.

При этом нельзя просто взять и дорисовать то, что мы не можем трекать, — потому что тогда у пользователей будет сенсорный разрыв: мозг не сможет воспринимать движения, которые тело в действительности не производит.

Альтернативные варианты, которые говорят нам о скором появлении фулбоди-трекинга, уже начинают появляться. Опыты показывают, что, если разместить камеры на контроллерах, то можно, пусть пока весьма коряво, но уже делать трекинг тела. При этом, есть такой софт, например, Cascadeur (отечественная разработка для игропрома), который на основе нейросети дорабатывает движения практически любого персонажа до очень естественных состояний. И если объединить данные с камер контроллеров и нейросети, то в понятной и обозримой перспективе у нас может появиться вполне нормальный трекинг всего тела.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

2. Считывание эмоций

Марк Цукерберг всех активно приглашает в свои Horizon Venues и Workrooms, мол, давайте работать в едином пространстве, перед одним вайтбордом, в VR-шлемах. Это всё классно, но обычный зум по-прежнему лучше справляется со взаимодействием просто потому, что мы видим эмоции людей.

А в Horizon с моим любимым Oculus Quest 2, у которого нет лицевого трекинга, мы не знаем, как реагируют собеседники друг на друга: хмурятся они или улыбаются. Мы видим только язык тела — и это тоже неплохо. Собеседники могут, например, показывать фигу в знак несогласия.

И эта проблема должна скоро решиться: в этом году выйдет Cambria — чудесный новый хедсет от Марка Цукерберга за килобакс. В нем будут камеры для считывания и воспроизведения эмоций. И никто не сможет скрыть от работодателя, что он не вовлечен или чем-то недоволен — но это тема для отдельного страшного разговора про цифровой концлагерь.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

3. Общий стандарт метаверса

Пока остаются вопросы про то, как переходить из одной части метавселенной в другую сквозным образом и переносить с собой цифровые ценности: аватары и предметы. Но уже есть надежда на блокчейн, NFT и способность людей договориться о едином формате на поле метаверсов.

4. Цифровой автоответчик

Уже сейчас есть отличные примеры цифровых людей, которые полностью реагируют на обращения, и не только текстом, но и эмоциями. И выглядят они отлично, и действуют порой так, что практически невозможно отличить, что это не человек. Дальше будет только лучше (или хуже, как посмотреть) — прекрасно будет работать цифровой автоответчик: человек будет выдавать аватару полномочия, чтобы тот совершал за него рутинные и не очень действия в метаверсе. Вспомним дублей из «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.

А если сильнее укоротить горизонт?

Все это так или иначе случится когда-то в будущем, но есть и более определенные перспективы, о которых можно говорить с еще большей уверенностью.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

1. Корповерс

Пока ни у кого нет понимания и общих стандартов и протоколов перехода из одного метаверса в другой — ближайшее будущее остается за корпоративными метаверсами. Их пользователи — работники компаний, метаверс для них — овеществление мира компании, а не мира в целом.

2. Иммерсивность

Быстрее всего прогрессировать будет иммерсивность, ведь скоро выйдет следующее поколение хедсетов: Cambria и Oculus Quest 3 — второй гораздо доступнее по цене, но с похожими возможностями.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

3. Коллективный опыт

Все это сильно изменит коллективный опыт и обучение за счет цифровизации и повышения включенности.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

Наша собственная ставка – корповерсы

Мы в JetXR занимаемся созданием корпоративных метаверсов, потому что это что-то понятное, что нужно всем во всем мире и прямо сейчас, что точно выживет и с чего начнется большой единый метаверс — the Metaverse, который пока находится в более далекой перспективе.

Что ждет нас в метаверсе в ближайшее время: возможности для бизнеса и пользователей

Компетенцию всегда нужно копить как можно раньше — до того, как технология станет сверхпопулярной, поэтому заниматься метаверсами пора уже сейчас. К тому же вещей, которые нужно понимать на практике, очень много: это и нюансы сети, и подходы к иммерсивности, и борьба с укачиванием — в общем, другой подход к проектированию пользовательского опыта.

Мы накопили изрядную экспертизу, но метаверсы — это совсем другой мир, и самое удивительное ждет нас всех впереди. Так что, если вы задались вопросом, зачем вам могут пригодиться метаверсы и хотите познакомиться с нашими кейсами, напишите мне на почту alex@jetstyle.ru или в телеграм @alexnashzemlyak — обсудим.

3737
реклама
разместить
13 комментариев

Комментарий недоступен

6

мы в самом начале обозначили свою позицию в примечании:

Примечание 1: предвидя возможные споры, хотим обозначить свою позицию. Несмотря на то, что все идет к одному большому метаверсу, до цели еще далеко, поэтому о текущем состоянии мы, JetStyle, говорим и пишем во множественном числе — метаверсы. Сейчас есть только зачатки — маленькие, пока никак друг с другом не связанные фрагменты того целого, которое будет в будущем.

Вспомним ситуацию с интернетом — на его заре было много разрозненных сетей, много разных «…нет» — потом они объединились и получился один интернет. С метаверсом сейчас то же самое.


Не только Meta это делает, кстати.

В мае мы модерировали секцию на РИФ+КИБ по метавселенным, было много обсуждений, у кого где какие зачатки сейчас есть — обязательно выпустим и этот обзор тоже

1

Это игра до тех пор пока у этой игры нет реальных причинно следственных связей с реальностью. 140 самоволка в интернете это тоже мелочь пока лучший троль не становится президентом.
В VR не недостаток контента, а недостаток контекста.

Судя по трендам и вливаемым бабкам,в метавселенной нас ждет кризис доткомов

4

Зукенберг однозначно не вытянет. Они доску объявлений то запустить не смогли

1

скоро школьники будут проходить уроки в метавселенных

1