{"id":13753,"url":"\/distributions\/13753\/click?bit=1&hash=71c4aec1d0d36c3e02bbee27c7077bb451b2e126ca03b4970b80229e13d4831f","title":"\u0420\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440: \u0431\u0440\u0430\u0437\u0438\u043b\u044c\u0441\u043a\u0430\u044f \u0431\u0438\u0440\u0436\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"ba7ce226-a103-5c8d-a1ed-0b3694458099","isPaidAndBannersEnabled":false}

Чего ждать от стартапов в будущем? Инсайты по итогам программы GoGlobal 2022

Как события 8-месячной давности повлияли на глобальные амбиции стартапов? Руководитель акселерационных программ «Акселератора ФРИИ» и CEO GoGlobal Гаджимурад Алиев о трендах 2022 года по итогам работы двух наборов программы GoGlobal.

Гаджимурад Алиев
Руководитель акселерационных программ «Акселератора ФРИИ» и CEO GoGlobal

Программа GoGlobal работает c 2019 года и через неё прошло 260 стартапов и IT-компаний. Это не бесплатная программа, куда начинающие стартапы идут, просто потому что могут. Большинство участников — это компании с выручкой более 100 млн рублей в год, ведущие устойчивый бизнес в России и твердое желание диверсифицировать выручку и выйти на международный уровень. У большинства участников нет опыта работы за рубежом и нет четкого представления, в какую страну лучше проводить экспансию. Хотя в каждом наборе есть несколько компаний, задача которых масштабировать свои зарубежные продажи. Такие команды, конечно, показывают наилучшие результаты. Так было до февраля 2022 года.

24 февраля 2022 года мы с командой «Акселератора ФРИИ» только планировали запускать набор, готовили необходимые материалы, расписывали программу и согласовывали экспертов. Так как программа шла уже не первый год, то большинство процессов были утверждены. Но всё поменялось.

Главный вопрос — нужен ли теперь компаниям Global? Мы действительно не знали, будут ли желающие участвовать в программе, когда объявляли очередной набор. Но заявок не стало меньше, чем в прошлые года. Изменились участники. Вот несколько трендов, которые мы заметили в программе GoGlobal и которые подтверждаются наблюдением за рынком. Последствия событий 2022 года мы будем наблюдать еще очень долго, но это первые тенденции.

Демо день программы GoGlobal

Глобальные рынки как способ выжить

Если раньше в GoGlobal шли, чтобы масштабировать бизнес, то сейчас для многих это вопрос выживания. Одна из причин в том, что компания Meta*, хоть и признана экстремистской и террористической в России, но раньше её продуктами пользовалось много людей. Многие бизнесы полностью строили маркетинговую стратегию с опорой на Facebook и Instagram. По признанию некоторых участников наших программ найти такие же мощные каналы лидогенерации в оставшихся доступными инструментах пока не получилось. Поэтому перед компаниями встал вопрос — либо сильно сокращать бизнес, либо выходить на новые рынки.

Закат EdTech?

Пандемия вызвала невероятную популярность образовательных проектов, это и понятно — спрос создал большой рынок онлайн-образования. Но к началу 2022 года волна локдаунов по всему миру спала, постепенно люди начали возвращаться к офлайну. Рынок онлайн-образования пережил свою «золотую лихорадку» и сейчас, видимо, выходит на плато постепенного уверенного развития.

Кривая Гартнера — универсальная кривая развития технологий

Среди участников GoGlobal в 2022 году было несколько компаний с EdTech-продуктом. Но большинство из них предлагают не самостоятельный продукт, а решения для повышения эффективности образовательных компаний. Например, компания «Скиллфолио» разрабатывает продукт для школ, университетов и образовательных учреждений самых разных форматов. Главная задача — повысить мотивацию обучающихся на основе методов вовлекающего обучения и снизить выгорание педагогов.

Всё меньше стартапов

В программу GoGlobal всё меньше приходит классических стартап-команд. Под стартапами я подразумеваю небольшие команды, с непроверенной бизнес-моделью, желанием масштабироваться в десятки раз за очень короткое время и планирующие привлекать инвестиции по венчурной модели.

С другой стороны, всё чаще крупные компании используют акселерационные программы как инструмент для проверки и прокачки своих новых продуктов. Например, среди выпускников GoGlobal 2022 команда Geoscan.aero, которая разрабатывает и продает световые шоу беспилотников в страны Персидского Залива, Индию, Южную Америку, Африку. Команда работает в структуре компании «Геоскан».

Шоу дронов от Geoscan.aero

Другой вариант, когда в программу идет компания, которая уже давно и успешно работает на рынке России. В какой-то момент CEO решил, что надо попробовать новые инструменты развития бизнеса. И оказывается, методики, которыми пользуется венчурный рынок, отлично работают в других отраслях. Например компания Rookee, платформа перформанс-маркетинга для бизнеса. Команда работала только в России, занималась оптимизацией рекламных бюджетов и автоматизированным привлечением клиентов для малых и средних предпринимателей. Основатель компании, признается, что никогда не считал свою компанию стартапом, но методики «Акселератора ФРИИ» позволили быстро проверить рынки и сделать первые продажи в Латинской Америке, Турции и странах СНГ.

Делать чужой бизнес прибыльнее — прибыльно

80% продуктов участников программ GoGlobal 2022 года — это маркетинговые технологии MarTech. Команды предлагают решения, которые позволяют другим компаниям проще привлекать клиентов, удерживать их и повышать конверсию в покупки. Например, компания CallShark разрабатывает сервис видеоконсультаций для любого сайта или мобильного приложения. То есть, ритейлер, у которого много продавцов-консультантов, может воспользоваться разработкой CallShark, чтобы онлайн-покупатели имели полноценный доступ к консультантам в торговом зале. Это приложение хорошо зарекомендовало себя в России, в сетях по продаже косметики и электроники. По словам разработчиков, конверсия из корзины в первую покупку увеличилась на 30%. В программе GoGlobal компания тестировала рынки Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, Вьетнам).

Искусственный интеллект становится обычным делом

Года три назад было очень модно делать разработки с использованием искусственного интеллекта. Бигдату и AI не использовал в своих продуктах только ленивый. Отчасти эта стратегия оправдывала себя, потому что на волне хайпа можно было получить свою долю известности просто приписав хорошему продукту заветные две буквы ИИ. Но реально с большими данными работали немногие. Сейчас искусственный интеллект применяет каждая вторая команда, но об этом иногда даже не говорят. Хайп кончился, началось рутинное применение. Например, компания ITFB занимается автоматическим распознаванием, извлечением, анализом и передачей данных в целевую систему. Компания делает так, чтобы трудоемкая обработка, проверка и перенос данных из бумажных или электронных документов в информационные системы проходил без ошибок и быстро.

Импортозамещение

В GoGlobal мы не делаем акцент на российском рынке. Программа нацелена на компании, которым нужна помощь в работе в других странах. Но многие участники параллельно ставили задачу на время программы — протестировать и найти дополнительные ниши на российском рынке, там, откуда ушли зарубежные компании. Конечно, бессмысленно сейчас бросаться делать продукт с нуля, но если в компании разрабатывался какой-то продукт, который после незначительных доработок может выйти на замену ушедшим — то это хороший шанс занять нишу.

Мы живем в эпоху глобальных перемен и ещё не видим всех последствий происходящего в мире. В моем списке нет, например, HR-вопроса, который очень остро стоит перед российским бизнесом, но о каких-то решениях можно будет говорить, когда закончится СВО и частичная мобилизация. Остаются вопросы трансграничных переводов средств и работы с иностранными партнерами. Много наших клиентов разъехалось по миру и продолжают миграцию каждый в поисках своего — кто-то спокойного быта, кто-то большого рынка. Я специально не касаюсь их, надеюсь, эти вопросы останутся в разряде временных трудностей и проблем, а не превратятся в тренд.

Отложенный эффект всех этих изменений нам еще предстоит увидеть. Минимальный антикризисный набор предпринимателя — это сценарное планирование, частые ретроспективы и разборы, поддержка команды и лояльных клиентов.

«Акселератор ФРИИ» продолжает работать, поддерживает комьюнити, помогает компаниям сохранять и приумножать свой бизнес вне зависимости от того, где находится команда или собственники. Предприниматели всегда найдут лучшие решения самых сложных ситуаций и благодаря кризисами станут только сильнее.

Финалисты программы GoGlobal
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null