{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Крипта, NFT, неправильная метавселенная Цукерберга и другие главные дискуссии 2022

Подводя итоги уходящего года и намечая план действий на 2023, нельзя не взять на заметку наблюдения, мнения и советы спикеров прошедшего в ноябре Web Summit – самой важной технологической конференции. Поговорить о настоящем и будущем технологий в Лиссабон приехали топ-менеджеры ведущих компаний, лидеры стартапов, инвесторы и научные специалисты со всего мира. Вместе они подняли огромное количество тем – от эволюции голосовых помощников наподобие Alexa и технологичной борьбы с гендерным неравенством в медицине до использования блокчейна и цифровых двойников предприятий в целях достижения углеродной нейтральности. В этом материале мы рассказываем о наиболее интересных дискуссиях российского рынка.

Криптовалюта: от «даже не валюты» до «самой стабильной вещи»

«Крипта, пожалуй, единственная стабильная вещь в этой очень динамичной среде», – такое мнение выразил Чанпэн Чжао, основатель и глава крупнейшей в мире криптовалютной биржи Binance, которому выпала честь стать одним из тех, кто открыл Web Summit 2022. (Стоит отметить, что вскоре после конференции он окончательно закрепил за собой титул самой влиятельной персоны в криптомире благодаря банкротству четвертой по размеру криптобиржи FTX).

На фоне продолжавшихся в течение года потрясений и банкротств на этом рынке и особенно рухнувших в ноябре котировок на большинство криптовалют такое заявление может показаться весьма и весьма спорным. Однако Чжао считает, что непростая ситуация, в которой сегодня оказался крипторынок, связана прежде всего с макроэкономическими и политическими факторами: «Это мир нестабилен», – выразил он уверенность. Еще одна причина проблем, на его взгляд, кроется в перекредитованности крупных игроков. В то же время, по мнению главы Binance, на более долгом горизонте – в 5-10 лет – перспективы рынка криптовалют выглядят гораздо позитивнее.

В то же время на саммите звучали и более критические высказывания в отношении криптовалют: «Крипта разрушает жизни людей», – такое довольно смелое заявление сделала Молли Уайт, создательница Web3 Is Going Just Great – довольно любопытного проекта, который фиксирует примеры неудач в области Web3, криптовалют, NFT и других технологий, основанных на блокчейне. «Сам факт того, что обычным людям говорят вложить их собственные деньги в такие проекты, а затем положиться на добрую волю [руководителей] проектов, которые, возможно, и выдадут им компенсацию в случае взлома, если они будут в состоянии… это неразумно», – заявила она.

Критическую позицию Уайт поддержал актер и журналист Бен Маккензи, подчеркнув, что криптовалюты нельзя назвать валютами с экономической точки зрения. Он также высказался и о видимом росте поддержки криптовалют со стороны известных личностей, отметив, что за продвижение большинству из них платили в традиционной, а не криптовалюте. «Я предполагаю, что большинству знаменитостей звонил их агент со словами: «Эй, вы можете получить X долларов, почти ничего не делая», – добавил он.

Однако основатель блокчейн-проекта Cardano Чарльз Хоскинсон встал на защиту криптовалюты, отметив, что и существующей финансовой системе есть что предъявить (в оригинале прозвучало: «The financial industry f*cks people»), в то время как криптовалюта может стать ее достойной альтернативой: «Как мы можем объединить больше людей по всему миру, собрать больше денег, оказать большее влияние и сделать это более прозрачным образом?», – задал он вопрос участникам конференции. Ответ, на его взгляд, очевиден – с помощью криптовалюты.

Web 3.0 и метавселенная: наступит ли прекрасный децентрализованный интернет будущего

Концепции, которые могут изменить все

Если составить список слов, которые чаще остальных звучали из уст участников саммита, то его, без сомнений, возглавят Web 3.0 – или просто Web3 – и «метавселенная», которые в том или ином объеме встречались в большинстве выступлений.

В то время как некоторые полушутя задавались вопросом, действительно ли у метавселенной Decentraland всего 38 активных пользователей при миллиардах инвестиций, другие – и в их числе создатели игр, контента, сетевых комьюнити и криптотрейдеры – отмечали неоспоримые преимущества Web 3.0, такие как открытость, надежность и прозрачность. Создатель Всемирной паутины Тим Бернерс-Ли выразил мнение, что Web 3.0 способен полностью изменить представление о том, как пользователи делятся своими данными с брендами и не только.

Метавселенная должна защищать интересы детей

Неотъемлемая часть концепции Web 3.0 – это метавселенная. Глобальный директор Lego по продуктам и маркетингу Джулия Голдин характеризовала ее как пространство, где люди смогут работать, развлекаться и создавать новые фантастические миры. По ее словам, метавселенная предоставит пользователям более продвинутые и погружающие технологические инструменты, которые позволят им беспрепятственно взаимодействовать на разных устройствах с миллионами людей одновременно и «быть гораздо креативнее, чем когда-либо». Однако, по мнению Голдин, у этой концепции есть существенное упущение – она исключает детей.

Представитель Lego отметила, что Web 2.0 разрабатывался без учета интересов детей, в результате чего сегодня большинство из них находится на небезопасных цифровых платформах. По этой причине очень важно с самого начала строительства Web 3.0 озаботиться этим вопросом и убедиться, чтобы дети могли безопасно и полноценно наслаждаться жизнью в этом новом виртуальном пространстве. По словам Голдин, именно эту цель ставит перед собой Lego в области развития в метавселенной и надеется вдохновить своим примером другие компании.

Meta* строит неправильную метавселенную?

Спикеры форума поднимали и другие концептуальные вопросы, связанные с подходом к строительству метавселенной, и это подчеркнуло тот факт, что даже среди тех, кто бесспорно признает необходимость двигаться в эту сторону, не всегда совпадают взгляды на то, как все должно работать. Например, Герман Нарула, соучредитель и генеральный директор компании Improbable, ведущей разработки в сфере VR и видеоигр, считает, что Meta* занимается в этом направлении не тем, чем стоило бы: «Говорить, что Facebook* строит метавселенную, значит сбивать с толку относительно самого представления о том, что такое метавселенная», – заявил он. – «Они создают полностью закрытую платформу, у которой нет экономики и возможностей метавселенной, и которая по сути представляет собой всего лишь видеоигру». Сам же глава Improbable считает, что метавселенная – это сеть связанных реальностей со свободным обменом ценностями между ними, а стратегия детища Марка Цукерберга исключает это. К тому же, на взгляд Нарулы, VR-оборудование Meta* невероятно дорогое, а опыт, который компания предлагает получить с его помощью, недостаточно привлекателен для аудитории: «Есть так много удивительных вещей, которые вы можете сделать в виртуальных мирах... Почему вы захотите участвовать в Zoom-собрании в виртуальном мире, если [вместо этого] вы можете… например, сражаться с драконом… или участвовать в удивительном приключении?», – задал риторический вопрос Нарула.

Основатель Second Life Филип Роуздейл поддержал скепсис коллеги в отношении ставки Meta* на опыт, завязанный почти исключительно на VR-гарнитуру. На его взгляд, метавселенная, доступ к которой можно получить только с помощью подобного оборудования, непривлекательна с точки зрения комфорта: «Ваша готовность носить VR-шлем на лице прямо пропорциональна уровню комфорта, который вы испытываете, находясь в комнате с незнакомцами с завязанными глазами». Также, на его взгляд, есть и фундаментальные научные проблемы, связанные с качеством работы VR-оборудования, которые до сих пор не решены, даже несмотря на колоссальные инвестиции.

NFT изменит футбол и благотворительность

Развернулись дебаты и вокруг NFT как части метавселенной. И, хотя один из журналистов и задал невинный (или скорее провокационный) вопрос, нельзя ли считать уникальные токены всего лишь дорогими JPEG-картинками, многие игроки рынка – памятуя о том, как ранее в этом году NFT-стартап Yuga Labs привлек $450 млн посевных инвестиций – осознают, как высоки ставки в этой сфере.

В частности, участники обсуждали, как NFT-технология повлияет на спорт (в преддверии нынешнего Чемпионата мира по футболу тема звучала особенно актуально, причем среди гостей саммита были известные футболисты – например, Патрис Эвра, Алессандро Дель Пьеро и Диего Форлан). В этой связи от уникальных токенов ждут, что они подарят болельщикам совершенно новый опыт взаимодействия с клубами, откроют доступ к информации, получить которую ранее не представлялось возможным, а также позволят им участвовать в процессе принятия решений.

Ева Лонгория, актриса и основательница фонда, оказывающего помощь латиноамериканцам в области образования и предпринимательства, отметила и большой потенциал NFT и Web 3.0 для решения задач в области благотворительности. Воплощение подобных инициатив – одна из задач децентрализованной p2p-экосистемы Utopia, соучредителем которой также выступает Лонгория. (Помимо этого, в числе ключевых задач проекта Utopia находятся защита человеческих прав в области свободы слова и конфиденциальности общения, а также развитие саморегулирующегося общества – естественно, с помощью технологий Web 3.0). В этой связи стоит вспомнить и ЮНИСЕФ, которая в этом году к своему 75-летию запустила NFT-коллекцию Patchwork Kingdoms – вырученные средства пошли на благотворительные цели.

Patchwork Kingdoms

В целом, судя по разговорам на сцене и в кулуарах саммита, в технологической среде сложилось понимание того, что развиваться в направлении Web 3.0 и метавселенной необходимо. Другое дело, что пока не совсем ясно, как это делать, ведь сегодня аудитория подобных проектов мала, а порог входа довольно высок. Да и инвестиционная зима, которая, по мнению экспертов, уже наступила, тормозит этот процесс. Однако, как отметила та же Джулия Голдин из Lego, «метавселенная случится, хотите вы этого или нет», и многие с ней согласны.

Тренды медиарынка: борьба с кризисом доверия среди молодежи

Микроплатежи снова в моде?

Будущее рынка СМИ стало еще одной важной темой прошедшего Web Summit, и в ее обсуждении участвовали многие медиакомпании, включая Vice, Axios, The Washington Post, TechCrunch, Teen Vogue, The Atlantic и Fast Company.

Одним из главных вопросов, поднимавшихся в этой связи, стало усиление роли микроплатежей, которым до этого уже не раз прочили закат. Однако нельзя сказать, что среди игроков рынка сложился какой-то консенсус в этом отношении. Технологические компании, предоставляющие услуги медиа, настроены оптимистично, и их аргументы ясны: микроплатежи – это не только дополнительный источник дохода, но и возможность открыть контент гораздо более широкой аудитории и привлечь ее часть в ряды подписчиков. Однако многие издатели имеют опасения, что микроплатежи приведут к каннибализации существующего дохода от подписки, а это превратит все усилия по их внедрению в игру с нулевой суммой, причем для каждого потерянного подписчика им придется генерировать сотни микроплатежей.

В то же время часть медиа, которые уже работают в этом направлении, отказываются от варианта оплаты за каждый отдельный материал, предлагая читателям более интересные и выгодные тематические пакеты в духе «следите за любимой спортивной командой», «получайте новости о своем регионе», «читайте все материалы о выборах в течении месяца», «подпишитесь на любимого обозревателя» и т. д.

Как бы там ни было, рынок, хоть и с возможными опасениями, все же внимательно следит за этой технологией, а специалисты многих компаний прорабатывают возможные предложения, так что вполне можно ожидать, что в 2023 году микроплатежи станут серьезной силой на глобальном рынке интернет-СМИ.

Поколение Z теряет доверие к СМИ

Участники Web Summit также были сильно озабочены наблюдающимся падением доверия к традиционным медиа, особенно со стороны поколения Z, которое все больше избегает новостного контента от СМИ, в том числе и в соцсетях. По словам журналистки Энн Карри, которая более 30 лет освещала военные конфликты и стихийные бедствия из разных частей света, зумеры не доверяют представителям старшего поколения и за информацией обращаются к своим сверстникам. Политический журналист Shade Room Джудит Нванду добавила, что поколение Z, активное в TikTok и Snapchat, серьезно озабочено тем, что единоличная власть над влиятельными медиаплатформами сосредоточена в руках нескольких очень богатых людей, наподобие Илона Маска и Джеффа Безоса.

TikTok – это единственная платформа, где потребление зумерами новостного контента от СМИ растет. Однако это в свою очередь вызывает тревогу уже у самих журналистов и издателей, по крайней мере, у их части. Они связаны с возможным влиянием Коммунистической партии Китая на платформу. «Есть опасения, что данные, полученные от пользователя, могут быть использованы против него в будущем», – заметила Энн Карри.

В то же время заместитель глобального директора по новостям, программированию и развитию Fourth Estate Субрата Де отметил, что важно не прекращать экспериментировать с возможностями продвижения через популярные – в том числе и у молодежи – социальные сервисы и платформы. «Я не верю, что существует какая-то одна группа людей, которым нужны новости, или что люди становятся старыми для чтения новостей. Думаю, наша задача – выяснить, где люди», – отметил он. Поэтому, на его взгляд, даже солидным СМИ не должно быть зазорно экспериментировать с такими платформами, как Twitch или OnlyFans.

Издатели привлекают авторов пользовательского контента

Экономика создателей или creator economy – сфера, в которой пользователи зарабатывают на создании собственного контента – сейчас на подъеме, и потому издатели все чаще присматриваются к найму известных авторов из этой отрасли, ведь такой шаг способен помочь им привлечь внимание свежей и более широкой аудитории.

На самом деле в самом таком подходе нет ничего нового: на протяжении веков издатели держались на известных именах, но, если раньше, они по большей части взращивали их сами, то теперь все чаще смотрят в сторону новых талантов за пределами редакционных стен.

Один из примеров такого сотрудничества – запущенный недавно подкаст «Поп-культура с Шанте Жозеф» от The Guardian: в качестве ведущей издание пригласило независимого райтера, успевшего сделать себе имя в сфере creator economy. Сама Джозеф, выступая на саммите, отметила, что при работе со СМИ первостепенная задача для создателя контента – это сохранить свою честность. Логично дополнить эту мысль выводом, что только если автор остается верен себе и своим убеждениям, его аудитория, которую хочет охватить медиа благодаря такому сотрудничеству, останется лояльной.

***

Передовые технологии, которые могут изменить будущее не только бизнеса, но и мира в целом – в их числе криптовалюты и блокчейн, NFT и пресловутая метавселенная – активно развиваются, но во многих сферах это развитие находится все еще на начальном этапе, а параллельно с ним идут и другие глобальные процессы, такие как глубокий экономический спад, сбой международных логистических цепочек, политические конфликты и возросшие требования аудитории к социальной ответственности бизнеса.

В таких условиях предсказать, окупятся ли инвестиции конкретной компании в те или иные технологические инструменты, какими бы продвинутыми они ни были, довольно сложно. Однако и стратегия «пережидания сложных времен» рискует привести к провалу: судя по всему, эти времена с нами надолго (недаром словарь Collins выбрал словом года permacrisis), и пока одни игроки будут просто пережидать, другие, в том числе с помощью продвинутых технологий, найдут и захватят новые ниши и аудитории (а они не перестают возникать и во времена рецессии и спада). И раз технологический прогресс и опирающиеся на него поиски бизнеса будут продолжаться в любом случае, по мере возможностей лучше все же присоединиться к ним – естественно, ставя на первое место экономическую эффективность этих поисков.

* Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ.

0
1 комментарий
Kirill Khudyakov

каеф)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда