Цифровая экосистема: что это такое, особенности ее восприятия и типичные ошибки

Сейчас многие компании выстраивают вокруг своих продуктов их собственную экосистему. По крайней мере, им хочется так думать.

В закладки

Принцип «win-win»

Именно этот фактор определяет удобство пользования сервисом: он прочно входит в повседневную жизнь человека, вызывая «привыкание». Ярким примером такого действия можно назвать «Яндекс», который в настоящее время закрывает все потребности как рядового пользователя, так и бизнеса через онлайн-приложения: заказ еды, покупка билетов, поиск информации и т.д.

К сожалению, зачастую принцип «win-win», который является ключевой характеристикой экосистемы, не реализуется в полной мере. Выгоду получают не все участники взаимодействия «платформа-бизнес-потребитель».

Например, по принципу win-win работают самые популярные социальные сети (Вконтакте, Facebook, Instagram). Однако если мы акцентируем внимание на материальной части, то увидим, что пользователи сетей ничего не получают. И это притом, что именно благодаря пользователям сети и имеют миллиардную прибыль, а бизнес — клиентов.

Цифровой феодализм

На Западе уже сформировалось такое понятие как «цифровой крестьянин». Общество начинает это постепенно понимать. В этом контексте примечателен иск, который подали блогеры на издание Huffington Post, обвиняя его в том, что благодаря бесплатной работе 9 тыс. пользователей, оно смогло заключить сделку на 315 млн. долларов. Эти деньги были разделены между топ-менеджментом и инвесторами, а сами блогеры ничего не получили.

В итоге каждая опубликованная статья этих блогеров - это был своеобразный микровклад в развитие издания. В качестве оплаты пользователи получают опубликованный текст на официальном сайте издания. Это приносит им радость, удовлетворенность, понимание значимости - любые другие социальные блага, которые не выражаются в денежном эквиваленте.

Получается, что экосистема, которая использует принцип «win-win» намеренно отказывается от одного из участников — пользователя. Он не получает никакой прямой (материальной) выгоды.

Многие компании выстраивают вокруг своих продуктов собственную экосистему. По крайней мере, им хочется так думать. Но, на наш взгляд, цифровая экосистема — это не только информационно-технологическая инфраструктура, работающая по принципу «win-win», а, в первую очередь, то, что гармонично и с выгодой вписывается во внутреннюю экономику потребителя.

Виталий Артемьев
CEO цифровая экосистема all.me

Почему ваш продукт не экосистема?

Если возвращаться к условному «Яндексу», то здесь юзер получает удовлетворение потребностей, бизнес — клиента, а сам «Яндекс» — процент от взаимодействия с бизнесом и клиентом. В таком случае — это полноценная экосистема.

Но когда один из участников этого процесса не получает ничего, то сама суть экосистемы утрачивается. Нарушая это условие, любая цифровая экосистема превращается в обычное сервисное предложение, которое будет выполнять одну из функций одного из десятков приложений и сервисов, которыми пользуется клиент.

В этом и заключается проблема: провозглашая себя цифровой экосистемой, компании не понимают смысла этого понятия, и на деле могут предложить лишь сервисное приложение.

А как вы считаете, что такое цифровая экосистема?

Кстати, тут ICT Moscow проводили исследование по этому поводу. Ознакомиться с ним можно здесь.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Евгений Маркелов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 70143, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 03 Jun 2019 10:57:44 +0300" }
{ "id": 70143, "author_id": 305901, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/70143\/get","add":"\/comments\/70143\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/70143"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

1

Согласна с автором, особенно удивила ситуация с блогерами. Интересно, а когда у нас в стране люди поймут, что за качественный контент можно и нужно просить вознаграждение?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }