Цифровая экосистема: что это такое, особенности ее восприятия и типичные ошибки
Сейчас многие компании выстраивают вокруг своих продуктов их собственную экосистему. По крайней мере, им хочется так думать.
Принцип «win-win»
Именно этот фактор определяет удобство пользования сервисом: он прочно входит в повседневную жизнь человека, вызывая «привыкание». Ярким примером такого действия можно назвать «Яндекс», который в настоящее время закрывает все потребности как рядового пользователя, так и бизнеса через онлайн-приложения: заказ еды, покупка билетов, поиск информации и т.д.
К сожалению, зачастую принцип «win-win», который является ключевой характеристикой экосистемы, не реализуется в полной мере. Выгоду получают не все участники взаимодействия «платформа-бизнес-потребитель».
Например, по принципу win-win работают самые популярные социальные сети (Вконтакте, Facebook, Instagram). Однако если мы акцентируем внимание на материальной части, то увидим, что пользователи сетей ничего не получают. И это притом, что именно благодаря пользователям сети и имеют миллиардную прибыль, а бизнес — клиентов.
Цифровой феодализм
На Западе уже сформировалось такое понятие как «цифровой крестьянин». Общество начинает это постепенно понимать. В этом контексте примечателен иск, который подали блогеры на издание Huffington Post, обвиняя его в том, что благодаря бесплатной работе 9 тыс. пользователей, оно смогло заключить сделку на 315 млн. долларов. Эти деньги были разделены между топ-менеджментом и инвесторами, а сами блогеры ничего не получили.
В итоге каждая опубликованная статья этих блогеров - это был своеобразный микровклад в развитие издания. В качестве оплаты пользователи получают опубликованный текст на официальном сайте издания. Это приносит им радость, удовлетворенность, понимание значимости - любые другие социальные блага, которые не выражаются в денежном эквиваленте.
Получается, что экосистема, которая использует принцип «win-win» намеренно отказывается от одного из участников — пользователя. Он не получает никакой прямой (материальной) выгоды.
Почему ваш продукт не экосистема?
Если возвращаться к условному «Яндексу», то здесь юзер получает удовлетворение потребностей, бизнес — клиента, а сам «Яндекс» — процент от взаимодействия с бизнесом и клиентом. В таком случае — это полноценная экосистема.
Но когда один из участников этого процесса не получает ничего, то сама суть экосистемы утрачивается. Нарушая это условие, любая цифровая экосистема превращается в обычное сервисное предложение, которое будет выполнять одну из функций одного из десятков приложений и сервисов, которыми пользуется клиент.
В этом и заключается проблема: провозглашая себя цифровой экосистемой, компании не понимают смысла этого понятия, и на деле могут предложить лишь сервисное приложение.
А как вы считаете, что такое цифровая экосистема?
Кстати, тут ICT Moscow проводили исследование по этому поводу. Ознакомиться с ним можно здесь.
Согласна с автором, особенно удивила ситуация с блогерами. Интересно, а когда у нас в стране люди поймут, что за качественный контент можно и нужно просить вознаграждение?