Рубрика развивается при поддержке

План Циолковского по освоению космоса: насколько далеко продвинулось человечество и чего учёный ждал от будущего Материал редакции

Исследователь предвидел множество технических достижений, их устройство, но его замыслы пока далеки от воплощения.

В закладки
Аудио
​Константин Циолковский

Краткая биография

Константин Циолковский родился в сентябре 1857 года в селе Ижевское под Рязанью. Из-за перенесённой в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и в 1873 году, в 16 лет, его отчислили. После Циолковский до конца жизни занимался только самостоятельно.

С 16 до 19 лет он жил в Москве и изучал физико-математические науки. В 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя. Вскоре его назначили учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище Калужской губернии.

В 1881 году Циолковский опубликовал свою первую научную работу «Теорию газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. «Механика животного организма», вторая его работа, получила благоприятный отзыв Ильи Сеченова, и Циолковского приняли в Русское физико-химическое общество.

Два года спустя учёный написал статью «Продолжительность лучеиспускания Солнца». Другое сочинение, «Свободное пространство», написано в форме дневника от имени наблюдателя, который находился в безвоздушном пространстве и не испытывал действия сил притяжения. В ней Циолковский впервые сформулировал принцип полётов в космосе — реактивное движение.

Работы Циолковского после 1884 года в основном связаны с четырьмя проблемами научного обоснования:

  1. Цельнометаллического аэростата (дирижабля).
  2. Обтекаемого аэроплана.
  3. Поезда на воздушной подушке.
  4. Ракеты для межпланетных путешествий.

В них он предложил основы теории многоступенчатых ракет, жидкостных реактивных двигателей и решил задачу посадки космических аппаратов на поверхность планет, лишённых атмосферы.

В этой публикации, переиздании работ 1903-го и 1911 годов, Циолковский сформулировал план по освоению космоса в 16 этапах, подробно описав развитие «аэропланного дела» на каждом.

Первый этап: оборудование самолёта реактивным двигателем

1. Устраивается ракетный самолёт с крыльями и обыкновенными органами направления. Но бензиновый мотор заменён взрывной трубой, куда накачиваются взрывчатые вещества слабосильным двигателем. Воздушного винта нет. Есть запас взрывчатых материалов и остаётся помещение для пилота, закрытое чем-нибудь прозрачным, так как скорость такого аппарата больше аэропланной и сквозняк невыносим.

Этот прибор от реактивного действия взрывания покатится на полозьях по смазанным рельсам (ввиду небольшой сначала скорости могут остаться и колёса).

Затем поднимется на воздух, достигнет максимума скорости, потеряет весь запас взрывчатых веществ и облегчённый начнёт планировать, как обыкновенный или безмоторный аэроплан, чтобы безопасно спуститься на сушу.

Количество взрывчатых веществ и силу взрывания надо понемногу увеличивать, также максимальную скорость, дальность, а главное — высоту полёта. Ввиду проницаемости для воздуха человеческого помещения в самолёте высота, конечно, не может быть больше известной рекордной высоты. Достаточно и 5 км поднятия.

Цель этих опытов — умение управлять аэропланом (при значительной скорости движения), взрывной трубой и планированием.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Под «взрывной трубой» Циолковский имел в виду камеру сгорания, а в качестве «взрывчатых веществ» рассмотрел множество окислителей и горючих, рекомендуя смеси жидкого кислорода с керосином, спиртом или метаном.

Также Циолковский указал, что можно увеличить скорость истечения газа из сопла, если в качестве окислителя применять озон. Рекомендованными Циолковским компонентами топлива пользовались при создании реактивного двигателя ракеты «Фау-2».

Первые самолёты держались в воздухе плохо, поскольку инженеры не умели решить проблемы управления и сохранения равновесия.

В 1896 году над задачей задумались братья Райт. Их достижением стало открытие трёх осей вращения, что позволило пилотам самостоятельно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Сегодня метод продолжает оставаться основным для всех типов самолётов.

В 1903 году усовершенствованная модель планёра была готова, и братья Райт совершили первый полёт человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем внутреннего сгорания.

Новый этап развития в самолётостроении наступил уже после смерти Циолковского, в 1939 году, — тогда появились самолёты с реактивным двигателем. Такие аппараты называют нулевым поколением.

​Lockheed F-80 Shooting Star — первый американский серийный реактивный истребитель

Самолёты этого поколения развивали скорость до 900 км/ч и поднимались на 13 км. Однако они унаследовали конструкцию фюзеляжа, прямые крылья и аэродинамику от самолётов с поршневым двигателем, поэтому новые модели мало отличались от предшественников.

Применялись различные варианты стартов — от колёсных шасси до направляющих рельс под определённым углом к земле. Затем появился вариант старта, при котором самолёт взлетал и поднимался в небо с помощью жидкостных ракетных двигателей, как ракета.

Стартовая позиция в этом случае состояла из маятниковой конструкции, которая отводила самолёт от земли в самом начале движения, и подъёмников, необходимых для его установки на маятник.

Итог

Первый пункт плана осуществился спустя четыре года после ухода учёного.

Этапы со второго по четвёртый: совершенствование самолётов и первая ракета на жидком топливе

2. Крылья последующих самолётов надо понемногу уменьшать, силу мотора и скорость увеличивать. Придётся прибегнуть к получению предварительной, до взрывания, скорости с помощью описанных ранее средств.

3. Корпус дальнейших аэропланов следует делать непроницаемым для газов и наполненным кислородом, с приборами, поглощающими углекислый газ, аммиак и другие продукты выделения человека. Цель — достигать любого разрежения воздуха. Высота может много превосходить 12 км. В силу большой скорости при спуске, для безопасности, его можно делать на воде. Непроницаемость корпуса не даст ракете потонуть.

4. Применяются описанные мною рули, действующие отлично в пустоте и в очень разрежённом воздухе, куда залетает снаряд. Пускается в ход бескрылый аэроплан, сдвоенный или строенный, надутый кислородом, герметически закрытый, хорошо планирующий.

Он требует для поднятия на воздух большей предварительной скорости и, стало быть, усовершенствования разбежных приборов. Прибавочная скорость даст ему возможность подниматься всё выше и выше. Центробежная сила может уже проявить своё действие и уменьшить работу движения.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Для первого поколения самолётов основным нововведением стало появление стреловидного крыла — для меньшего аэродинамического сопротивления на больших скоростях по сравнению с предшественниками. Первым прототипом реактивного истребителя с полноценным стреловидным крылом стал советский «Ла-160», построенный в июне 1947 года.

Также в самолётах появились гермокабина и кислородное оборудование (первый известный патент с описанием такого самолёта, зарегистрированный в 1907 году, принадлежит Роберту Эсно-Пельтри, однако активная разработка гермокабин началась в 1930-е годы).

Характеристики самолётов первого поколения: скорость до 1000–1100 км/ч (дозвуковая скорость), высота полётов — до 15–16 км.

Циолковский писал: «Разве и сейчас аэроплан, летая на высоте 12 км, не одолевает уже 70–80% всей атмосферы и не приближается к сфере чистого эфира, окружающего Землю! Поможем же ему достигнуть большего». К преодолению этой высоты стремился учёный, опираясь на показатели летательных аппаратов своего времени.

​«Ла-160»

Характеристики второго поколения самолётов:

  • Сверхзвуковые скорости.
  • Двигатели с форсажными камерами (камера сгорания в турбореактивном двигателе, расположенная за его турбиной).
  • Высотность — 19 км.
  • Наличие радаров.
  • Наличие управляемого оружия.

Наряду с авиацией развивалась космическая отрасль.

В 1903 году Циолковский разработал схему жидкостного ракетного двигателя и доказал возможность его использования для межпланетных полётов. Предложенный учёным механизм дополнил Юрий Кондратюк, схема сохранилась в современных двигателях.

Первые двигатели такого типа испытали американский учёный Роберт Годдард в 1926 году и немецкий учёный Герман Оберт в 1929 году (спроектировал трёхступенчатую ракету).

Ракета Годдарда продержалась в воздухе 2,5 секунды, поднявшись на 12 метров, но через четыре года учёный повторил опыт: новая ракета взлетела на 600 метров со скоростью 800 км/ч.

Роберт Годдард готовит к старту одну из своих ракет scientificrussia.ru

Описываемые Циолковским «рули» в четвёртом пункте представляют собой специальные приспособления для управления полётом ракеты и изменения траектории её центра масс, о наличии которых Циолковский задумался в 1911 году.

Две пары газовых рулей, отклоняемых относительно продольной оси ракеты-носителя, обеспечивают управление по тангажу, курсу и крену. Делают их из графита и жаропрочных сплавов; применялись в ракетах «Фау-2», Р-1, Р-2, Р5, на первых ступенях ракет-носителей «Джуно», «Космос», «Скаут».

​Расположение газовых рулей в хвостовой части ракеты: 1 — сопло жидкостного ракетного двигателя; 2 — газовый руль; 3 — ось поворота руля «Космонавтика: Энциклопедия»

В плане по освоению космоса Циолковский также затронул тему приземления ракет на воду. Схожие идеи — у Илона Маска: по его задумке, если первую ступень ракеты удастся успешно приземлить без повреждений, её можно перезаправить и запустить вновь, существенно снизив стоимость космических запусков.

Преимущество посадки на плавучую платформу — сокращение заключительной фазы полёта первой ступени: аппарату не нужно достигать космодрома во Флориде. Следовательно, экономится топливо и повышаются шансы на успешное маневрирование при посадке.

Итог

Здесь Циолковский тоже оказался прав:

  • Самолёты совершенствовались: форма крыльев изменилась, скорость и высотность увеличились, появились гермокабина и кислородное оборудование.
  • Описанные Циолковским «рули» применялись во многих ракетах, а упомянутые им посадки на воду — работают сегодня.

Пятый и шестой этапы: освоение спутников

5. Скорость достигает 8 км/с, центробежная сила вполне уничтожает тяжесть, и ракета впервые заходит за пределы атмосферы. Полетавши там, насколько хватает кислорода и пищи, она всё же спирально возвращается на Землю, тормозя себя воздухом и планируя без взрывания.

6. После этого можно употреблять корпус простой, не сдвоенный. Полёты за атмосферу повторяются. Реактивные приборы всё более и более удаляются от воздушной оболочки Земли и пребывают в эфире всё дольше и дольше. Всё же они возвращаются, так как имеют ограниченный запас пищи и кислорода.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Первым искусственным спутником Земли стал «Спутник-1», запущенный СССР 4 октября 1957 года. Первый американский спутник «Эксплорер-1», разработанный Вернером фон Брауном, учеником Германа Оберта, отправился в космос 1 февраля 1958 года, после запуска уже второго советского спутника.

Фон Браун создал и первую ракету, которая могла нести на большие расстояния груз весом до тонны («Фау-2», 1942 год). Она не только вышла за пределы атмосферы, но и послужила прототипом всех будущих космических ракет-носителей («Восток-1», «Сатурн-5», которая доставила человека на Луну).

«Восток-1» стал первым космическим аппаратом, поднявшим человека на околоземную орбиту — 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос.

​«Восток-1»

Вернер фон Браун предложил создать на околоземной орбите обитаемые лаборатории, переделав верхние ступени ракет-носителей в жилые блоки для длительного пребывания на орбите.

Свои планы он воплотил в космической станции «Скайлэб» — первой и пока единственной американской пилотируемой орбитальной станции. А для миссий «Аполлон» для высадки на Луну использовалась ракета «Сатурн-5», которую фон Браун спроектировал в 1962 году.

​«Сатурн-5» перед запуском

Итог

Циолковский снова оказался прав в своих предположениях.

Этапы с седьмого по девятый: о космическом быте

7. Делаются попытки избавиться от углекислого газа и других человеческих выделений с помощью подобранных мелкорослых растений, дающих в то же время питательные вещества. Над этим много, много работают и медленно достигают успеха.

8. Устраиваются эфирные скафандры (одежда) для безопасного выхода из ракеты в эфир.

9. Для получения кислорода, пищи и очищения ракетного воздуха придумывают особые помещения для растений. Всё это в сложенном виде уносится ракетами в эфир и там раскладывается и соединяется. Человек достигает большей независимости от Земли, так как добывает средства жизни самостоятельно.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Свежий воздух

Космонавты поддерживают низкое содержание углекислого газа в воздухе несколькими способами.

Первым решением проблемы стал «продув». Выделяемый при дыхании углекислый газ выбрасывается в вакуум вместе со всей остальной смесью, но кислорода в помещении остаётся достаточное количество.

Сейчас такая система применяется только в скафандрах в качестве запасного варианта, на случай неисправности основной системы регенерации («шашки» для воздуха). В таком случае воздух циркулирует по замкнутому циклу, без выброса наружу

Убыток кислорода компенсируется тем, что подмешивается кислород из баллонов (или от электролиза воды), а для удаления углекислого газа используют специальные ёмкости с гидроксидом лития.

Благодаря компактности и надёжности «шашек» систему используют в скафандрах и на кораблях-доставщиках вроде «Союза». В современном скафандре космонавт может провести до десяти часов в открытом космосе.

Также она служит запасной системой на МКС: если штатная система вышла из строя или если на станции слишком много людей и основная система не справляется.

В штатном режиме МКС обеспечивают свежим воздухом с помощью молекулярного сита. Вещество, хорошо пропитывающееся газом (не любым, а в зависимости от диаметра молекулы), захватывает углекислоту, а азот и кислород — нет. Ситом выступает цеолит.

Другой принцип — реакция Сабатье. В углекислый газ добавляют водород, на выходе получаются вода и метан. Новый кислород затем извлекают через разложение воды.

У этой системы есть свои недостатки: в силу химических особенностей на практике перерабатывается лишь половина объёма углекислого газа. Поэтому учёные ищут новые способы обеспечения кислородом и поддержания низкого содержания углекислого газа на космических станциях.

Космическое садоводство

Космонавты по-прежнему зависят от доставки продуктов с Земли, несмотря на то, что в разные годы на МКС проводили эксперименты с выращиванием: салата, подсолнечника, кабачков, брокколи, пшеницы, редиса, гороха, китайской капусты.

Вырастить растение в условиях микрогравитации — непростая задача, для этого космонавты применяли специальное освещение, «направляли» рост растения.

Без влияния силы тяжести семена могут просто разлететься в разные стороны. Вода не льётся, а собирается в «шарики», которые могут затопить корни растений. Искусственный свет и вентиляторы необходимо расставить точно в нужных местах, чтобы они заменяли солнце и ветер.

Растения должны хорошо переносить условия на борту МКС: температуру +22 °С, влажность 40% и высокую концентрацию углекислого газа — около 3000 частей на миллион.

По словам ботаника NASA Джойи Массы, к таким условиям растения не привыкли, на Земле показатель составляет 400 частей на миллион.

Помимо перечисленного выше, растения, выращиваемые по методике, похожей на гидропонную, должны давать росток из небольшого количества влажной почвы и быть достаточно стерильными: в космосе их трудно мыть.

Итог

Предположения Циолковского в целом оказались верны, но в деталях, например в способах избавления от углекислого газа, они не совпали с действительностью. Сейчас космонавты не способны добывать «средства жизни» самостоятельно.

Десятый, двенадцатый и тринадцатый этапы: освоение глубокого космоса

10. Вокруг Земли устраиваются обширные поселения.

12. Основывают колонии в поясе астероидов и других местах солнечной системы, где только находят небольшие небесные тела.

13. Невообразимо разколонии Развивается промышленность и размножаются.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Пока Марс и Луна — наиболее вероятные кандидаты на основание колоний в обозримом будущем. По крайней мере о них рассуждают предприниматели и космические агентства.

«Роскосмос»

В 2019 году сформулировал стратегию развития космонавтики в долгосрочной перспективе. Она связана с освоением Луны.

Колонизация спутника делится на несколько этапов:

  • Создание базового модуля окололунной станции, испытания перспективного пилотируемого корабля «Федерация», беспилотные облёты Луны «Федерацией» и исследование Луны автоматическими станциями.
  • Отработка средств доступа на поверхность Луны, первые пилотируемые полёты на поверхность спутника, создание и размещение на Луне первых элементов посещаемой базы.
  • Завершение строительства полноценной посещаемой лунной базы, создание единой системы пилотируемых и автоматических средств освоения Луны. Далее — колонизация Марса.

Для реализации планов необходимо не только построить новые типы ракет-носителей, но и позаботиться о здоровье экипажа.

Последние исследования российских и зарубежных учёных показали: радиация вне магнитосферы Земли (или в зоне ослабленного действия магнитного поля планеты) не только повышает вероятность развития рака, но и способна менять поведение животных и людей, вызывая тяжёлые повреждения мозга.

Предвидя эти проблемы, учёные взялись за разработку зонда «Возврат-МКА», аппарата для проведения биологических исследований в космосе. Два десятка мышей на борту отправятся в длительный полёт, сопоставимый с путешествием к Луне.

NASA и ESA

NASA и ESA (Европейское космическое агентство) также объявили полёт на другие небесные тела своей целью.

Циолковский выделял астероиды в своих планах по освоению космоса. Они могут использоваться в качестве баз для космических кораблей, что также сократит расходы на запуски и увеличит расстояния космических путешествий.

Первая посадка космического аппарата на поверхность кометы прошла 12 ноября 2014 года: на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко спущен модуль «Филы», построенный ESA.

Добытую на Луне или Марсе воду, помимо прочего, можно использовать ещё и для извлечения водорода, который необходим для реактивного топлива.

Если топливо получится производить прямо на Луне (или Марсе), расходы на запуск ракет сократятся. Также корабли можно дозаправлять уже на орбите: технологию разрабатывает SpaceX.

Металлы, добытые в космосе, использовали бы на месте для производства других объектов, например запасных деталей для космических кораблей.

Это можно сделать с помощью технологий 3D-печати, с чем уже экспериментирует стартап Made in Space при поддержке NASA: он напечатал радиационный щит и планирует создавать солнечные панели прямо в космосе.

Комета Чурюмова-Герасименко​ Rosetta-Osiris

Кроме того, NASA официально одобрило миссию Europa Clipper по изучению спутника Юпитера — Европы. Исследовательскую станцию запустят не раньше 2023 года, она займётся изучением ледяной коры и подлёдного океана спутника, его состава, а также поиском признаков жизни на нём.

NASA также планирует очередную миссию программы New Frontiers, в рамках которой к Титану отправят октокоптер Dragonfly. Беспилотник исследует поверхность и атмосферу спутника Сатурна. Старт миссии запланирован на 2026 год, а прибытие к Титану — на 2034 год.

Одна из причин полётов к спутникам газовых гигантов — перспективы добычи полезных ископаемых. Разработкой таких технологий занимаются Moon Express, Planetary Resources, Bradford.

Итог

Предположения Циолковского о колонизации ближайших небесных тел осуществимы в перспективе, в наши дни исследователи заняты разработкой нужных технологий: космических убежищ, производством топлива на Луне, добычи полезных ископаемых.

Одиннадцатый этап: солнечная энергия

11. Используют солнечную энергию не только для питания и удобств жизни (комфорта), но и для перемещения по всей солнечной системе.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

В 1924 году советский учёный Фридрих Цандер написал статью «Перелёты на другие планеты», в которой представил схему конструкции солнечного паруса и принцип его работы. Лёгкость паруса позволит сменить тяжёлое топливо на полезную нагрузку.

В 2014 году NASA запустило в космос солнечный парус Sunjammer из каптона, термостойкого пластика, выдерживающего колебание температуры от +400 до -273 °С. Площадь паруса — 1200 м².

В июле 2015 года российский инвестор Юрий Мильнер объявил об открытии программы Breakthrough Initiatives — серии научных благотворительных проектов, направленных на изучение жизни во Вселенной. Инициативу поддержал Стивен Хокинг.

Один из проектов посвящён разработке флота межзвёздных космических кораблей, использующих световой парус StarChip, для перелёта к звёздной системе Альфа Центавра.

К 2030 году Япония планирует создание орбитального спутника с большим количеством солнечных панелей. Благодаря фотоэлементам аппарат будет способен собирать и пересылать солнечную энергию на Землю.

Основной недостаток солнечных панелей — низкий КПД по сравнению с другими типами генераторов. Среднее значение эффективности панели не превышает 20%; у ветряков оно выше — до 30–35%, у современного дизельного генератора — до 80%.

Итог

Солнечные панели используют в космосе и на земле уже сейчас, а технологии, позволившие бы перемещаться с помощью солнечных лучей, пока разрабатываются.

Совершенный человек и расселение по всему космосу

14. Достигается индивидуальное (личности, отдельного человека) и общественное (социалистическое) совершенство.

15. Население солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному пути.

16. Начинается угасание Солнца. Оставшееся население солнечной системы удаляется от неё к другим солнцам, к ранее улетевшим братьям.

Константин Циолковский
из «Исследований мировых пространств реактивными приборами»

Циолковский предлагал не только технические средства освоения космоса, но и духовные. В этом смысле учёный — один из представителей русского космизма, учения, решившего радикально изменить человеческий быт: полностью урегулировать природу, воскресить ушедших отцов, сделать нравственным идеалом общую братскую жизнь.

На практике исследователи смогли конкретизировать вероятные пути развития человечества: после колонизации Солнечной системы люди отправятся к экзопланетам.

Экзопланета — планета за пределами Солнечной системы, вращающая вокруг другой звезды. Её пригодность для жизни определяется наличием воды в жидкой форме, плотной атмосферой, химическим разнообразием (простые и сложные молекулы на основе водорода, углерода, кислорода, серы, фосфора) и достаточным количеством света и тепла от звезды.

Итог

С нынешним уровнем развития технологий последние пункты плана Циолковского неосуществимы. Однако учёные уже отыскивают планеты, где человек сумел бы поселиться.

{ "author_name": "Юлия Трутовская", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u0441","\u043b\u0443\u043d\u0430","\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441"], "comments": 66, "likes": 129, "favorites": 213, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 92162, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 Nov 2019 11:06:37 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 92162, "author_id": 351597, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92162\/get","add":"\/comments\/92162\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92162"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
66 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
45

Мне кажется Циолковский очень недооценён современным обществом. Мы ничего не делаем, чтобы хоть как-то даже минимально упоминать столь легендарного человека сравнимого с Вернадским и даже с Ломоносовым по масштабу мысли.

Сейчас его идеи тихо перенимают везде кроме нашей страны, которая напоминает последние 30 лет бензоколонку какую-то. Спасибо авторам за такой текст. Прочитал на одном дыхании. Более чем уверен что Маск читал его труды, но конечно он об этом вряд ли когда-то скажет, потому что никто не знает Циолковского, а Илона знают все.

Ответить
11

Он упоминал о нём в своих выступлениях. "Musk said he felt really excited by Tsiolkovsky’s ideas around needing to be out there among the stars, and to expand the scope and scale of human consciousness."

Ответить
4

В Калуге им очень гордятся, "космическая" тема в городе очень развита, хотя после Циолковского ничего космического в городе не было и нет (кроме музея).

Ответить
1

Ну а чем еще гордиться-то? Не Солярисом же. Солярис даже у Лема технологичнее получился.

Вот и создают мифы древней руси.

В Самаре, к примеру, поставили памятник ракете Р-6 и музей космический сделали. Маск еще немного постарается и музей как раз будет в тему.

Ответить
0

При чем тут Солярис?

Ответить
0

Там вообще Фольксваген :)

Ответить
0

Про Шкода можно говорить - то VW. А вот Солярис... (Тут главное вовремя остановиться и не перенести  обсуждение на форум Авторевю.)

Ответить
0

Не там, а тут )

Ответить
1

На самом деле у нас в Калуге действительно очень чтят Константина Эдуардовича. Очень многое названо в его честь. К примеру, я учился в гимназии им.циолковского, жил на улице Циолковского, недалеко от музея и парка им. Циолковского. Очень много памятников ему и большинство мероприятий в городе от школьных до городских обычно посвящены теме космонавтики

Ответить
0

Когда бываю в Калуге (моём родном городе), стараюсь побывать в музее космонавтики. Хотя там редко что-то меняется, всё равно захожу — поностальгировать. ))))

Ответить
2

Как это никто не знает, формула Циолковского до сих пор работает для всех ракет.

Это всё равно, что использовать теорию относительности и не знать об Эйнштейне)

Ответить
1

Открытый космос посмотрите на ютубе очень интресно в том числе и про Циолковского 

Ответить
1

Макс не скрывал, и где-то встречались интервью, что вдохновлялся Циолковским и Королевым, когда загорелся космосом. А также, что добывал всю информацию по космической программе СССР.

Ответить
1

Только про Циолковского, Королева и Гагарина и говорят упоминая космос. 

Ответить
0

По-моему достаточно частно упоминается, как в жизни, так и в худ.произведениях. Даже в аниме есть, чего уж там.

Правда его обычно вспоминают как только речь за космический лифт речь заходит.

Ответить
1

Срочно ссылку на аниме!

Ответить
0

Gundam 00. Эолия Шейнберг основан на Циолковском. (как ряд идей, или скорее общий посыл, так и внешность)

wiki (https://en.wikipedia.org/wiki/Konstantin_Tsiolkovsky), кстати, напомнила, что еще в Denpa Onna to Seishun Otoko одна из серий называется "Tsiolkovsky's Prayer".

Ответить
0

The equation had been derived earlier by the British mathematician William Moore in 1810.

Ответить
0

Упоминать можно и нужно, правда вряд ли кто-то в мире особо к этому прислушается, к сожалению Россия имеет слабое влияние на информационную повестку в научно-технической среде.

Ответить
0

У нас так со всеми историческими личностями в стране. 
В тех же штатах культ личности натягивают на весьма посредственных людей. У нас же этого нет. 
И проблемы страны нужно начинать искать именно с таких вещей. Это фундаментальные вещи. Коррупция относительно такого рода проблем, это курам на смех, а не проблема. 

Хотя меня сейчас хомяки задизлайкают. 

Ответить
0

Блин, почему-то сегодня у меня вдруг заиграла какая-то космическая тема внутри, ну и пошарил немного в Ютьюбе и даже узнал такое муз. направление как Sovietwave.
А сейчас как раз прочитал эту статью.

Ответить
3

Читая о таком человеке, приходит мысль, что советский союз не с нуля развивал промышленность, как это нам преподносится в школе, а почва уже была подготовлена за сотню лет назад...

Ответить
10

Даже больше, чем за сотню, говорят, ещё Николай I лично выбирал название для первой российской АЭС

Ответить
1

А Ленин лично электрофицировал всю страну, опоры ставил и ЛЭП тянул

Ответить
2

Исключено, он же был грибом.

Ответить
0

..и радиоволной

Ответить
0

Тут даже дело не в лично или нет, а в том, что это миф.
У моего отца в 70х годах еще не было электричества дома, например, керосинку жгли.

Ответить
0

Мы в 80-х в деревне регулярно использовали керогаз для готовки.

Ответить
0

Полностью согласен! А ещё, кстати, айфоны тоже миф, их на самом деле не существует. У меня вот например нет айфона, и у моей девушки тоже, и у родителей, кстати, тоже нет.

Ответить
0

Ну да, Ленин во все деревни свет протянул, а через 50 лет кто-то все сломал.

Ответить
0

Кто-то все сломал и погрузил весь СССР во тьму

Ответить
0

А вообще, нашли б статистику и ткнули бы мордой меня и всех несогласных, мол и правда ничего совки не делали, а все, что появилось либо неправда, либо было задумано ещё страстотерпцем Николаем.

Ответить
0

Да причем здесь Николай, я же не цареборец.
Статистика вот https://www.hse.ru/data/2013/01/26/1306205089/WP2_2012_04_.pdf
Среднегодовой темп роста промышленного производства за 1926-1988 гг. (от полного восстановления до максимума в советское время) составил 6,3%, а за 1862-1913 гг. 6,4%
То же на то же, но СССР строили на костях рабов.

Ответить
0

Интересная статистика, правда я не очень понял почему Вы берете такие диапазоны? Темпы роста в начале 20-х в СССР фантастические, а вы их как-то не учитываете. И из периода Российской империи почему-то исключаете период с 1913 по 1917.
А про кости рабов статистику дадите?

Ответить
0

Темпы роста в начале 20-х в СССР фантастические, а вы их как-то не учитываете.

В чем фантастика, когда довоенного уровня достигли только в 1926 году. С этого момента и статистика.
В 1920 г. производство промышленной продукции составляло
только 16% от уровня 1914 г. 
Причины: октябрьская революция + гражданская война.

И из периода Российской империи почему-то исключаете период с 1913 по 1917.

"Первая мировая война, хоть и не сразу, остановила промышленный рост: в 1915–1916 гг. в России наблюдался небольшой спад (–2,2% в 1915 г.; –1,8% в 1916 г.). "

А про кости рабов статистику дадите? 

Отрицаете репрессии? Или то, что все мегастройки Союза строились заключенными? Где их штабелями и хоронили.

Ответить
0

В чем фантастика, когда довоенного уровня достигли только в 1926 году

И что, что объем производства упал, мы вроде про темпы говорим. Или то, что страна начала восстанавливаться ещё по ходу гражданской войны это не заслуга большевиков?

"Первая мировая война, хоть и не сразу, остановила промышленный рост: в 1915–1916 гг. в России наблюдался небольшой спад (–2,2% в 1915 г.; –1,8% в 1916 г.). "

И? Хотя если верить этому документу и взять честные диапазоны все равно разница будет небольшая. Но надо учитывать, что СССР развивался в условиях нескольких войн, в том числе и ВОВ, в также фактически в условия изоляции. РИ развивалась в относительно спокойное время.

Отрицаете репрессии? Или то, что все мегастройки Союза строились заключенными?

Отрицаю то, что заключённые внесли сколь-нибудь существенный вклад в рост промышленного производства СССР.

Ответить
0

В совке сделали пару вещей — лампочку и то хитрый еврей ее у Эдисона украл. А так все достижения науки это наследие Империи

Ответить
0

Даа, Палпатин хороший был вождь..

Ответить
0

Зачем вы вводите людей в заблуждение? Каждый школьник знает что при Петре I уже было построено два завода по обогащению урана, а названия для АЭС были придуманы ещё при Алексее Михайловиче.

Ответить
0

серьезно? а ты видимо рядом стоял и наблюдал за этим?

Ответить
0

Да, все есть. Стоит только властьимущим захотеть....

Ответить
5

Читал его труды про космос. Был в шоке что в то время когда он писал свой труд самый мощный двигатель был в несколько лошадей. А он писал что нам нужно сделать двигатель в 1 млн лошадей и считал это вполне возможным. Многие его тогда сумасшедшим считали а он гений был. 

Ответить
3

Автору уважение, статья отличная!
Особенно спасибо за источники информации

Ответить
–1

Вот зачем отправлять мышей к Луне, когда там уже побывало куча людей, отработанная технология, все вернулись, никакой радиации с которой были бы проблемы и т.д., по словам НАСА

Ответить
4

Именно что "отработанная технология". Которую сегодня невозможно воспроизвести. Ровно по той же причине, по которой сегодня невозможно выпустить Ан-225. 

Чертежи есть. Поставщиков нет. Исполнителей нет.

Ответить
–2

Нет школы/колледжа/университета готовящих таких специалистов с самого детства.

Зато у нас есть блогеры и инста-самки. Так может это мы деграднули нехило?

Ответить
0

Колледж есть. Техникум есть. Университет есть. Это если говорить про Самару.

Самолетов нет. 

Ракеты пока делают.

Ответить
0

Школа это означает школа самолетостроения, она складывается в том числе из компаний частных и государственных, которым нужны специалисты. От того что вы ставите мне минусы наше авиастроения лучше не становится.

Ответить
0

хипстеров всегда хватало

Ответить
3

Затем что если и летали туда то это были кратковременные полеты. А в будущем планируется полноценная жизнь на Луне и регулярные полеты.

Ответить
0

Так много летали что даже забыли как это делали и чертежи пропали )

Ответить
0

У вас черновик реферата, который вы во втором классе писали, сохранился? Нет? Значит вы вообще не учились в школе!
Логика!

Ответить
0

Сравнение - бред полный. Если бы мой реферат был признан первым и лучшим за всю историю и я снято было бы всего несколько копий, не то что все черновики, но вообще всё, какой я ручкой писал, на какой бумаге, что ел на обед и в какой фазе была луна - всё было бы тщательно задокументировано, описано и хранилось бы как самое ценное знание.
А по вашему сравнению мы вообще должны жить в каменном веке, раз потеря знаний и технологий для вас в порядке вещей. Тем более в век, когда люди не из уст в уста знания передают.

Ответить
–1

Вы же написали единственный в своём роде реферат! другие были, но о другом. А тот был единственный. Уникальный. И чё? 
Может дело в том, что вы не считаете его такой уж уникальной ценностью? Надо будет - ещё напишете. Но другим почерком и с более актуальным содержанием. А точно такого же, как во втором классе - не надо. Вам же и не надо. 

Технологии никуда не утеряны. Просто полетали и решили, что больше нет смысла. Смысл появится - сделают снова. Не точно так же - так не надо. Та же электроника весит в разы меньше. Но смысла пока нет. Для туризма разве что, но туристы столько не заплатят

Ответить

Комментарий удален

2

Одно дело сходить в ПВД на Эльбрус. Другое дело - там палатку поставить и жить хотя бы неделю.

Ответить

Комментарий удален

0

ну так маск в процессе. полеты еще не отработаны.

Ответить
–1

Версия "пробы грунта взяли, а больше там делать нечего" вам в голову не приходила?

Ответить

Комментарий удален

0

Тем более

Ответить
1

А еще от первого погружения человека на дно Мариианской впадины до второго прошло 52 года. Потому что главное стать первым человеком, а все исследования можно проводить и в автоматическом режиме.

Ответить
1

Силен человек был что тут скажешь. 
Что знаю по теме - база на луне это очень сложно и непонятно как погасить негативные вещи, скорей всего колония людей там не нужна еще 50 лет. Весь расчет на добычу гелия 3 для двигателей термоядерных которые только в начале пути. 
По марсу - мне кажется раньше 50х 60 х годов туда не сможем отправить человека и вернуть. А жаль. 

Ответить
1

Классная статья, большое спасибо!

Ответить
1

Прекрасная статья. Показана соотнесенность основных идей К.Э.Циолковского с хронологией их воплощения в реальность. Время подтвердило гениальную прозорливость великого ученого, но оно же внесло и определенные коррективы в представления о возможностях человека в деле освоения безбрежного космоса. Оказалось, что человеческое существо, имея земное (планетарное) происхождение не способно к длительному существованию и размножению в космическом пространстве. Тому есть ряд причин - это и отсутствие гравитации (невесомость), и жесткое космическое излучение, губительное для биологических организмов, и проч. По сути, для космонавтов (астронавтов) всегда приходится создавать условия, сходные с биосферными, для их успешного функционирования (будь то орбитальная станция, или лунные модули, или марсианские поселения). А это неэффективно и очень затратно. Гораздо лучше с задачами как исследовательского, так и практического характера справляется робототехника, оснащенная интеллектуальными функциями. Эйфория, обусловленная первым прорывом за пределы Земли, сменяется трезвой оценкой - не будет никакого переселения на экзопланеты, все это лишь красивая фантастика, не учитывающая реальности - биологическую природу самого человека. Так что же, неужели Циолковский оказался не прав, и сама жизнь опровергает его смелые идеи и мечты? Парадокс как раз в том, что стратегия развития цивилизации, в том числе и экспансия в космические просторы Вселенной, отражена им с удивительной точностью. Но цивилизация эта будет не человеческой, а техногенной (постчеловеческой) с основным ее компонентом - искусственным интеллектом. О чем и говорится в докладе автора этих строк - "Эволюционная футурология", представленном на научных чтениях памяти К.Э.Циолковского (Калуга, 2016), а также в монографии “Эволюционная футурология: Мегатренды планетарного развития” (2019). 

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

С инвесторами пока напряг, т.к вложения долгосрочные. Раньше была космическая гонка и это стимулировало развитие отрасли. А сейчас серьезных игроков не осталось. Космос используется для решения текущих земных проблем, и все больше в автоматическом режиме.

Ответить
0

не космическая,а  военная, к сожалению, только гонка военных технологий стимулирует другие науки

Ответить
0

КПД у современного дизельного генератора — до 80%.

Где вы такой фантастический двигатель нашли? Не стесняйтесь, это на Нобелевку тянет, не меньше. А если учесть экономический эффект, так миллиардером станете

Ответить

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }