Как новые эконормы парализуют морские перевозки и как это повлияет на каждого из нас

Новые правила Международной морской организации увеличат расходы на топливо для кораблей до 42%. В конечном итоге это повлияет на обычных людей, так как вырастут расходы на транспортировку и соответственно на товары потребления.

Много лет назад небольшая организация подконтрольная ООН заложила бомбу замедленного действия в машинное отделение глобальной торговли. Эта организация называется Международная морская организация (ИМО). И речь идет о правиле IMO 2020 для дизельных судов работающих на топливе с высоким содержанием серы.

Дело в том, что нефть, которую используют суда по всему миру, от Supermax до круизных лайнеров и островных юнкеров, называется «бункерным топливом». Это тяжелое нефтяное топливо, получается путем перегонки сырой нефти.

Бункерное топливо одно из самых грязных и содержит 3,5% серы.

Годовые выбросы от одного большого контейнеровоза, работающего на бункерном топливе, сопоставимы с выбросами от 10 до 15 миллионов автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Известно, что оксиды серы (SOx) чрезвычайно вредны:

  • у человека они вызывают респираторные симптомы и заболевания легких
  • наносят вред зерновым культурам, лесам и водным обитателям
  • способствуют повышению кислотности океана

Таким образом, одна из целей IMO сокращать выбросы оксида серы, которые вырабатывают суда, чтобы улучшить качество воздуха. Довольно разумно, верно?

Непредвиденные последствия

Первые правила ИМО появились в 2005 году в соответствии с Приложением VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения судовых выбросов (известной как Конвенция МАРПОЛ). С тех пор ограничения на содержание оксидов серы постепенно ужесточаются.

Самое интересное начнется после 1 января 2020 года.

С 1 января 2020 года вступают в силу новые правила Международной Морской Организации (IMO), согласно которым все суда должны сократить вредные выбросы.

То есть перейти на более экологичное и дорогое топливо с более низким содержанием серы.

Если сейчас правила допускают использование мазута с содержанием серы до 3 тыс. ppm (ppm, от англ. parts per million — частей на миллион), то новые ограничения налагают запрет на использование топлива с содержанием серы более 500ppm.

В первую очередь именно сернистость топлива говорит о его чистоте и экологичности. Например привычный водителям стандарт Евро-5 — это топливо с содержанием серы не более 10 ppm.

Средняя цена на топливо за период с начала 2019 года:

  • Мазут - $413 за тонну
  • Топливо с содержанием серы менее 500 ppm - $587 за тонну

При таком раскладе топливные расходы вырастут до 42%. Что конечно недопустимо.

Поэтому судоходные компании пользуются лазейками в новых правилах и устанавливают специальные устройства (скрубберы). Они фильтруют получившийся после сгорания топлива газ, после чего все вредные вещества благополучно попадают не в воздух, но в океан.

Всего на бесполезную «модернизацию» грузового флота было потрачено более $12 млрд.

То есть по сути вместо того, чтобы перейти на более экологичный вид топлива или создать механизм, который бы направлял данные средства на исследования и развитие, было куплено устаревшее оборудование в колоссальных объемах только, чтобы сэкономить в краткосрочной перспективе.

Рынок перевозок

Меры по снижению серы в топливе сильно сократят загрязнение, но также приведут к серьезным нарушениям в глобальном судоходстве, и замедлит рост мировой экономики.

В настоящее время мировая судоходная отрасль использует 4 миллиона баррелей нефти в день - это больше нефти, чем добывается Канадой, Ираном или Кувейтом.

Нет никакого решения, которое сможет легко заменить существующие процессы. Это может привести к тому, что цены на топливо будут расти.

Все это произойдет не за один день. Перебои с топливом могут длиться годами, и для большинства морских перевозчиков останется три варианта:

  • заменить свои двигатели, чтобы они потребляли альтернативное топливо (например сжиженный газ)
  • закупать топливо по новым стандартам. Для этого также придется переориентировать большое количество нефтеперерабатывающих заводов на производство такого топлива
  • установить многомиллионные устройства, называемые «скрубберами», которые могут использовать старое топливо

В любом случае, затраты огромны. К тому же крупнейший в мире производитель скрубберов - шведская компания Alfa Laval - заявляет, что больше не может принимать заказы. Все уже забронировано на несколько лет вперед.

Морская инжиниринговая компания Motorship сообщает:

«Все понимают, что дедлайн не будет перенесен. Но есть проблема. На сегодняшний день установлено менее 600 скрубберов. Это не так много, учитывая размер флота» (20 000).

Но надо понимать, что даже если отрасль будет работать стахановскими темпами, чтобы добиться нужных изменений, не все, или даже большинство перевозчиков, все равно не будут готовы. Это новое правило направит финансовое цунами на грузовой корабельный флот. В конечном итоге это повлияет на обычных людей, так как повысятся расходы на транспортировку и соответственно на перевозимые товары.

Мой Telegram-канал «Эко-Логика» — больше информации о настоящей экологии.

0
3 комментария
Vl Al

Оксид серы - газ.

Скруббер - устройство, извлекающее твердые частицы из смеси газов и твердых частиц.

Каким образом скруббер поможет извлечь газ "оксид серы" из смеси газов - непонятно.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Koval

Знакомые производят  Скрубберы для поездов и кораблей.
Но щас новые есть электро стимулирующий газоразрядный, который производит полезные отходы из выхлопов для переработки в добавки для пластиков или композитов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Если они борются за экологию я не против. Но на деле это просто вытяжка денег, а не забота об окружающей среде.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда