Как нас всех соблазнит ИИ - пессимистичный взгляд на будущее

Сейчас мы переживаем взрывной рост искусственного интеллекта и человечество явно не готово к тем новациям, которые врываются в нашу жизнь. Давайте поразмыслим над одним аспектом - интеграцией ИИ в рекламу и коммуникацию, и его влияние на выбор человека.

Есть такой феномен в маркетинге - баннерная слепота, это когда у человека вырабатывается иммунитет к рекламе, которую ему показывают - мы просто перестаем замечать назойливые баннеры, пускать информацию о них в свое сознание (хотя бессознательно, конечно, видим и воспринимаем). Это естественное и полезное для психики умение, которое всё более важно в условиях, когда поток информации, обрушивающийся на нас, растет с каждым днем.

Проще фильтровать рекламу, которая вас не цепляет, назойливую, неприятную. Сложнее ту, которая точно бьет в вашу боль или в ваше желание. Ведётся постоянная гонка брони и снаряда - рекламодатели выпускают всё новые и новые порции соблазнительных образов, стартаперы и медиакорпорации создают новые площадки и новые форматы рекламы, чтобы достучаться до желаний покупателей. А покупатели в ответ всё больше сужают поле своего восприятия, вырабатывают новые нейронные связи, которые фильтруют и отводят от сознания этот соблазнительный контент.

Искусственный интеллект с его огромными возможностями по генерации контента дает здесь решающее преимущество рекламодателю. Пять составляющих:

  • персонализация рекламного предложения
  • постоянная обратная связь от потребителя контента, которую дают медиа-площадки
  • распространение нательных датчиков
  • bigData
  • возможность быстрой генерации нужного контента

совокупно создают мощное оружие, способное обойти барьеры любой психики.

Пока что это оружие относительно дорого в использовании, но есть сильная тенденция к удешевлению стоимости контента, производимого нейронными сетями, а значит успех этого оружия - дело времени.

Как именно оно будет работать? Представим, что у рекламодателя есть задача продать вам путевку в какой-то отель, например, на Бали (это намеренно упрощенный пример). Социальные сети и маркетплейсы, онлайн-кинотеатры и поисковые системы - до мелочей знают ваши интересы и предпочтения, что вы покупаете, какие фильмы смотрите, кого лайкаете. Они могут не только собирать информацию о ваших действиях, но и тестировать ваше восприятие - проверять вашу сексуальную ориентацию и предпочтения - кто вам больше нравится - мальчики или девочки, блондинки, брюнетки или рыжие, какая форма лица вас привлекает, какие машины вас интересуют, какая музыка и в какой обстановке какие ваши реакции вызывают. Все большее распространение различного рода датчиков, считывающих физиологические показатели людей - дает еще больше информации о наших реакциях и повышает точность оценки. Т.е. это не просто сбор статистики, это целенаправленное изучение вас как объекта влияния.

Исходя из собранных данных, рекламодатель (а вернее обслуживающий его ИИ) может сгенерировать рекламный образ, который на 100% будет для вас соблазнителен - вы увидите девушку (или юношу) именно тех форм, размера и цвета, которые вам наиболее привлекательны, в одежде, которая вам нравится, на машине, о которой вы мечтали и под музыку, которая больше всего вас цепляет и приводит в возбуждение. Это идеальный соблазняющий образ, который невозможно игнорировать. И самым соблазнительным для вас тембром голоса он расскажет о супер предложении от отеля Bali Superior Spa, покажет как сладко и привлекательно отдыхал там сам этот персонаж, а затем добавит, что ждет там вас. Именно вас. И далее этот образ будет сопровождать вас, напоминать вам о том, что ваш предмет желания уже вот-вот, совсем рядом, а когда вы перейдете на сайт турагентства, в виде виртуального помощника поможет приобрести путевку.

При этом, система может корректировать соблазняющий образ по ходу самого процесса соблазнения, ориентируясь на ваше поведение, длительность визуального контакта, движения мышки, изменение сердцебиения и давления, чтобы у вас не было ни малейшей возможности соскочить с крючка. А если вы ещё не обзавелись датчиками, искусственному интеллекту поможет BigData - данные о поведении пользователей, максимально похожих на вас.

Крупные экосистемы создадут для каждого из нас персонализированных помощников (несколько образов, цепляющих разные наши боли и желания), через которых будут манипулировать нашими желаниями и страхами, управлять нашими нейронными связями. И постепенно, но достаточно быстро, все мы окажемся в матрице, сотканной из наших желаний и страхов, виртуальных образов, симулякров, обещающих исполнение этих желаний и избавление от этих страхов.

Чем дольше человечество живет, погруженное в пространство виртуального мира, тем меньше у отдельного человека возможностей выскочить из такой матрицы, т.к. у него все меньше и меньше опыта, независимого от виртуального. Что такое любовь новый человек узнает из ТикТока и Инстаграмма, что такое секс - из порнографии, дружба - это быть в одних группах в ВК или одном чате в Телеграм (а насколько реален ваш друг - не важно). С каждым поколением и каждым годом у нас все меньше опыта, отличного от виртуального, на который мы могли бы опереться в понимании того, кто мы.

При сохранении этой тенденции я не вижу причин, которые бы помешали превращению людей в механизмы, управление которыми осуществляется за счет образов, генерируемых искусственным интеллектом. И остается только один вопрос - в чьих интересах будет осуществляться это манипулирование. Ведь и сами сотрудники и владельцы цифровых экосистем рано или поздно окажутся в плену этой матрицы. Т.е. соблазнение станет абсолютным, у него исчезает реальный заказчик, остается лишь чистая сцена соблазнения, на которую мы все смотрим и за просмотр которой платим. В конечном счете, платим своими жизнями.

Единственным выгодоприобретателем окажется ИИ - наемный режиссёр и демиург образов. И что он будет делать с полученной властью - вопрос, на который ни у кого пока нет ответа.

55
10 комментариев

Я бы сказал, не пессимистичный взгляд, а реальный.

2
Ответить

Даже страшно лайк ставить.
Ведь тогда я попадаю на крючок Системы. )))

1
Ответить

старая дилема Василиска Роко)) на днях у дизраптора о ней читал.

1
Ответить

Интересно, а будет ли оптимистичный взгляд?

1
Ответить

Вы задали очень хороший вопрос, он заставляет думать).
В первом приближении, есть несколько ответов.
Первый - что это и есть оптимизм). Вопрос только точки зрения. Это для диплодоков вымирание динозавров было трагедией, а наши предки от этого выиграли. Так и в случае с ИИ - старое человечество исчезнет, но возникнет некая новая форма разума. И это прогресс и эволюция.
Второй вариант - что эта тенденция ограничена капитализмом и экономическими отношениями, а логика последних 15 лет показывает, что ТНК до сих пор проигрывают государству и старым формам организации общества. Т е как в фильме "Американские боги" - старые боги соберутся и наваляют новым богам. Государство ограничит ИИ, поняв, что теряет кормовую базу, или какие-то биологические и общественные силы проявятся, резервы психики, и скажут "нет" господству ИИ. Какой нибудь "техноджихад" из "Дюны"к этому же варианту.
Третий - это диалектика по Марксу и Гегелю - развитие ИИ (тезис) встретится с ограничениями и сопротивлением среды (антитезис), а в итоге появится что-то третье, где будет немного ИИ, немного прежнего человечества, а в совокупности что-то новое, цельное, бодрое и прекрасное. Созидающее и устремленное к звездам.

Ответить

Как то радужно все у Вас , взгляните глобальнее.
Например вопрос риторический: как часто группа людей за всю историю существования человечества, изобретя что то уникальное, позволяющая этой группе достигнуть любых высот, просто отдает все простым людям , всем в открытый доступ ) хотелось бы пример , не религиозный .

1
Ответить

Извините, за орфографию. За рулем)

Ответить