Азия: перспективное направление для развития стартапов в области FoodTech и AgroTech
Компании, которые предлагают решения в области FoodTech и Agrotech, сегодня «смотрят на Восток», ведь азиатский рынок для них действительно является очень перспективным. Расскажем о том, почему это так.
«Еда всегда была технологией, просто раньше она так не позиционировалась», – точно подметил Дэвид Ли, один из руководителей компании Impossible Foods, которая занимается производством альтернативного мяса из растительных компонентов. Раньше мы действительно не говорили ни о сегменте FoodTech, ни о направлении AgroTech. Однако понимание того, что в любые технологии, связанные с питанием, люди всегда будут вкладывать деньги, было. Сегодня сегменты FoodTech и Agrotech развиваются очень быстрыми темпами, а их перспективы выглядят даже более устойчивыми, чем у других отраслей. Ведь именно эти ниши будут отвечать на самые насущные вопросы человечества:
Как накормить 8 млрд человек (такой цифры население достигнет уже к концу 2022 года).
Как повысить эффективность сельского хозяйства, при том что за последние 60 лет количество пахотных земель в мире сократилось на 30%.
- Как уменьшить количество пищевых отходов в мире, которое по данным ООН составляет почти 1 млрд тонн в год.
Определение понятий
Чтобы не было разночтений, нужно определиться с понятиями и разобраться, что же такое FoodTech и Agrotech.
FoodTech — это вся совокупность цифровых и биотехнологий в процессе производства и доставки продуктов питания. В том числе это создание новых продуктов, упаковки, изменение культуры потребления и т.д. По оценкам J'son & Partners Consulting совместно с ГК «ЭФКО» и Московской биржей, мировой объем рынка FoodTech к 2025 году достигнет 390 миллиардов долларов США.
AgroTech – это конгломерат высоких технологий, который помогает повышать эффективность сельского хозяйства.
В настоящее время FoodTech в десятки раз превосходит AgroTech, но последний, по прогнозам иностранных экспертов, будет расти примерно в 2 раза быстрее. Именно во взаимодействии AgroTech и FoodTech образуют цепочку технологий, повышающих отдачу от пищевой отрасли в целом.
Основные направления развития AgroTech и FoodTech сегодня – это:
- сельское хозяйство 4.0 – высокотехнологичное точечное сельское хозяйство (основанное на расчетах), экологически чистые технологии, smart-технологии, умные фермы, системы удаленного мониторинга и т.д.;
- рынок альтернативных продуктов, в том числе использование растительных протеинов, протеинов насекомых, удовлетворение индивидуальных запросов по питанию, 3D-производство еды, «еда в таблетках» как заменитель традиционных продуктов и т.д;.
- современные технологии обработки упаковки и переработки отходов;
- расширение возможностей доставки еды и вариантов организации питания – супермаркеты с готовыми блюдами, умные кухни, использование роботов для приготовления еды и т.д.
Эти тренды отмечаются и в России, и во всем остальном мире, приобретая определенную региональную специфику.
Однако в РФ развиваются сегменты автоматизации хозяйств, использования нетривиальных решений, например, вертикальных ферм, различных датчиков и т.д.
Почему рынки юго-восточной Азии перспективны?
В юго-восточной Азии рынок FoodTech и AgroTech развивается особенно стремительно. Страны, расположенные в этом регионе, могут стать перспективной площадкой для развития бизнеса для любой компании, но особенно для стартапов.
В этом регионе сложилась очень благоприятная почва для развития стартапов: в 2018 году, который до сих пор остается для региона рекордным, в молодые компании было вложено почти 150 млрд долларов США. Такой годовой показатель пока не превзойден, но в 2021 году уже вовсю говорили о преодолении спада, связанного с пандемией – ведь за три квартала объем инвестиций достиг почти 110 млрд долларов США.
Так что это направление вполне могут рассматривать те российские компании, которые выбирают направление для международного развития.
Страны АСЕАН открывают широкие возможности для стартапов со всего мира, и сейчас, в период активных экономических трансформаций, этот рынок может оказаться наиболее привлекательным для компаний из России. В частности, в июне этого года появилась информация о том, что Россия и страны-члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии создадут совместную ESG-платформу устойчивого развития. При этом сельское хозяйство является одним из тех направлений, сотрудничество по которому будет развиваться.
Стоит обратить внимание на следующие страны и направления секторов FoodTech и AgroTech.
- Сингапур. Помимо того, что это страна, где создан благоприятный режим для развития стартапов, в ней еще и действует перечень стратегически важных направлений, к которым отнесены FoodTech и AgroTech.
- Китай. В стране идет бурное развитие цифровых платформ, в том числе связанных с продажами. Например, это крупные компании по продаже свежих продуктов с доставкой на домашнем рынке Furong XingSheng и Dingdong Maicai.
- Регион наряду с США является мировым лидером по производству оборудования для вертикальных ферм. Ожидается, что в 2022 году объем этого рынка в мире достигнет 6 млрд долларов США.
Но самое главное – на рынках Азии, где в странах традиционно большая плотность населения, есть спрос и на AgroTech, и на FoodTech решения. Именно сюда могут двигаться и российские стартапы, и компании-экспортеры.
Как выйти на новый рынок?
В нынешних экономических условиях стартапы не должны прекращать поиски инвесторов. Для этого есть ряд вариантов.
- Участие в деловых программах, в том числе тех, которые в ближайшее время будут получать поддержку государства, учитывая, например, планы по созданию ESG-платформы устойчивого развития.
- Можно принять участие в международных мероприятиях, направленных на развитие цифровых технологий. Например, в 2022 году на мировой техновыставке CES 2022 было представлено много стартапов в области фудтех.
- Принять участие в акселераторе. Например, компания Kera-Tech, предлагающая решение под ключ для биотехнологической переработки отходов убоя в белковые добавки, используемые в кормовой промышленности, успешно участвовала в программах развития. Также GenerationS и Московский экспортный центр (МЭЦ) сейчас ведут сбор заявок на участие в акселерационной программе Global Partners Program, ориентированной в том числе на Юго-Восточную Азию. Акселератор нацелен на международных партнеров в области инноваций, среди которых технопарки, венчурные фонды и агентства развития инноваций, оказывающие поддержку зарубежным технологическим компаниям.
А, например, фудтех компания SunProtein стала финалистом программы по выходу на зарубежный рынок Global Partners Program в 2021 году. Стартап разработал варианты использования не животного, а растительного белка, который добывается из подсолнечника. Такой белок может применяться как в БАДах для поддержания иммунитета, так и в повседневных перекусах (конфеты и батончики).
- Найти иностранного партнера. Например, российско-израильский стартап Fermata, разрабатывающий технологии для сельского хозяйства, в кризисный 2022 год привлек почти 4 млн долларов США инвестиций.
Больше кейсов в фудтехе, агротехе и других инновационных облостях вы сможете найти в нашем тг-канале The Инновации.