{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Азия: перспективное направление для развития стартапов в области FoodTech и AgroTech

Компании, которые предлагают решения в области FoodTech и Agrotech, сегодня «смотрят на Восток», ведь азиатский рынок для них действительно является очень перспективным. Расскажем о том, почему это так.

«Еда всегда была технологией, просто раньше она так не позиционировалась», – точно подметил Дэвид Ли, один из руководителей компании Impossible Foods, которая занимается производством альтернативного мяса из растительных компонентов. Раньше мы действительно не говорили ни о сегменте FoodTech, ни о направлении AgroTech. Однако понимание того, что в любые технологии, связанные с питанием, люди всегда будут вкладывать деньги, было. Сегодня сегменты FoodTech и Agrotech развиваются очень быстрыми темпами, а их перспективы выглядят даже более устойчивыми, чем у других отраслей. Ведь именно эти ниши будут отвечать на самые насущные вопросы человечества:

  • Как накормить 8 млрд человек (такой цифры население достигнет уже к концу 2022 года).

  • Как повысить эффективность сельского хозяйства, при том что за последние 60 лет количество пахотных земель в мире сократилось на 30%.

  • Как уменьшить количество пищевых отходов в мире, которое по данным ООН составляет почти 1 млрд тонн в год.

Определение понятий

Чтобы не было разночтений, нужно определиться с понятиями и разобраться, что же такое FoodTech и Agrotech.

FoodTech — это вся совокупность цифровых и биотехнологий в процессе производства и доставки продуктов питания. В том числе это создание новых продуктов, упаковки, изменение культуры потребления и т.д. По оценкам J'son & Partners Consulting совместно с ГК «ЭФКО» и Московской биржей, мировой объем рынка FoodTech к 2025 году достигнет 390 миллиардов долларов США.

AgroTech – это конгломерат высоких технологий, который помогает повышать эффективность сельского хозяйства.

В 2020 году объем рынка AgroTech в мире составил более 1 млрд долларов США, а к 2025 году может вырасти почти в 3 раза.

В настоящее время FoodTech в десятки раз превосходит AgroTech, но последний, по прогнозам иностранных экспертов, будет расти примерно в 2 раза быстрее. Именно во взаимодействии AgroTech и FoodTech образуют цепочку технологий, повышающих отдачу от пищевой отрасли в целом.

Основные направления развития AgroTech и FoodTech сегодня – это:

  • сельское хозяйство 4.0 – высокотехнологичное точечное сельское хозяйство (основанное на расчетах), экологически чистые технологии, smart-технологии, умные фермы, системы удаленного мониторинга и т.д.;
  • рынок альтернативных продуктов, в том числе использование растительных протеинов, протеинов насекомых, удовлетворение индивидуальных запросов по питанию, 3D-производство еды, «еда в таблетках» как заменитель традиционных продуктов и т.д;.
  • современные технологии обработки упаковки и переработки отходов;
  • расширение возможностей доставки еды и вариантов организации питания – супермаркеты с готовыми блюдами, умные кухни, использование роботов для приготовления еды и т.д.

Эти тренды отмечаются и в России, и во всем остальном мире, приобретая определенную региональную специфику.

В нашей стране количество IT-специалистов, занятых в АПК, примерно в 2 раза меньше, чем в Великобритании и Германии.

Однако в РФ развиваются сегменты автоматизации хозяйств, использования нетривиальных решений, например, вертикальных ферм, различных датчиков и т.д.

Почему рынки юго-восточной Азии перспективны?

В юго-восточной Азии рынок FoodTech и AgroTech развивается особенно стремительно. Страны, расположенные в этом регионе, могут стать перспективной площадкой для развития бизнеса для любой компании, но особенно для стартапов.

В этом регионе сложилась очень благоприятная почва для развития стартапов: в 2018 году, который до сих пор остается для региона рекордным, в молодые компании было вложено почти 150 млрд долларов США. Такой годовой показатель пока не превзойден, но в 2021 году уже вовсю говорили о преодолении спада, связанного с пандемией – ведь за три квартала объем инвестиций достиг почти 110 млрд долларов США.

Аналитики полагают, что эта тенденция сохранится, и в итоге инвестиции в стартапы в регионе достигнут 1 трлн долларов США.

Так что это направление вполне могут рассматривать те российские компании, которые выбирают направление для международного развития.

Страны АСЕАН открывают широкие возможности для стартапов со всего мира, и сейчас, в период активных экономических трансформаций, этот рынок может оказаться наиболее привлекательным для компаний из России. В частности, в июне этого года появилась информация о том, что Россия и страны-члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии создадут совместную ESG-платформу устойчивого развития. При этом сельское хозяйство является одним из тех направлений, сотрудничество по которому будет развиваться.

Стоит обратить внимание на следующие страны и направления секторов FoodTech и AgroTech.

  • Сингапур. Помимо того, что это страна, где создан благоприятный режим для развития стартапов, в ней еще и действует перечень стратегически важных направлений, к которым отнесены FoodTech и AgroTech.
  • Китай. В стране идет бурное развитие цифровых платформ, в том числе связанных с продажами. Например, это крупные компании по продаже свежих продуктов с доставкой на домашнем рынке Furong XingSheng и Dingdong Maicai.
  • Регион наряду с США является мировым лидером по производству оборудования для вертикальных ферм. Ожидается, что в 2022 году объем этого рынка в мире достигнет 6 млрд долларов США.

Но самое главное – на рынках Азии, где в странах традиционно большая плотность населения, есть спрос и на AgroTech, и на FoodTech решения. Именно сюда могут двигаться и российские стартапы, и компании-экспортеры.

Как выйти на новый рынок?

В нынешних экономических условиях стартапы не должны прекращать поиски инвесторов. Для этого есть ряд вариантов.

  • Участие в деловых программах, в том числе тех, которые в ближайшее время будут получать поддержку государства, учитывая, например, планы по созданию ESG-платформы устойчивого развития.
  • Можно принять участие в международных мероприятиях, направленных на развитие цифровых технологий. Например, в 2022 году на мировой техновыставке CES 2022 было представлено много стартапов в области фудтех.
  • Принять участие в акселераторе. Например, компания Kera-Tech, предлагающая решение под ключ для биотехнологической переработки отходов убоя в белковые добавки, используемые в кормовой промышленности, успешно участвовала в программах развития. Также GenerationS и Московский экспортный центр (МЭЦ) сейчас ведут сбор заявок на участие в акселерационной программе Global Partners Program, ориентированной в том числе на Юго-Восточную Азию. Акселератор нацелен на международных партнеров в области инноваций, среди которых технопарки, венчурные фонды и агентства развития инноваций, оказывающие поддержку зарубежным технологическим компаниям.

    А, например, фудтех компания SunProtein стала финалистом программы по выходу на зарубежный рынок Global Partners Program в 2021 году. Стартап разработал варианты использования не животного, а растительного белка, который добывается из подсолнечника. Такой белок может применяться как в БАДах для поддержания иммунитета, так и в повседневных перекусах (конфеты и батончики).

  • Найти иностранного партнера. Например, российско-израильский стартап Fermata, разрабатывающий технологии для сельского хозяйства, в кризисный 2022 год привлек почти 4 млн долларов США инвестиций.

Больше кейсов в фудтехе, агротехе и других инновационных облостях вы сможете найти в нашем тг-канале The Инновации.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда