Пончиковая империя: начал бизнес в гараже семьи и построил крупную франшизу пончиковых PON-PUSHKA

Заметить пончиковые PON-PUSHKA легко – их яркий дизайн виден издалека, а люди выстраиваются в очереди за вкусными десертами. Первая точка сети открылась в городе Столбцы, где проживает 17 тысяч человек. Сейчас PON-PUSHKA является главным брендом PON’S GROUP – группы компаний и международной франчайзинговой сети, которая включает больше 40 заведений в Беларуси и России.

Как развивать бизнес, учиться на ошибках и с нуля создавать «пончиковую империю» – разберемся вместе с Алексеем Шпадаруком, основателем и генеральным директором PON’S GROUP, который стал гостем подкаста Лиги бизнеса.

<i>Фото из Instagram-аккаунта @pon_pushka.by</i>
Фото из Instagram-аккаунта @pon_pushka.by

С чего начинать: мотивация, продукт и бренд

Мотивация. Даже если все кажется безнадежным, нужно с чего-то начать – так считает Алексей, который родился в Столбцах и с юности интересовался бизнесом. Основы этого дела он начал понимать благодаря родителям: они владели двумя продуктовыми магазинами. Но из-за роста торговых сетей бизнес семьи оказался под угрозой. Алексей начал думать, как помочь родителям.

Продукт. Идея пришла необычная – открыть пончиковую в небольшом городе. Алексей никогда не думал о работе в ресторанном деле, но однажды попробовал пончики за границей и решил, что такой продукт должен быть в каждом городе.

Проект родился от любви. Я влюбился в этот продукт.

Он составил бизнес-план, вместе с отцом купил б/у пончиковый аппарат и поставил его в гараже. Мать помогла с рецептом, и семья начала продавать пончики в своем магазине. «Нужно было протестировать MVP – минимальный жизнеспособный продукт, – поясняет Алексей, – и понять, есть ли спрос на пончики».

<i>Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram</i>
Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram

Спрос оказался большим, поэтому спустя 2-3 месяца Алексей арендовал место в торговом центре, ушел с основной работы в банке и начал самостоятельно работать над бизнесом.

Бренд. Для создания бренда нужно придумать что-то уникальное и привлекательное, что поможет бизнесу выделиться и запомниться.

Легенда PON-PUSHKA рассказывает о Поне, который шагает по всему миру и устанавливает свои пушки, чтобы отпугивать плохое настроение у людей. Отсюда и пошли название и миссия бренда: «Мы спасаем мир от грусти».

Двигаться вперед после старта

Страх. Самое сложное в начале пути – это сделать первые шаги. Это период борьбы с психологическими барьерами. Все окружение Алексея было против идеи создания сети заведений, а сотрудники «не верили в то, что из этого может родиться что-то большое». На вопрос о том, было ли страшно уходить из найма в бизнес, Алексей отвечает с улыбкой:

Страхи были. Я думаю, это нормальное явление. Плохо, когда страха нет.

Начинать с нуля в небольшом городе было сложно: не было четкой системы, продажи записывали в обычный блокнот. Но Алексей знал, что успех кроется в сетевом подходе и стандартах качества, а страхи были для него стимулом.

Работа за десятерых. Набор команды PON-PUSHKA случился спустя 3-4 года после создания бизнеса. Долгое время Алексей работал как минимум за десятерых: создал учетную систему с помощью Excel, чтобы отслеживать основные показатели, нарисовал логотип, занимался операционкой.

<i>Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram</i>
Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram

Большой бизнес – большая ответственность. Поэтому с ростом сети Алексей набирал команду, которой может доверять. Его любимый вопрос новым сотрудникам: «Кем вы видите себя через 5 лет?» Так он понимает планы и амбиции человека.

Франчайзинг. Алексей решил продвигать франчайзинг. Спустя 7-8 месяцев после открытия первого объекта он разместил информацию о сети в главном каталоге франшиз Беларуси «Белфранчайзинг».

Я понял, что именно этим инструментом можно быстро захватить рынок.

Следующим шагом стала демонстрация бизнеса партнерам и инвесторам. В месяц Алексей проводил экскурсии на производстве для 5 потенциальных партнеров. Спустя 3 месяца нашелся человек, который помог открыть первый франчайзинговый объект в Молодечно (позже его пришлось закрыть из-за релокации партнера и проблем с продвижением).

<i>Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram</i>
Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram

Франшиза начала развиваться во многом за счет сарафанного радио. Даже заведения, открытые в местах с низким трафиком, привлекали немалое количество посетителей.

Выход на новые рынки: столица и зарубежье

Большой город. Вторым шагом после поиска партнеров стало открытие PON-PUSHKA в Минске в 2019 году. Это тоже вызвало беспокойства: стратегия Алексея работала в регионах, но подошла бы она для столицы, где конкуренция сильнее? Первому объекту в Минске понадобилось время, чтобы «раскачаться» и выйти на нужный уровень выручки. Улучшились качество обслуживания, система учета, продвижение. Как отмечает Алексей, сейчас новые точки открывать легче за счет узнаваемости.

Заграница. Со временем появилась возможность выйти на иностранные рынки, и Алексей ее не упустил. Упор сделал на доступную цену продукта, натуральные ингредиенты и отличие от американских донатов. Сейчас PON-PUSHKA имеет две точки продаж в Москве и планирует увеличить это число до тысячи по всей России.

В другие страны лучше заходить со стратегическими партнерами, у которых есть ресурсы. Это и денежные ресурсы, и человеческие ресурсы, и экспертиза, и опыт.

Но даже при работе с партнерами бывают сложности. Иногда нужна адаптация и ребрендинг из-за особенностей языка или культуры. Могут возникнуть проблемы с сертификацией оборудования и другими техническими моментами. Приходится находить обходные пути и адаптироваться под новые условия.

Заявлять о себе: инфоповоды и PR

У PON-PUSHKA можно взять себе на заметку интересные способы продвижения бренда. Однажды Алексей попросил свою сестру взять брендированную продукцию в ее поездку в США. В итоге появилось видео, где американец говорит о любви к PON-PUSHKA. Другой пример – фотография пончика с логотипом сети на вершине горы Казбек, которую сделал Алексей во время отдыха с друзьями.

Но одних фотографий и привлекательных заголовков не хватит. Команда продвигает бренд с помощью мероприятий в роли спонсоров или организаторов, Алексей лично ведет блог в Telegram и планирует написать книгу (за рубежом это эффективный способ усиления бренда).

Неудачи и работа над ошибками

Что пошло не так. Первые 3-4 года жизни бизнеса Алексей постоянно думал все бросить: многое не получалось, а если получалось, то далеко не с первого раза. Среди неудач – закрытие заведений, иногда из-за партнеров, иногда из-за юридических и других упущений.

Главная ошибка – расфокусировка. В 2020-2021 годах Алексей начал добавлять новые направления сети. Команда была не готова к появлению суши-баров, кофеен и пиццерий. Поддерживать столько направлений было тяжело, иногда не хватало денег даже на зарплаты, поэтому от нескольких идей пришлось отказаться.

Выводы. Нужно направлять основные силы на бренд-локомотив, все остальное – вторичное. Алексей также озвучил три совета для бизнеса: фокус на самом главном; принятие решений на основе цифр и расчетов; сильная команда.

Понимание своего бизнеса

Только спустя несколько лет после начала проекта Алексей понял его преимущества и начал показывать миру, почему стоит любить PON-PUSHKA.

Изначально это было как-то по наитию: ты так начал, тебе так нравится, поэтому ты так делаешь. А потом ты начинаешь следить за поведением гостей, поставщиков, наблюдаешь, смотришь и адаптируешь. Отрубаешь все ненужное и оставляешь только самое крутое и классное.

PON-PUSHKA – это не франчайзинговый бизнес. В первую очередь это собственная сеть. Франчайзинг – это дополнительная опция, которая помогает продвигать бренд. На любой рынок PON-PUSHKA будет заходить с собственными заведениями, чтобы строить свою сеть. Это показывает, что «управляющая компания – не просто пустышка».

Некоторые партнеры не воспринимают молодую команду Алексея всерьез. «Несмотря на нашу молодость, как физическую, так и мысленную, с нами надо считаться, потому что мы думаем стратегически. Мы не думаем в разряде одного элемента или одного заведения. Поэтому к нам надо прислушиваться и с нами надо считаться. Если с нами дружить, то вы будете в победителях».

<i>Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram</i>
Фото из блога Алексея Шпадарука в Telegram

Как достичь успеха

Алексей считает, что бизнес состоит из трех компонентов: ресурсы, команда и идея. Нужен человек или группа лиц, которые будут эту идею продвигать и поддерживать. Но все это будет бесполезно без четкой цели.

Одна из главных задач бизнеса – быть гибким и адаптивным, чтобы выживать в непостоянном мире. PON-PUSHKA проходила через ребрендинг, изменения в команде и форматах работы, адаптировалась под другие рынки. Сам продукт – это единственное, что не изменилось.

Это говорит об одном: если быть уверенным в ценности продукта и правильно доносить ее до целевой аудитории, пробовать разные форматы работы и адаптироваться к новым условиям, успех не заставит себя ждать.

В подкасте Лиги бизнеса Алексей Шпадарук рассказал, что спасает его от выгорания и помогает восстанавливать силы, что полезного ему дал университет и как совмещать любовь к спорту с продвижением пончиковой. Он также поделился мнением о ценностях в бизнесе и личной жизни и своими целями на ближайшие годы.

Послушать подкаст и узнать полную историю бренда PON-PUSHKA от его создателя можно по ссылке на YouTube канале Business Sharks.

22
Начать дискуссию