Как мы сэкономили 20млн рублей в год мебельной компании, внедрив принципы Тойоты в процесс обработки заказов.

Из 14 принципов Тайоты использовали 5**: остановку для развития, стандартные задачи, визуальный контроль, надежные технологии, уважение к партнерам**. Опыт будет полезен производителям.

Как мы сэкономили 20млн рублей в год мебельной компании, внедрив принципы Тойоты в процесс обработки заказов.

Вступление

Всем привет! Меня зовут Никита, я основатель агентства по автоматизации SalesChef. Специализируемся на автоматизации российских производителей, а так как мы из Пензы, то любим работать с мебельщиками (Пенза — Мекка мебельщиков). Чтобы сэкономить ваше время - в конце есть сухая выжимка и видео-кейс для самых ленивых.

Заказчик

Заказчик: производитель кухонь на заказ.

14 принципов Тайоты

Начнем со всех 14 принципов, кто их и так знает, смело пропускайте. Для тех, кто не в теме:

  • Долгосрочный подход. Смысл принципа: решения надо принимать только те, которые сочетаются с долгосрочными перспективами. Даже если решения приносят краткосрочные потери.
  • Непрерывный поток ведет к решению проблем. Смысл: постоянные процессы должны создавать добавочную стоимость и выявлять ошибки.
  • Система вытягивания. Смысл: принцип защищает от перепроизводства. Продукция должна создаваться точно в срок.
  • Равномерность. Смысл: лучше медленнее, но системно, чем быстро, но хаотично. Работайте как черепаха, а не как заяц.
  • Остановки для развития. Смысл: нет ничего плохого в том, чтобы остановить производство чтобы его улучшить.
  • Стандартные задачи. Смысл: стандартные задачи — основа совершенствования. Задачи должны быть только стандартные, все нестандартное надо превращать в стандарт.
  • Визуальный контроль. Смысл: используйте визуальный контроль, чтобы находить проблемы.
  • Надежные технологии. Тут без комментариев. Технологии не должны подводить, они должны помогать, а не ухудшать жизнь.
  • Воспитывай лидеров. Надо растить своих лидеров, а не нанимать со стороны.
  • Воспитывай незаурядных людей и формируй команду. Тут тоже про людей: важно выращивать команду, которая исповедует твою философию.
  • Уважай партнеров и поставщиков. Смысл: партнеры не рядовые соучастники, а почти члены команды.
  • Посмотри своими глазами. Смысл: чтобы разобраться в ситуации увидь все своими глазами.
  • Принимай решение не торопясь. Смысл: тут вступает в игру восточная философия с их размеренным мышлением. Не надо рубить с плеча, если говорить по-нашему.
  • Постоянно учись. Классика: необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Все что касается философии и команды — это не наша вотчина. Мы отвечаем за технику и автоматизацию. Может ли одно работать без другого? Скорее да, чем нет. Хотя это тема отдельной статьи.

В итоге мы использовали 5 принципов:

  • остановка для развития;
  • стандартные задачи;
  • визуальный контроль;
  • надежные технологии;
  • уважай партнеров.

Задача заказчика — «Уважай партнеров»

«Ребят, я больше не могу подводить партнеров. Они сбрасывают мне заказы, а мы косячим по срокам, а иногда забываем про заказы. Чтобы сохранить отношения, мы платим неустойку: около 1.5-2 млн ₽ в месяц. Это пиз*ец». Примерно так звучала задача заказчика

Отлично, заказчик сам исповедует один из принципов «Уважай партнеров». Начинаем работу.

Первая попытка

Что за первая попытка спросите вы? Да, в первый раз у нас не получилось. Мы доверились новой технологии, как сказали бы в Тайоте, не проверили и провалили внедрение. Мы забыли про 8 пункт «Доверять только проверенным технологиям».

Суть провала: для контроля заявок мы использовали Google Sheets, вся автоматизация строилась там же. В теории и на тестах все работало как надо, но как только в таблицу занесли под 100 заказов она легла. Google Sheets на это не рассчитан.

С первого раза не получилось 😞

Вторая попытка

Прошел год. К этому времени клиент разжился цветными стикерами и тетрадками для хранения разных типов заказов. На самом деле, это рабочая идея визуализации, так Тайота и строила производство — на элементах визуализации. С помощью визуального контроля определи проблему и исправляй. В теории звучит бодро, но на практике тоже не сработало. Сотрудники забывали про листочки, они терялись и путались в папках.

Стикеры со сложными заказами постоянно убирались в конец папок, т.к. с ними никто не хотел работать. Проблема видна, но из-за общей суеты и хаоса решать её не было возможности. Понятно что дело в культуре, а не в системе, но ведь всегда хочется быстрых решений.

В этот раз мы подошли к проблеме последовательно.

Принцип 5. Остановка для развития

Чтобы ускориться, сначала надо замедлиться. Об этом открыто предупредили заказчика. В процессе внедрения заказчик снизил нагрузку, передавая часть заказов только новым менеджерам, которые были обучены работать в системе, для того, чтобы постепенно ввести в процесс всех сотрудников.

Принцип 6. Стандартные задачи

Абсолютно все задачи мы сделали стандартными! Тайота права, стандартные задачи — это основа. Задачи мы заложили в Sensei.

Sensei — дополнение для амоСРМ, которое делает работу в амо стандартной. Даже название коррелирует с восточной философией.

Теперь менеджеры работают по задачам. Человеком управляет система.

По-моему, в рамках работ мы сами стали Сенсеями по работе с Sensei 😂. Если хотите чтобы мы провели аудит как Sensei работает у вас и можно ли на нем решить вашу задачу, пишите мне в Телеграм.

Принцип 7. Визуальный контроль

В amoCRM есть канбан доски, это то что надо. В воронках каждый заказ, это стикер, теги разделяют заказы по цветам. Все как было раньше, менеджеры не переживают. Теперь вся компания в едином месте наблюдает за заказами. Переписка ведется только в карточке заказа. Если заказ проблемный — об этом сразу узнают соответствующие сотрудники. Такие заказы видно и их немедленно начинают «решать». Если заказ начинает задерживаться, настроена система уведомлений до руководителя компании.

Как мы сэкономили 20млн рублей в год мебельной компании, внедрив принципы Тойоты в процесс обработки заказов.

Принцип 8. Надежные технологии

Связка amoCRM и Sensei удачно легла в принцип надежности. Система контролирует сотни заказов в единицу времени без задержек и простоев. Работать в системе легко: выбирай статусы выполнения задачи и делай то, что говорит система. Система сама об этом скажет и напомнит. “Уже близко к победе” думали мы, но не тут-то было.

Эпик фейл с почтой

К сожалению, ошибки случаются. У клиента была своеобразная технология работы с почтой, которую мы не учли. Из-за этой оплошности я и руководитель отдела продаж потеряли пару тысяч нервных клеток. В ручную, мы конечно, сразу все восстановили работу в течение пары часов, а потом переделали логику.

Что случилось? Заказчик работал с одним почтовым ящиком, в котором настроены папки для каждого отдела. Сотрудник заходит в почту и переносит письма в свою папку. Дальше он ведет переписку из своей папки, т.е. единственным идентификатором принадлежности была папка отдела или сотрудника. Еще раз на пальцах как было:

  • Поступило новое письмо, сотрудник об этом помнил.
  • Письмо перенесли в личную папку в почте.
  • Новые входящие с этого адреса будут распределяться в выбранную папку. Другие сотрудники не будут на них реагировать.

Мы слишком рано удалили эти папки и получили хаос.

Как стало:

  • Все письма автоматически прикрепляются к заказу к сделке в amoCRM.

Ничего не надо делать вручную. Если сотрудник уволился, заболел, забыл или забил, то его коллеги смогут ответить. В едином месте собрана полная информация по заказу: от почты до внутренних переписок.

Разрешить ситуацию помог принцип 11. Команда была в целом готова к таким ситуациям. Мы были полноценными партнерами, поэтому заказчик с пониманием воспринял ситуацию.

Окончание проекта

А дальше мы убедились, что принципы Тайоты работают. В итоге за три месяца компания перестроилась. Исчезли возвраты и неустойки. Нет, конечно, ошибки присутствуют, но они уже в пределах статической погрешности.

Краткие итоги

  • Связка технологий, используемых в проекте: amoCRM, Sensei.
  • Время внедрения и перестройки компании: 3 месяца.
  • Степень сложности проекта: средняя.
  • Тиражируемость: отсутствует.
  • Используемые принципы Тайоты:
  • остановка для развития;визуальный контроль;стандартные задачи;надежные технологии;уважение к партнерам.

Спасибо за прочтение. Надеюсь, этот материал был вам полезен. Если у вас производство и вы хотите забыть листочки, стикеры и тетрадки, то напишите в телеграм 😉

14
4 комментария

Про почту непонятно - так и остался один почтовый ящик для всех?
Сотрудники тоже с него пишут?

Ответить

Про почту решили крайне изящно, спасибо за ваш вопрос.

Результат решения мы конечно не скажем, ибо он платный, но за вашу внимательность можем подарить вам YoYo от наших прекрасных партнеров.

2
Ответить

Расскажем в следующих сериях;)

Ответить

Всё есть путь 😍

Ответить