{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С чего начинается Родина: необходимые правила продвижения агентств/продакшенов в digital

Привет! На связи InstaDev/мобильный продакшн. Делаем мобильные приложения, которые помогают бизнесу расти. Меня зовут Надежда Золотухина, директор по маркетинговым коммуникациям. Я уже более 10 лет работаю в сфере PR и маркетинга, в услугах b2b в IT, а еще я немного «душнила» и хорошо владею теорией.

Почему, начиная любое дело, важно овладеть теоретическими знаниями? База хорошо помогает не закапываться в большом количестве инструментов и ненужных деталях: если вы теоретически понимаете, что за чем должно идти, вы можете сразу сделать все правильно и не возвращаться к этому уже потом, когда вы поняли, что что-то пошло не так и непонятно для чего был пройден тот или иной этап.

В этой статье речь пойдет об обязательной базе PR/маркетинга b2b: с чего начать, прежде чем пользоваться различными инструментами пиара и как мотивировать команду.

Но одних знаний, конечно, недостаточно: нужно уметь грамотно применить их на практике (опыт сын ошибок трудный).

Проверьте себя/своего работодателя на готовность начать комплексную PR-деятельность:

1. агентство характеризует себя как стабильный бизнес с оборотом от 30 млн в год, если мы не говорим про продвижение экспертов;

2. бизнес или его основатели, управляющий состав имеют широкую и глубокую экспертизу в нише, в которой развивается бизнес;

3. руководители готовы выделить говорящих/пишущих спикеров, которые будут представлять компанию во внешних коммуникация (знаю, что пункт “утопичный”, но к нему надо стремиться);

4. спикеры готовы выделять время на работу по PR стабильно и системно (не менее 30%) рабочего времени;

5. бизнес готов работать по PR в долгую и осознает, что PR не дает быстрых результатов (все об этом говорят, но не все осознают);

6. бизнес имеет или готов создать профессиональную упаковку (сайт, соцсети, брендинг и вот это все). И надо понимать, что если этого нет, то уйдет еще прилично времени на создание/ребрендинг и раскачку (без иллюзий);

7. у бизнеса качественно настроены бизнес-процессы внутри, это прям очень важно, иначе системный PR не случится. Многие думают: "вот сейчас я “распиарюсь”, клиенты подтянутся, там и менеджеров получше наймем и регламенты быстрей разработаются". Но нет, в идеале это должно случится до комплексной пиар/маркетинговой деятельности.

Если у вас на большинство пунктов положительный ответ, то переходите к следующей главе.

Позиционирование

Основа маркетинга/пиар/брендинга – это позиционирование. Прежде всего нужно выявить свою экспертизу и ключевые рентабельные услуги, посчитать и сделать срез по рентабельности услуг.

Экспертиза – это «супер сила» вашей компании, благодаря которой вы можете выгодно выделяться среди конкурентов.

Формулировка может быть различной в зависимости от позиционирования.

Позиционирование агентств не из мобильной разработки, которые зацепили лично меня:

Экспертиза дает возможность адекватно выбранной ЦА формировать контент-планы и взаимодействовать с выбранной аудиторией.

Обязательно нужно смотреть географию городов, в которых вы работаете, всегда держать руку на пульсе трендов IT рынка, определять ниши и ёмкость этих ниш там, где вы хотите проявлять наибольшую экспертизу.

Базовые принципы PR в b2b

Рейтинги

Обязательная база в PR b2b – это рейтинги, как бы к ним не относились корифеи рынка. Рейтинги развиваются и проделывают огромную работу, чтобы быть максимально прозрачными как для клиента, так и для агентств.

Рейтинг Рунета, Workspace Digital Awards, Золотой сайт/приложение, Adindex и т.д. - выбирайте подходящий по вашему срезу услуг.

И это скорее не для клиентов (хотя по опросам самих рейтингов клиенты их смотрят и даже добавляют в тендеры), а чтобы держать руку на пульсе рынка и понимать вектор развития, следить за работами конкурентов

Портфолио

До сих пор на рынке есть те, кто активно на это забивает. Но если мы хотим делать все по правилам, то у вас обязательно должно быть оформлено портфолио как на сайте, так и на внешних площадках. Кстати, в InstaDev мы его сейчас активно переписываем/переверстываем, чтобы было емко и визуально понятно.

пример портфолио InstaDev

Существует множество разных статей по оформлению кейсов, в том числе на VC: они помогут понять, как грамотно оформить портфолио, чтобы оно раскрывало суть вашей работы и было продающим.

Я разработала такой подробнейший шаблон с учетом специфики мобильной разработки, вы можете поправить/сократить его под свои услуги.

Контент-маркетинг

Тут все по классической методике построения.

1 шаг. Определяем цель контент-маркетинга.

2 шаг. Изучаем продукт и свою экспертность.

3 шаг. Изучаем аудиторию.

4 шаг. Строим путь клиента.

5 шаг. Изучаем контент прямых и смежных конкурентов.

6 шаг. Определяем темы контента.

7 шаг. Определяем экспертов внутри компании.

8 шаг. Определяем формат и каналы распространения.

9 шаг. Анализируем эффективность.

Не забываем про специфику ниш и сегмента b2b, а также выявляем правильную частоту и организуем дистрибуцию.

Нетворкинг

Нетворкинг – также обязательный пункт. Необходимо его соблюдать, чтобы присутствовать в медиаполе и понимать, что происходит с рынком, искать клиентов и т.д. Нетворкинг касается не только профессионального рынка, но и клиентского рынка мероприятий в том числе. Сейчас очень много профессиональных ассоциаций, клубов и неформальных встреч, где можно очень быстро найти ответы на вопросы у коллег, которые уже проходили ваш рабочий путь. Не устаю повторять, что людям нужны люди для развития.

Мероприятия

Когда вы понимаете, что всю основную базу вы закрываете даже не усилиями PR-специалиста, а внутренними усилиями, например, CEO, product-менеджеров, HR-менеджеров, но хотите нарастить обороты, делать PR и заниматься маркетингом в digital более системно, то можно проводить собственные онлайн или офлайн мероприятия, вебинары.

Важно анализировать, что конкретно в вашем случае работает лучше: контент-маркетинг, мероприятия или хорошо заходит ведение официальных страниц агентств в социальных сетях. А может лучше всего в медиаполе работает личный бренд руководителя.

Необходимо отслеживать все процессы и выявлять наиболее релевантный канал, который легко, хорошо и грамотно масштабируется, чтобы его приоритезировать. И уже потом, когда нарастите обороты, можно масштабироваться по всем областям.

Сейчас в огромном информационном потоке нужно развиваться динамично и планово, а не с помощью редких разовых действий.

Частота и системность играют огромную роль как в PR, так и в маркетинге.

Мотивируем и вдохновляемся

Если вы входите в системную пиар деятельность, вам понадобятся ресурсы.

Команда первое время может принимать активное участие в статьях и мероприятиях, но в долгосрочной перспективе это окажется комфортным далеко не для всех. Не все в агентствах хотят развивать личные бренды, поэтому нужна будет отдельная плановая работа с экспертами, которые могут давать комментарии, участвовать в написании обзорных статей при курировании PR-менеджера. Важно таких людей выявить, научить, разработать регламент.

И, конечно, их нужно мотивировать.

Мотивация бывает разная: денежная и “недежная”, под вторую можно придумать много фишек, подходящих под под конкретную команду.

На данный момент мы пришли к мысли, что в PR и прокачке экспертизы лучше работает “неденежная” мотивация.

Например, это система бонусов, которая выдается за определенные разрабатываемые виды активности. То есть человек накапливает определенное количество бонусов, и затем выбирает какой-либо приз из списка возможных, например, мерч, дополнительный выходной, подписка на читательский сервис или сессии с психологом.

Заранее подбираются максимально разные списки подарков за бонусы, которым каждый член команды может заинтересоваться и выбрать подходящий для себя.

Как показывает опыт, такая мотивация является самой продуктивной, если рассматривать ее в долгосрочной перспективе.

Вместо вывода

Рекомендую курсы, которые можно посоветовать своим начинающим PR-специалистам:

  • курсы + стажировка Rassvet.Digital (очень сильное погружение в специфику IT рынка и работы с метриками);
  • агентский b2b PR по авторскому методу Андрея Терехова (узкоспециализированный и несравненный);
  • курсы SkillBox, но только если повезет со стажировкой. Это важно. Хотя с теоретической базой по пиару и маркетингу у них все хорошо;
  • курсы Нетологии. Идут по сути рядом со Skillbox;
  • курс по digital PR от любимого РЭУ.им Плеханова (очень хорошая база, меньше стоимость, чем у ВШЭ)
  • PR News Academy (все о KPI и поиске инсайтов в PR)

Сейчас вся информация в доступе - только бери, изучай, внедряй.

А также в Телеграме много профессиональных пиар комьюнити, которые охотно обмениваются опытом и свежими новостями/инструментами работы.

Я тоже веду свой ТГ-канал (да - да, и я туда же). Называется Надежда/пью кофе и пиарю в digital. Пишу о коммуникациях, лидерстве, наилучших стратегиях бизнеса в пиар и маркетинге, а еще о путешествиях и личном развитии.

Всем любителям подискутировать на жизненные и профессиональные темы - welcome)

0
16 комментариев
Написать комментарий...
MAKO-marketplace

Надежда, спасибо, классный материал! И вовсе вы не "душнила")))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Когда начинаю с кем-то общаться на профессиональные темы, все просят "выражаться попроще", вот тренируюсь 😀. Спасибо за поддержку!

Ответить
Развернуть ветку
MAKO-marketplace

Пусть лучше сами развиваются)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Вот и веду тг канал, чтобы "душнить" только тем, кто хочет копать в профессии глубже ). В целом, тема про окружение, конечно, очень философская )

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жмурина

Спасибо, интересно) Интересно посмотреть рейтинг рейтингов по вашему мнению)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Вы имеете ввиду какой самый развивающийся рейтинг на digital рынке или самый популярный?)) Могу сделать такую статью, спасибо за ваш комментарий )

Ответить
Развернуть ветку
Елена Жмурина

В каких стоит участвовать, какие принимают во внимание клиенты)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Обязательно напишу )

Ответить
Развернуть ветку
Анна Прокопьева

Получилось содержательно!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

🙏 спасибо )

Ответить
Развернуть ветку
Анна Шап

Плюсую по всем пунктам!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Наша рабочая реальность )

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Жданова

Спасибо за статью! Skillbox и Нетология расстраивают поверхностными знаниями. У PR News тоже устаревшая инфа :( Курсов на рынке для айтишных пиарщиков ОЧЕНЬ мало хороших, и это прям проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Так, смотрите, схема такая. Курсы, в большинстве случаев, это просто крепкая теория, дальше надо набивать руку на стажировках, программ сейчас на рынке много, если тема реально актуальна - пишите в ТГ, накидаю варианты. Я сама, кстати, тоже провожу стажировки ). Все коллеги, кто проходил - успешно работают.

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Рыбина

Очень полезно 🔥
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Золотухина

Спасибо! Рада быть полезной

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда